Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

...+15. Поздравляем!

Интересные сюжеты из жизни возрожденной Острожской академии
29 октября, 1996 - 19:06
ФОТО ЮРИЯ ГАРКАВКО / «День»

Об Острожской академии наши постоянные читатели знают очень много. К юбилею мы специально сделали подборку: с 2003 года — с того момента, как главный редактор «Дня» Лариса Ившина впервые побывала в Остроге — на наших страницах появилось 160 (!) публикаций об этом университете. Поэтому удивить вас Острожской академией очень сложно — от захватывающей истории и до факта, что в перерывах здесь звучит классическая музыка, — вы все знаете.

Сегодня Острожская академия — учебное заведение с почти полутысячелетней историей — празднует 15-летие своего возрождения. В 1994 году Указом Президента Украины Леонида Кравчука был создан Острожский высший коллегиум. До этого времени, на Ровненщине Острог славился только сумасшедшим домом и несколькими интернатами для детей. Острожская академия превратила пятнадцатитысячный городок в «украинский Оксфорд», образовательный, научный, духовный центр и «мекку» для политических деятелей. Возродить университет в провинциальном городе и создать из него учебное заведение наивысших европейских стандартов за 15 лет стоило немалых усилий людям, многие из которых до сих пор не имеют должного признания. И об истории возрождения, которая могла бы стать захватывающим фильмом, также мало кто знает. А эту историю создавали и создают сегодня (потому что она еще не дописана) конкретные люди, которые вложили душу в дело своей жизни. Попробуем вам эту историю рассказать.

В конце 80-х годов прошлого века острожский историк и краевед Петр Андрухов (1922 — 1995) начинает активную просветительскую работу среди острожан, относительно роли их города в восточноевропейский истории. В 1989 году он возглавляет краеведческое общество «Спадщина», вокруг идей которого (а основной из них было возрождение Острожской академии) объединяется местная интеллигенция, однако особого резонанса достичь на то время было очень сложно. И, возможно, так и не достигли бы, если бы не настойчивость и бесшабашность нескольких фигур, чьи имена теперь навсегда засечены в истории Острожской академии. Свою поддержку Петру Андрухову и его соратникам высказал днепропетровский ученый, один из основателей советской школы историографии и уроженец Острога Николай Ковальский. К «Спадщине» прислушался тогдашний городской председатель Николай Грищук, и уже в 1993 году было инициировано проведение I съезда острожан, который провозгласил необходимость возрождения Острожской академии. Местная интеллигенция воодушевленно взялась за это дело, написав обращение к Леониду Кравчуку.

И к большому удивлению скептиков, которых на Ровенщине было немало, тогдашнее руководство совсем молодого государства увидело усилия острожской общины. На этой странице истории Острожской академии появляется имя еще одной фигуры, без которой возрождение заведения было бы невозможным. Николай Жулинский, который на то время занимал должность вице-премьер-министра по гуманитарным вопросам, заинтересовался идеей острожан. Вместе с президентом Киево-Могилянской академии Вячеславом Брюховецким они разрабатывают пути возрождения первого высшего учебного заведения Восточной Европы. Главным вопросом для них было «кто возглавит еще не существующее заведение»?

«Претендентов хватало, — говорит тогдашний мэр Острога, а ныне проректор по административно-хозяйственной работе Острожской академии Николай Грищук. — Но ректором мог стать только человек смелый, самоотверженный и уверенный в своих силах». На встречу с Николаем Жулинским и Вячеславом Брюховецким уговорили поехать заведующего кафедры Ровенского педагогического института Игоря Пасичныка. «После этой встречи Брюховецкий позвонил мне по телефону и сказал: «Делай, что хочешь, а Пасичнык должен согласиться. Это тот человек, который нам нужен», — вспоминает Николай Грищук. И Пасичнык согласился. Тогда он еще не знал, что увидит в Остроге.

Для размещения заведения было избрано помещение монастыря капуцинов, где в последние несколько десятилетий находился интернат, состояние которого Николай Жулинский оценил как «жалкий». А Игорь Пасичнык то, что тогда увидел в «своем университете», до сих пор называет руинами. Тем не менее, дороги назад не было. Указ подписан, Острожский высший коллегиум создан. Впереди — свыше 20 инстанций, которые необходимо пройти для регистрации заведения, бесконечные ремонты, набор преподавательского состава и студентов. За окном — 1990-е годы со своими катаклизмами. «Это так кажется: подписали Указ — и все готово. На самом деле нам было чрезвычайно сложно», — признается Николай Грищук. На энтузиазме и желании вернуть славу университета №1 и в Украине, и в Восточной Европе, коим была Острожская академия в ХV-XVI веках, дружный и самоотверженный коллектив вывел университет на первые места в рейтингах работодателей. В 1996 году уже президент Леонид Кучма переименовывает Острожский коллегиум в академию, возвращая, таким образом, заведению его историческое название. В начале 2000 года Острожская академия становится университетом «Острожская академия», а 30 октября 2000 года ей присвоен статус Национального университета.

Однако статусы и названия остаются всего лишь формальностью, если они не наполнены реальным качеством. Об академии заговорили, конкурс среди абитуриентов ежегодно возрастал — тут поступающие не только с Западной Украины, но и из Донецка, Кировограда, Одессы, Крыма. Но каким бы не был конкурс, какими бы ни были условия — с самого начала возрождения в Острожской академии установили нерушимое правило: сюда никто не поступит за деньги или по связям! Наверное, поэтому студенты в Остроге никогда не были серой массой — каждый из них индивидуальность, имеющая все условия для развития: от электронной библиотеки (которой позавидует любой киевский вуз) до культурно-творческого центра, где студенты сами себе организовывауют досуг. Студенческое самоуправление в Остроге не надо «стимулировать», как это часто делают руководители других университетов. С 1999 года здесь действует Братство спудеев, которое занимается всеми студенческими вопросами: от поселения в общежитие до помощи при трудоустройстве выпускников. А еще Острог дал название и... жизнь целому бренду — совместному проекту студенческой молодежи и газеты «День» Острожскому клубу свободного интеллектуального общения молодежи.

Вообще-то, «День» и Острожская академия — это целый роман длиною в шесть лет. За это время совместно реализовано немало идей. Каждая книга из «Библиотеки «Дня»» обязательно должна быть представлена в Остроге. Да что там говорить, уже четверо выпускников Острожской академии работают в редакции «Дня».

Сегодня Острожская академия вместе с друзьями и партнерами будет праздновать пятнадцатилетие своей возрожденной жизни. Студенты, преподаватели, члены Наблюдательного совета вместе создадут живую цепь от стелы, которая стоит на месте академии XV—XVI веков, до современных зданий университета. Традицию широко и весело праздновать современные студенты переняли от спудеев средневековья. Эта традиция, помимо меркантильной цели задобрить преподавателей перед экзаменами, означает, что академия преисполнена молодой энергии. Эту ценную черту мы желаем ей никогда не терять! С днем возрождения! Vivat, академия!

Ольга РЕШЕТИЛОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ