Впечатления от поездки на велосипеде даже в пределах одного города могут быть очень разными. О том, как сделать такую поездку безопасной и приятной, недавно во Львове обсуждали велоактивисты из разных регионов Украины.
«Транспорта с каждым годом становится все больше. А развитие транспортной инфраструктуры не может увеличиваться бесконечно, да и не нужно этого делать. Можно уменьшить использование автомобиля и увеличить использование таких чистых и энергонезатратных видов транспорта как велосипед. Так сделали многие успешные страны мира», — говорит советник городского головы города Львова по вопросам развития велоинфраструктуры Олег ШМИД.
По его мнению, в Украине этот процесс уже запущен. Годом рождения велоинфраструктуры в нашем государстве он считает 2011 год. «Тогда этот вопрос «прорвало». Где-то краской по ямам и выбоинам на асфальте нарисовали велодорожку, где-то установили велостойку, где-то начали работу над концепцией развития велоинфрастурктуры», — объясняет он.
Правда, с тех пор украинским велосипедистам не стало комфортнее ездить, ведь надлежащих условий для этого до сих пор нет: в Одессе всего одна велодорожка, в Луцке — ни одной, в Донецке — одна. На этом фоне Львов с почти 30-ю километрами полос для передвижения на велосипеде выглядит достаточно оптимистично. Впрочем, и здесь о комфортной и безопасной езде теперь говорить рано. Ведь готовы лишь фрагменты инфраструктуры, короткие отрезки велодорожек на отдельных улицах, которые не соединены между собой в единую сеть.
Во Львовском городском совете объясняют: велодорожки теперь делают там, где есть для этого возможность: на улицах и дорогах, где проводят ремонты. Мол, если не сделать их на этих улицах теперь, то в следующий раз возможность сделать пути для велосипедистов с минимальными затратами может появиться спустя много лет.
«Важно сразу зарезервировать место под велодорожку, а впоследствии она будет соединена и с другими улицами в единое целое. Сейчас мы будем работать над тем, чтобы соединить то, что уже построено», — говорит Олег Шмид. По его словам, комфортным для велосипедистов Львов должен стать до 2020 года — когда будет завершена Программа развития велоинфраструктуры, в соответствии с которой должны появиться 268 километров путей для двухколесного транспорта.
Впрочем, построить велоинфраструктуру — это лишь первый шаг. Второй — сделать ее функциональной. «Важно, чтобы было взаимоуважение между всеми участниками движения. Мы можем вкладывать деньги в строительство велодорожек, но если по ним не будут ездить велосипедисты, а люди будут парковать авто и будут ходить пешеходы — это просто выброшенные на ветер деньги», — констатирует Олег Шмид.
ВОПРОС ИМИДЖА
«В свое время я ездил на велосипеде на работу. Друзья называли меня ненормальным. Сейчас на велосипеде не езжу», — рассказывает пан Андрей, 40-летний чиновник из одного из областных центров Западной Украины. В его окружении считают, что велосипед — это детская игрушка или способ передвижения для малоимущих людей в селах.
Добираться до места работы на велосипеде — это смешно, считает и мэр Донецка. Летом Александр Лукьянченко заявил представителям СМИ, что не будет ездить на работу на велосипеде, чтобы не казаться смешным: «Я не хочу смешить народ. На велосипеде я могу на отдыхе ездить. Я думаю, что мои коллеги из дальнего зарубежья, которые раньше это делали, ездили перед выборами, наверное», — объяснил мэр. Он также заявил, что добираться на двухколесном транспорте могут разве что мэры небольших городов, где проживает 1200—1600 жителей.
Однако во Львове активно работают над продвижением велосипеда как вида транспорта. И хотя мэр города Льва также добирается на работу не на велосипеде, во Львове сняли серию роликов о людях — разного возраста и разных профессий — которые добираются до работы именно на двухколесном транспорте. Здесь и общественные деятели, и ученые, и парикмахеры. Люди рассказывают о преимуществах велосипеда и о причинах, которые подтолкнули их выбрать именно этот транспорт.
256 ВЕЛОСИПЕДИСТОВ В ДЕНЬ
«Говорить о тенденциях относительно развития велодвижения можно опираясь на данные продажи велосипедов. По данным магазинов во Львове, ежегодно количество их продаж увеличивается на 25—40%» — рассказывает Олег Шмид.
Пытаются «сосчитать» велосипедистов и на отдельных велодорожках города. К примеру, во львовском горсовете подсчитали: на улице Липинского (где недавно построили одну из самых длинных в городе велодорожек) за день проезжает 256 велосипедистов. «Для сравнения, в Копенгагене на центральной площади стоит регистратор, который фиксирует велосипедистов. Там за день проезжает до 20 тысяч людей», — говорит Олег Шмид.
«ОБЩИЕ ИНТЕРЕСЫ — ОБЪЕДИНЕНИЕ УСИЛИЙ»...
Чтобы заставить руководителей города заниматься развитием велоинфраструктуры, нужно не конфликтовать с ними, а пытаться убедить их в важности проблемы, считает руководитель направления защиты прав и интересов граждан Донецкой областной организации «Комитет избирателей Украины» Татьяна Дурнева: «Мы работаем по принципу: «общие интересы — объединение усилий». Вопрос решается быстрее, когда власть понимает, что это проблема всего города. Год назад мы провели первый мини-референдум о предоставлении права жителям Донецка безопасно и комфортно пользоваться велосипедным транспортом. Год назад в Донецке не было ни одной велосипедной дорожки и никто об этом не говорил. После миниреферендума мы собрали все предложения (их было больше ста), проанализировали их, подвели итоги и направили письмом к мэру. Это был сентябрь. А уже в ноябре горсовет принял программу развития дорожного движения, в котором были два пункта: разработать концепцию развития движения велосипедного транспорта в Донецке до 2015 года (это уже сделано) и выполнить проектирование и строительство велосипедных дорожек до 2015 года. Так мы получили документ, к которому можно апеллировать» (напомним, «День» писал об этой инициативе в цикле статей).
С тех пор в городе уже появилась первая велодорожка. И хотя теперь это капля в море — это важный первый шаг, убеждена Татьяна Дурнева, ведь городская власть в конечном итоге увидела и поняла, что проблема существует.
ВЕЛОИНИЦИАТИВЫ
Между тем, велосипед для украинцев становится не только средством, на котором можно добраться на работу, но и непосредственно рабочим транспортом. Почтальоны на велосипедах — привычная для Украины картина. А вот велосипедисты-стражи порядка — для большинства украинцев пока ассоциируются разве что с американскими фильмами. Впрочем, в Луцке такой способ передвижения стражи порядка уже попробовали и оценили его преимущества. Защитники порядка утверждают — на велосипеде в случае необходимости намного проще догнать нарушителя.
— Состоянием на сегодняшний день закупили шесть велосипедов. Они уже проработали лето. На первом этапе мы увидели, что от такого нововведения есть позитивные результаты. Поэтому сейчас планируем закупать больше велосипедов. На следующий год планируем иметь их 10—12 — говорит начальник Луцкого городского отдела внутренних дел Василий МАРЧИШАК.
Патрулируют на велосипедах в Луцке в основном в парках. Лишь в праздничные дни, когда перекрывают для въезда автомобилей центральные улицы, велопатруль работает и там. На двухколесном транспорте выезжают лишь в хорошую погоду.
Все чаще на улицах украинских городов можно встретить и велокурьеров. Уже третий год во Львове работает 28-летний независимый велокурьер Юрий. «Заказы бывают разные. Привезти документы, доставить цветы, иногда просят купить и привезти еду из любимого заведения общественного питания», — рассказывает парень. В день Юрий успевает «намотать» в среднем 120—160 километров. Девиз известного львовского велокурьера — «в любое время, в любую погоду».
Еще одну бизнес-идею реализовали в Одессе. Здесь в случае необходимости к вашему велосипеду может приехать «велодоктор»:
— Сложно и неудобно транспортировать поломанный велосипед в мастерскую. Поэтому мы положили начало службе «Велодоктор» — в случае незначительных поломок мастер в течение получаса приезжает на место происшествия и ремонтирует ваш велосипед. Цены в службе очень демократичные: выезд мастера стоит 15 гривен, заклеить шину — еще 10. Это значительная экономия времени и усилий, особенно, если учесть, что поломанный велосипед пришлось бы везти в мастерскую на такси, — рассказывает один из основателей службы, велоактивист из Одессы Юрий ПРАЗДНИКОВ.