Этот проект был совместно создан и воплощен командой активных участников украинских громад: Роксоланой Кармазин (Даллас), Кристиной Брындзьой (Хьюстон), Ксенией Рыхтицкой (Детройт), Анизией Кармазин (Питсбург) и Олей Черкасс (Санкт-Петербург) в сотрудничестве с художницей Лидией Боднар-Балагутрак. На выставке, которую можно просматривать в том числе на сайте Колумбийского университета по ссылке (в PowerPoint) и (в формате PDF), а так же на сайтах разных украинских организаций в США, представлено 26 работ смешанной техники. Мероприятие бесплатное и продолжается в течение ноября 2020 года.
ОТ НЕБОЛЬШОГО ТЕХАССКОГО ПРОЕКТА — ДО ПРЕДСТАВЛЕННОГО ВО ВСЕХ США
Как рассказала одна из кураторов выставки пани Роксолана КАРМАЗИН (которая, кстати, поделилась, что любит «День» и покупала его, находясь в Украине), идея этого проекта возникла еще в начале июля — тогда она обратилась к художнице из Хьюстона Лидии Боднар-Балагутрак, чтобы обсудить возможность создать виртуальную выставку ее произведений на тему Голодомора и в ноябре представить ее общественности. «Мы были в восторге, когда она согласилась, — говорит куратор. — Лидия прислала мне тонны письменных материалов и образцы своих работ, касающихся Голодомора-геноцида, и из этого я выбрала двадцать шесть работ и начала создавать выставку с помощью PowerPoint».
«Мы начали этот проект как выставку, которую будут совместно представлять украинские организации в Техасе, но такой интерес был и за пределами Техаса, и из-за пандемии было и есть сильное стремление к интересным виртуальным программам, — продолжает Роксолана. — Выставка прошла путь от небольшого техасского проекта до чрезвычайно мощного, и сейчас его показывают во всех США и Канаде. Ориентировочно сорок организаций демонстрируют эту выставку».
«Кроме того, искусство — это отличный способ узнать об этой важной теме, и я думаю, что творчество Лидии — мощный способ сделать это. Когда вы смотрите на ее работы, вас сразу поражает эта жуткая и убедительная, но красивая презентация», — делится соображениями куратор.
«ДЛЯ ТОГО, ЧТО Я ХОТЕЛА ПЕРЕДАТЬ ЗРИТЕЛЮ, НЕ ХВАТАЛО ПРОСТО КРАСОК»
Автор представленных работ, Лидия Боднар-Балагутрак, работает на факультете Школы искусств Гласселла в Музее изобразительных искусств в Хьюстоне. Ее картины можно найти в музеях и частных коллекциях США и Европы. Лидия рассказывает, что тема Голодомора в ее творчестве возникла после первого посещения Украины — это было в 1991 году, незадолго до того, как наша страна обрела независимость. «Я тогда была очень поражена, что многие люди, которых я встречала во Львове и других городах, не знали о Голодоморе или, может, не хотели говорить о нем. Эта тема не была популярной среди художников. Когда я вернулась, то решила быть своеобразным свидетелем того исторического события, потому что даже в Украине об этом не знали, а здесь, в Америке, и подавно. Я находила информацию, копировала фотографии, и все те разные материалы использовала в своих произведениях», — рассказала она недавно в подкасте «Завзятисть» организации «Украинский Сан-Антонио» (его можно прослушать по ссылке). В то же время Лидия Боднар-Балагутрак отмечает, что теперь в Украине проходят глубокие исследования, историки и художники занимаются этой темой, и это ее очень радует.
Украинско-американская художница родилась и выросла в США, является гражданкой этой страны, ей легче говорить на английском, и в то же время женщина очень благодарна, что родители в детстве говорили с ней на украинском и лелеяли в ней украинство.
«Выбирая информацию, собранную из разных документальных источников, я упорядочиваю ее, создавая своеобразный диалог, который позже ложится коллажем на поверхность полотна, доски или бумаги. Я росла в двух культурах — наследственной, которую лелеяла моя семья, которая вынуждена была бежать из Украины после Второй мировой войны, а также культуре Америки — страны, которая дала прибежище моей семье, в которой я родилась, выросла, живу и работаю, — говорит автор. — Мои работы выражают мое увлечение человеческим достоинством и личностью».
Что касается собственно произведений на тему Голодомора, то в них художница часто обращается к формальным средствам, присущим иконописи. В то же время подчеркивает: ее произведения не являются иконами. «То, что я делаю, — коллаж, смешанная техника: рисунок, рисунок и даже 3D — это довольно традиционные формы, которые я помещаю вместе. Это началось с первой поездки в Украину. Ведь для того, что я хотела произнести и передать зрителю, не хватало просто красок. Надо было вложить действительно правдивые вещи: письма, описания, фотографии. Так возникал фон, на который я накладывала больше информации. Если посмотреть на мои произведения, то человеческая фигура исчезла, ее изображения нет, но человек там действует — в словах, фотографиях...», — поделилась Лидия Боднар-Балагутрак в упомянутом подкасте. Один из ее приемов — наложение своеобразного растительного «покрывала» на фон работ. Автор объясняет, что на нее очень большое влияние оказало посещение Чернобыля несколько лет назад — где покинутая человеком территория полностью заросла деревьями и кустами. «Вроде естественное одеяло, которое заживляет, — делится Лидия. — Теперь я применяю такой метафорический образ».
Художница рассказывает, что ей очень интересен отзыв на представленные работы именно украинской громады. «Ведь я все-таки воспринимаю Украину моими американскими глазами», — признается она. Презентация этой выставки планировалось и вживую — во Львове и других украинских городах, но, к сожалению, коронавирусная пандемия заставила отложить эти планы. Но — не отменить. Поэтому надеемся на продолжение проекта.