В ближайшее время в нашей стране будут начаты работы по строительству первой платной автомобильной дороги Львов — Краковец. Большую часть финансирования проекта выполняет объединяющий 15 коммерческих компаний консорциум «Украинские транспортные магистрали», 40% средств будут выделены из государственного бюджета. «В целом, — сказал корреспонденту «Дня» председатель корпорации «Украинские автомобильные дороги» Владимир Герасимчук, — строительство магистрали европейского типа, согласно проведенным расчетам, обойдется в полмиллиарда гривен и займет около пяти лет».
Предполагается, что в первую очередь будет построен участок трассы около Львова, где на сегодняшний день зафиксирована наиболее высокая активность движения. Стоимость проезда по трассе «Львов — Краковец» протяженностью в 80 километров пока не определена. Предполагается, что она будет зависеть от количества бензина, необходимого для преодоления трассы.
По словам Владимира Герасимчука, в связи с низким качеством отечественных дорог «иностранные перевозчики предпочитают осуществлять транзитные перевозки по территории Беларуси или Польши. Боятся наших трасс и автомобильные туристы». Как показывает проведенный специалистами «Автодор» анализ, более 8% дорог государственного значения (около 13,1 тыс. км), по которым осуществляется 80% отечественных перевозок и 100% транзитных, требуют срочной реконструкции. Для ремонта и поддержания отечественных трасс общего пользования в надлежащем эксплутационном состоянии в 1999 году предусмотрено выделить из государственного бюджета только 1,3 млрд. гривен, тогда как необходимо (с учетом нового строительства) более 5,5 млрд. гривен. Не отвечает требованиям и техническое состояние 40% мостов, по которым проводятся перевозки тяжелых грузов. До сих пор не построены дороги в более чем 700 населенных пунктов Украины.
Опыт мировой практики показывает, что одним из перспективных источников финансирования развития дорожной сети является строительство платных автомобильных дорог за счет негосударственных финансовых инвестиций. Но, как отметил В.Герасимчук, рассчитывать на поступление инвестиций для строительства автомобильных дорог «особенно не приходится», поскольку подобный проект начнет приносить прибыль инвесторам только через 5–6 лет. Впрочем, сегодня уже ведутся переговоры с одной из иностранных компаний о строительстве второй платной магистрали между Киевом и Винницей. А при благоприятной ситуации сеть платных дорог может составить две тысячи километров.