Города часто ассоциируются со значительным спектром возможностей, в том числе и для досуга. Киевлян, например, вряд ли удастся удивить галереей или хабом, которых в столице открыто немало. А для некоторых городов это до сих пор только планы на будущее, что еще раз напоминает о разном уровне обеспечения культурной инфраструктурой на территории Украины. «Города 300 тыс.: молодежь, досуг, культура» — дискуссия, которая акцентирует внимание именно на этой специфике: как молодежь проводит свой досуг и как хотела бы, и что для этого нужно. В то же время такая дискуссия — еще и хорошая возможность узнать больше о жизни других городов, в данном случае — Винницы, Полтавы и Ривного.
ОТ ХАКАТОНА К РЕКОНСТРУКЦИИ ДРЕВНЕРУСЬКОГО ГОРОДИЩА
Сначала о достижениях по организации досуга молодежи, которыми поделились представительницы каждого из городов. Алина Дяченко, директор винницкого «Института развития городов», рассказала о развитой инфраструктуре для общественной деятельности. В частности, в центре Винницы есть молодежный центр «Квадрат» на 400 квадратных метров, где в карантин все время происходили массовые мероприятия. Также существует много заведений от антикафе до креативного пространства «Артынов» (где можно проводить и неформальные встречи, и камерные концерты). Еще одной важной локацией в Виннице является хаб «Город смыслов».
Что касается чисто культурного досуга, то в городе привели в порядок и оборудовали новым оборудованием муниципальный кинотеатр. На территории санатория имени М. Коцюбинского начали организовывать мероприятия на свежем воздухе. Громада активизирует и пространство заброшенных зданий — так произошло, например, с территорией бывшего завода «Кристалл».
В «Институте развития городов» также есть отдел урбанистики, который реализует собственные проекты. В частности, в небольшой сквер в центральной части города добавили культурный контекст — он будет посвящен художнику Натану Альтмана (известный кубист, скульптор и театральный художник), который родился в Виннице. Поэтому это место хорошо подойдет для проведения художественных пленэров. Алина Дяченко рассказала, что это также и способ рассказать самим жителям об их известном в мире земляке. Еще один проект — превратить территорию возле музея М. Коцюбинского в пространство для литературных событий. По мнению директора винницкого «Института развития городов», очень важно, чтобы были тематические локации, посвященные живописи, литературе и тому подобное.
КАЖДУЮ ОСЕНЬ В КИЕВСКОМ ПАРКЕ ШЕВЧЕНКА ДЛЯ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ ПРОВОДЯТ «НАУЧНЫЕ ПИКНИКИ», ПОДОБНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ — МЕЧТА ДЛЯ НЕБОЛЬШИХ ГОРОДОВ И ПОСЕЛКОВ, ПОЭТОМУ АКТИВИСТЫ ВДОХНОВЕННО ИЩУТ ВОЗМОЖНОСТИ, ЧТОБЫ ОРГАНИЗОВАТЬ ПОДОБНЫЕ ПРОЕКТЫ И У СЕБЯ ДОМА / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «ДЕНЬ»
Менеджер культуры, арт и операционная директор международного джазового фестиваля «ART JAZZ», организатор культурных, образовательных и художественных событий Ривного Елена Шульга вспомнила и другие форматы досуга города, ведь значение имеет не только культурная составляющая, но и образовательная. Например, в Киеве проводится много хакатонов на разные темы: от IТ до креативных индустрий. Образовательную составляющую имеет также и фестиваль «ART JAZZ», который уже в течение многих лет организует школы для джазовых музыкантов — для этого приглашаются украинские и польские преподаватели. В этом году, несмотря на пандемию, удалось провести Школу бродвейского театра и хип-хопа, в которой приняла участие молодежь со всей Украины (разумеется, с соблюдением всех требований).
Также Лена Шульга рассказала о роли дворцов детей и молодежи, домов, на основе которых действуют театры, курсы вокала, хоры, ансамбли, танцевальные студии, и вспомнила о масштабном проекте «Городище Оствица» — реконструкторы стремятся воссоздать древнеруськое городище, которое в XI и ХII веках существовало на левом берегу озера Басов Кут. К этой работе привлечено много молодежи.
О формате краеведческого арт-уикенда в Полтаве рассказала Марина Герасименко — директор местной школы неформального образования. Темой мероприятия, проходившего во дворе Полтавского краеведческого музея имени Василия Кричевского, стал культурный код «Енеїди» Котляревского в иллюстрациях и произведениях искусства. Также Марина Герасименко сделала ударение на большом количестве туристических объектов Полтавы.
ЗОНЫ РОСТА
Важным аспектом для целостного понимания досуга указанных городов является и понимание тех вызовов, с которыми они сталкиваются. Кроме общей проблемы для всех — выезда активной молодежи за рубеж, которая должна решаться в комплексе с рядом экономических вопросов, есть вызовы и на уровне чисто громады. Скажем, для многих городов проблемой остается вопрос культурной инфраструктуры. В Виннице, например, есть много коммерческих площадок, но художникам часто не хватает средств, чтобы провести там выставку. Поэтому, как рассказала Алина Дяченко, отдушиной для художников становятся муралы, которые заказывает город (ежегодно — пять муралов). Не хватает также пространств для концертов и театральных постановок молодежи. Городской театр, Дом офицеров как концертный зал — это довольно академические пространства. А молодежь хотела бы локацию, где могла бы демонстрировать свои экспериментальные работы, и не в формате фестиваля (который проходит обычно раз в год), а на постоянной основе.
Марина Герасименко рассказала, что Полтаве очень требуется хаб, где активные жители города могли бы собираться и организовывать свои действия. Еще один вызов — распространение информации и улучшение работы транспорта, чтобы жители пригорода Полтавы также могли узнать и посетить мероприятия.
В общем, Марина Герасименко обозначила еще несколько важных вопросов, требующих решения. Во-первых, бизнесу, гражданскому обществу и власти нужно учиться находить общий язык, чтобы вместе реализовывать полезные для города проекты. Как отметила Марина Герасименко, Полтава имеет огромный неиспользованный потенциал: существует очень много культурных «знаковых точек», которые до сих пор остаются не активизированы. Последний пункт затрагивает еще один общий вопрос — как привлекать молодежь к активности, в частности в плане активного культурного отдыха. И с этим связан второй вопрос — как обращаться к молодежи «на ее же языке» и одновременно сохранить и передать собственные ценности, то есть достигая определенной аудитории, подтягивать ее на новый уровень.
В-третьих, нужно учитывать все разнообразие аудитории. Например, одна из слушательниц онлайн-дискуссии написала, что большинство муниципальных мероприятий, которые проходят в Виннице — для родителей и маленьких детей. А как быть молодежи, не имеющей детей? И это только один из примеров; в каждом городе своя ситуация и свои способы ее решения. Например, Марина Герасименко отметила, что в Полтаве мероприятия для школьников 14-16 лет почти отсутствуют. Зато в Виннице существует «Бюджет школьных проектов», куда школьники могут подать свои идеи и реализовать их за счет городского бюджета, что помогает поддержать активную молодежь.
Возможно, скоро можно будет позаимствовать еще один опыт этого города — сейчас разрабатывают интеркультурную политику, чтобы интегрировать иностранных студентов в развитие Винницы. Впрочем, в целом, учет всех групп населения при создании проектов для города до сих пор остается вызовом. Речь идет и об инклюзивности городского пространства, и о работе с молодежью из неблагополучных семей и др.
Отдельный пласт работы — проведение социологических опросов, чтобы лучше понимать собственную громаду. Что касается досуга молодежи Ивано-Франковска, Херсона и Хмельницкого, то соответствующие исследования уже проводит аналитический центр CЕDOS при поддержке Украинского культурного фонда. Надеемся, его выводы будут полезны и для других украинских городов.