Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Активизм с... сепаратистским прошлым

Что планируют херсонские «общественные деятели» в сфере образования?
25 ноября, 2016 - 13:24
ФОТО KORDI.INFO

После аннексии Крыма Россией в 2014 году настроения жителей Херсонщины были тревожными. Но решительными. Попытки агентов российского влияния провести здесь шабаш «Русской весны» провалились, а немногочисленным активным сепаратистам с триколорами недвусмысленно намекнули, что в Херсоне псевдореспублик по сценарию Донбасса — не будет.

После насыщения региона подразделениями ВСУ и пограничниками, нескольких резонансных задержаний российских шпионов силами СБУ стало понятно, что на прямое вторжение в Херсонскую область Россия вряд ли осмелится. Да и ужасы войны на Донбассе окончательно убедили большинство херсонцев в том, кто является главным внешним врагом и какие разрушения несут городам сепаратисты под руководством России.

Вместе с тем важность области для аннексированного Крыма переоценить трудно. Это и водоснабжение, и электроэнергия, и многочисленные экономические связи со всей материковой Украиной. Поэтому нечего надеяться, что Россия оставит Херсонскую область и весь юг Украины в покое. Только методы навязывания своих интересов идеологи «Русского мира» выбрали новые. Значительно более коварные.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФРОНТ

Не нужно быть военным экспертом, чтобы понимать: открытая война с использованием тяжелой наземной техники, авиации и тысяч военных — в десятки раз дороже, чем тихая оккупация, которую можно проводить за счет подогревания общественных настроений и роста недовольства действиями украинской власти путем информационных фейков (пример — ситуация с газоснабжением Геническа).

Значительно более дальновидной является кампания по легализации пророссийских активистов через социальную сферу. Например — образование. А именно — в теме так называемых поборов в школах. В Херсоне в течение 2016 года этим активно занимается недавно созданная ОО «Громадська безпека і розвиток» (ГБР). Во время презентации организации в ноябре прошлого года активисты заявили, что их цель — «показать пример, скоординировать и объединить простых людей, готовых к борьбе с «системой» за решение конкретных, реально существующих проблем».

КТО ЕСТЬ КТО

Казалось бы, ничего опасного в «общественной безопасности», а тем более в «развитии» и объединении граждан в ОО нет. Если не знать, кто занялся безопасностью херсонцев. Возглавил ГБР Александр Гуляев. До событий Революции Достоинства он координировал местный центр организации «Украинский выбор» Виктора Медведчука, а также был главой пророссийского движения «Нова Слов’янська генерація». Кстати, ОО «Громадська безпека і розвиток» не создано как новое ОО, а взяла новое название и была перерегистрирована с тем же кодом ЕГРПОУ, изменив название с ОО «Нова Слов’янська генерація». Из известных публичных выступлений НСГ — речь главы ОО Александра Гуляева на областной ГТРК «Скифия» с призывом радикально разобраться с протестующими на Майдане. Видеообращение удалено из интернета, но остался текст заявления за подписью того же Гуляева. В нем, в частности, сказано: «Общественная организация «Нова Слов’янська генерація» требует от Президента Украины, Кабинета Министров, Верховной Рады Украины немедленно расторгнуть дипломатические отношения с Соединенными Штатами Америки и Германией, объявить всех сотрудников посольств этих государств персонами «нон грата» в Украине... Уверены, что такой решительный шаг спасет народ Украины от гражданской войны, потому что именно правительства Соединенных Штатов Америки и Германии являются организаторами конфликта в Украине, который де-факто перерос в гражданскую войну. Мы считаем, что настоящая цель Барака Обамы и Ангелы Меркель — это дестабилизация ситуации на территории Украины, разжигание междунациональной вражды и гражданской войны с целью дальнейшего «экспорта» войны на территорию Российской Федерации». После аннексии Крыма Гуляев был среди приглашенных на Ялтинскую конференцию, в ходе которой обсуждали «будущее Новороссии». Среди участников были такие известные террористы, как Александр Бородай, Александр Мозговой, Игорь Стрелков...

Вместе с Гуляевым ГБР в Херсоне представляли Татьяна Томилина и Геннадий Шнабский. За несколько месяцев до этого Томилину со скандалом уволили с должности директора лицея при Херсонском госуниверситете. Дело приобрело резонанс из-за открытой поддержки Томилиной псевдореспублик «ДНР» и «ЛНР». После расследования в управлении образования и ряда публикаций в СМИ Томилину уволили. Но она быстро вернулась к единомышленникам в ГБР, с которыми раньше проводила совместные мероприятия в своем лицее. Томилина начала эксплуатировать тему, которая в Херсоне якобы действует секретная лаборатория Пентагона США (!), где хранят особо опасные вирусы. Это, по мнению Томилиной, может спровоцировать в городе «новый Чернобыль». Информация оказалась фейком. Бывший работник УБОПа Геннадий Шнабский также был замечен в распространении сепаратистских материалов через соцсети и открытую поддержку политики Путина. Вскоре все упомянутые «общественные деятели» почистили свои аккаунты в соцсетях и активно начали работать с темой поборов в школах.

ИНСПЕКЦИИ В ШКОЛАХ

Источники финансирования ГБР — неизвестны, о них можно лишь догадываться. Но тему для своей деятельности «активисты» выбрали очень удачно. Действительно, у кого может вызывать отрицание факт, что дети должны учиться в комфортных условиях, а красть родительские деньги — преступление? Тем более, проблема непрозрачного использования средств, которые образовательные учреждения собирают с родителей, действительно, существует. И эта проблема касается людей разного вероисповедания, политических взглядов, позиции относительно истории и языка. Эти темы часто разъединяли украинцев. Но благосостояние детей — никогда.

ГБРовцы начали ходить по школам города с требованием показать, как используются средства родителей, как питаются и чувствуют себя дети. Ими проведены несколько круглых столов, встреч с депутатами, в том числе в стенах городского совета. До сих пор проводятся воскресные школы для родителей. Актуальная тема нашла поддержку некоторых чиновников и представителей родительских комитетов. После резонанса в СМИ и призывов некоторых депутатов городской совет Херсона даже принял временный запрет на сбор средств в заведениях образования для дополнительного изучения ситуации.

Отдельные общественные деятели также заинтересовались проблемой и предложили свои пути решения. Об одном из них писал «День». Это — создание программного обеспечения для сайтов школ, через которое в электронном формате можно контролировать суммы взносов от родителей, видеть историю поступлений, текущие проблемы школы и класса, оплату услуг, подрядчиков, чеки и даже результат выполненных работ. О тотальном запрещении вносить средства в фонды школ не идет речь, ведь это незаконно, да и отказать родителям в улучшении условий учебы для их детей никто не в праве.

ВНЕ ЗАКОНА

Однако действия ГБРовцев и их инспекции в школах — незаконны. Согласно украинскому законодательству, общественным организациям не могут предоставляться властные полномочия, кроме случаев, определенных отдельными законами. ОО могут привлекаться к процессу формирования и реализации государственной политики. Однако ОО не имеют права инспектировать готовность учебных заведений к учебному году. Для этого есть органы контроля, определенные законами Украины. Органами общественного управления являются советы дошкольных учебных заведений или опекунские советы, которые могут рассматривать, контролировать в том числе и вопрос организации питания детей.

Кроме того, Министерством образования и науки Украины в письме «Относительно обеспечения безопасности воспитанников, учеников и студентов» от 04.09.2014 № 1/9-444 рекомендовано усилить контроль за пребыванием на территории учебных заведений, особенно в помещениях, лиц, которые не причастны к проведению учебно-воспитательного процесса (то есть любых лиц), и обязать руководителей учебных заведений усилить режим безопасности для недопущения внесения в помещение взрывоопасных и других предметов, которые могут нанести вред здоровью и жизни детей и работников учебного заведения.

ВЫХОД В МЕДИА

В течение нескольких предыдущих месяцев Гуляев и команда проводят активную работу с медиа. Так, в местной газете «Гривна» почти в каждом номере выходят материалы о новых «исследованиях» активистов ГБР в школах. В газете речь идет о якобы проведенном ими исследовании психологического состояния старшеклассников в нескольких школах Херсона. «Почти 53% ребят — в риске суицида», «85% учеников не доверяют семье, стране, школе», «это — психологическая смерть» — такими устрашающими тезисами и заглавиями переполнены тексты от ГБР. Несколько местных интернет-изданий сознательно или нет распространяют эти тезисы, не прибегая к подробностям из прошлого этих деятелей.

Активная кампания в херсонских школах не могла быть локальным проектом. 10 ноября Александр Гуляев представил «Всеукраинское родительское движение». Странно констатировать, что таким лицам дали выступить в Кризисном медиа-центре в Киеве. Здесь Гуляев заявил, что их кампания против школьных поборов нашла отзыв в других городах Украины, и активисты решили объединиться «для защиты своих прав» и «искоренения коррупции по всей стране». Гуляев заявил о ряде целей их движения. Одна из них — создать наблюдательные советы при каждом управлении образования из числа родителей, которые не входят в родительские комитеты, с функциями контроля финансово-хозяйственной деятельности коммунальных предприятий. Зачем?

ГИБРИДНАЯ ВОЙНА В ДЕЙСТВИИ

«Деятельность таких организаций, как ГБР, является проявлением той же гибридной войны, о которой мы все слышали, но не видели. Именно так она и выглядит. Информационные вызовы гибридной войны являются достаточно разными по своей природе и имеют как локальное/краткосрочное измерение, например, информационная оккупация отдельных регионов, распространения беспрецедентных объемов дезинформации и пропаганды, так и более абстрактное/долгосрочное измерение, как, например, разочарование среди граждан, — комментирует «Дню» советник херсонского городского головы по информационной политике Екатерина ГАНДЗЮК. — Сегодня ГБР, с помощью газеты «Гривна» и других СМИ, которые распространяют их тезисы и месседжи, именно это и делает — убеждает общество в том, что государство вредит нам, что наши дети в опасности, что школа, как государственное учреждение, не выполняет свою функцию. ГБР уничтожает авторитет школы как государственного института. Считаю, что в данной ситуации нужно реагировать жестко. Школам — не нарушать закон и не пускать посторонних лиц к детям. Медиа — игнорировать их по сути. Потому что это тот случай, когда messenger is the message. Учитывая то, кто это говорит, абсолютно неважно, что именно они хотят до общества донести. Настоящая их цель известна — уничтожение украинского государства».

РЕАКЦИЯ ВЛАСТИ

Деятельность ГБР не могла быть незамеченной в городском управлении образования. На днях стало известно, что за распространение результатов фейкового исследования в Херсонском Таврическом лицее искусств (о суицидальных настроениях детей) дисциплинарное наказание понесли директор учебного заведения Александра Алехина и начальник отдела по вопросам воспитательной работы управления образования городского совета Валентина Поздняк. Во время анкетирования ученики отвечали на вопросы, которые не совпадали с предварительно заявленной тематикой. Невзирая на то, что работник управления образования и руководитель лицея заметили это, они не сообщили об инциденте. Теперь лицей готовит исковое заявление в адрес организаторов анкетирования и газеты «Гривна», опубликовавшей эти данные.

На вопрос корреспондента «Дня» относительно деятельности ГБР начальник управления образования Юрий НИКОНОВ отвечал неохотно. По его мнению, каждая ОО имеет право на жизнь, а ГБР в чем-то даже помогает управлению, указывая на проблемы в образовании. Относительно прошлого деятелей от ГБР Юрий Никонов ничего не знает. «Мне, честно говоря, нечего вам ответить. Какая позиция должна быть в управлении образования относительно общественной организации? Она имеет право на жизнь, согласно уставным условиям, — говорит Юрий Никонов. — Если они действуют в интересах образования, мы их поддержим. А относительно ГБР я не знаю, что вам сказать. Они направляют нам письма, выставляют определенные требования. Мы на них реагируем. Скажем, были проблемы с одним садиком, мы нашли возможность поддержать это заведение. Где-то они правы в вопросах материально-технической базы. А относительно Таврического лицея, они превысили полномочия. Анкетирование было проведено с нарушениями. Мы не против любой ОО, если они действуют согласно уставу и это приносит пользу детям и учителям. Поэтому я никак к ним не отношусь: ни положительно, ни отрицательно».

Возможно, все же управлению образования совместно с управлением юстиции стоит обратить внимание на то, кто им указывает на проблемы в образовании?

Иван АНТИПЕНКО, «День», Херсон
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ