Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Александр КАБАНОВ: «Чем меньше в душе серого цвета, тем больше места для ярких тонов»

3 ноября, 2005 - 19:11

Неугомонный Александр Кабанов продолжает проявлятьсебя в разных областях. Для новой встречи с известным киевским поэтом и журналистом было по меньшей мере несколько поводов.

За то время, что он не бы у насв гостях, он успел стать лауреатом украино-российской литературной премии им. Юрия Долгорукого, которую вручал ему посолРоссии в Украине — Виктор Степанович Черномырдин.

Основал (помимо уже существующего «Живого Журнала», повествующего о деловой сторонетворчества) культурологическийжурнал «ШО» — любопытный, небесспорный, но, безусловно, добавивший электричества нашемукультурному пространству.

Буквально на днях Александрубыла присуждена литературнаяпремия журнала «Новый мир» заподборку стихотворений из недавно вышедшей (еще один повод!) в питерском издательстве«Геликон Плюс» книги «Крысолов». Но начнем с журнала.

«ОТДЕЛИМ «ПОП»ОТ «ПОПСЫ»

— В первом выпуске журнала «ШО» ты дал много портретов соотечественников, добившихся успеха за рубежом. Провокационный художник-акционист Олег Кулик, писатель Михаил Жванецкий, фотохудожник Юрий Косин, представители харьковского рок-андеграунда. Цель — показать весь культурный спектр?

— В «ШО» ответы на вопросы: «Шо» смотреть? «Шо» слушать? «Шо»читать? Мы позиционируем себя как журнал антиглянцевый, не пишущий про секреты оргазма. Мы уважаем женские журналы, мужские и им подобные, но, я считаю, среднему классу, интеллигенции украинской, русской, славянской необходим эрудированный гид в области культуры. Который бы не навязывал, а, скажем, рекомендовал к ознакомлению какие-то вещи.

— С одной стороны «шо» — это суржиковое словцо, приправленное чувством юмора (как в «За двома зайцями»). С другой, если к нему добавить букву «к», получится «шок». Вы как раз и высмеиваете некоторые явления нашей местечковости, но и сами порой идете на грани эстетического эпатажа.

— Слово «шо» говорит об украинском происхождении. Есть в нем, конечно, что-то и простонародное. Хотя и не скажешь, что его не употребляют высокообразованные граждане. У нас говорят «що» и «шо», в Москве — «што», а в Питере — «что». А в журнале мы стремимся отметить самые значимые явления в искусстве на славянской территории. На первом этапе развития мы позиционируем себя как «журнал культурного сопротивления». Пытаемся противостоять «жевательная резинке» массовой культуры.

— Ты борешься с массовым вкусом, с «попсой»?

— С «попсой» — в широком смысле этого слова. Тут надо отделить «поп» от «попсы». Кустурица — тоже поп-искусство, поскольку популярен. Но у него — авторский взгляд на мир. Попса же — смесь из чужих стандартов.

«ШО», помимо прочего, — журнал действия, журнал-поступок. Мы собираемся проводить различные культурно-музыкальные акции, фестивали, будем привлекать молодых музыкантов, поэтов, художников. Те, чье творчество покажется нам интересным. Так же и раскрученных мастеров. Но разговаривать с ними не о том, что они едят и с кем занимаются любовью. Нам интересны глубинные психологические пласты, завязанные на творчестве.

— Нам тоже. Я так понимаю, вы хотите и создавать моду на то, что считаете достойным?

— Конечно. Дабы служить в какой-то степени ориентиром.

— Хватит ли у тебя сил противостоять НЕкрасоте, свойственной в последнее время Киеву? Вездесущий Поплавский, громоздкая и нелепая застройка города, небоскребы-монстры Бабушкина? Все это — проявления глобальной «попсы».

— Мы — здоровая реакция на подобные явления. Киев — город православия и купечества. Некий центр духовности и торговли. Однако что касается искусства, здесь, к сожалению, не особо благоприятные условия. Отсюда и отличная почва для взращивания НЕкрасоты.

«КИЕВ — КАШТАНИГОЛКАМИ ВНУТРЬ»

— Задействуй свой ассоциативный аппарат как поэта. С каким образом у тебя ассоциируется сегодняшний Киев?

— Каштан иголками внутрь.

— Это что, мазохизм?

— Духовный садо-мазо. Мы казним себя за равнодушие, но мало чем противостоим диктату пошлости. А надо! Не только создавать достойные вещи, но и стараться реализовать их. Да и не только в области культуры. Пока, к сожалению, человек, у которого есть здоровье и талант, берет с собой кожаный мяч и оказывается в Италии. Или надевает боксерские перчатки и спешит в Германию...

Я могу вам назвать череду художников, которых ценят в Англии, Германии и России, но не знают у нас: Матвей Вайсберг, Алексей Малых, Андрей Блудов. Что касается писателей... Возьмем, к примеру, Андруховича, где он сейчас? На гранте в Кельне! Где превосходно себя реализует (в переводных вариантах). Но не здесь!

— Своим «вопрошающим» «ШО» — ты хочешь повлиять на культурную атмосферу в Украине?

— Отталкиваясь от старых традиций, нужно формировать новые. Я пытаюсь создать, скажем так, «завихрения» арт-среды. Собрать стоящих рок-музыкантов, поэтов, писателей, переводчиков для того, чтобы оживить культурный процесс. Раньше собирались на кухнях, а теперь можно вокруг журнала. Это журнал-клуб, но в то же время он способен выполнять и продюсерские функции. Я бы хотел на страницах журнала кроме подборок картин, как в «Огоньке», помещать и циклы стихотворений, и даже повести. Но это проекция в будущее. Я хочу делать непричесанный, цепляющий журнал! Надеюсь, что вокруг него соберутся интересные авторы, которым он поможет реализоваться и в рамках Киева. Хотя об этом говорить пока рано. Ближайшая цель — биеннале писателей в столице Украины. Весной!

— Именно таким способом, ты считаешь, мы можем поднять цену на собственный культурный продукт? Вот ты, например, неплохо уже знаешь дела украинских галерей. Какова сейчас, на начало ноября 2005 года, стоимость полотен украинских мастеров?

— От одной до сорока тысяч у. е. Но опять же все это определяется (особенно верхняя планка!), насколько художник известен на Западе. Там это связано с бизнесом, когда агенты, галерейщики рекомендуют вкладывать средства в того или иного подающего надежды мастера. Вложив деньги в какую-либо картину, через год можно получить 20% прибыли. Сейчас у нас только начинается такой бизнес и носит он полулегальный характер.

Между писателями и художниками сложно проводить параллели, потому как у них разные средства производства. В художника нужны глобальные «капвложения», это: холсты, краски, мастерская, качественные альбомы. А писатель может напечатать свою вещь и на плохонькой полиграфии.

Но у талантливых писателей на сегодняшний момент в Украине реализоваться нет шансов! Большинство их работает в рекламе и журналистике, зарабатывая деньги на креативных, образных вещах. И вкладывают потом эти средства в поездки за рубеж. И все же нужно создавать прецеденты!

«ВНУТРИ КАЖДОГОИЗ НАС БОРЮТСЯКРЫСА И КРЫСОЛОВ»

— Давай тогда и поговорим о прецеденте — твоей новой книге «Крысолов», подборка стихов из которой была отмечена премией «Нового мира». Почему «Крысолов»? Откуда такое не слишком симпатичное название?

— Я вообще крыс ненавижу! Но они чуть ли не на втором месте по выживаемости существа на Земле.

А в метафизическом смысле внутри каждого из нас борются крыса и крысолов. Я же хочу себя поймать для творчества в некий момент любви и правды.

— А что, редко бывает?

— Не то чтобы. Я стараюсь жестко относиться к себе как критик: с одной стороны, у меня есть уверенность, что все получается, с другой — сомнения в этом.

— Что ты понимаешь все-таки под «внутренней крысой»? Жадность, страх, хищничество?

— Страх в первую очередь. Страх перед тем, что жизнь конечна.

— Но запас прочности, как ты сам сказал, у крысы — ого-го!

— Наверное, потому что для выживания она поедает себе подобных. И такие мотивы часто движут людьми. Но в моменты духовного подъема человек становится крысоловом! В слове «крысолов» есть и «love» — любовь.

— На корабле крысы сигнализируют о течи. Значит, они и полезны в какой-то степени.

— А я и не хочу совсем от них избавиться. Они просто должны находиться в трюме. А если их разводится слишком много, нужно бить тревогу, каяться, говорить: «Простите, ребята!»

Я ведь просто хочу любить! И чем меньше в душе крысиного серого цвета, тем больше места для ярких тонов.


***

Дабы завершить на лирической ноте, поместим лично мне понравившийся стих Кабанова из премьерной книжки. У поэтов стихами выходит достовернее:

      Вновь посетил Одиссей

милую нашу дыру:

пил — за Отчизну.ua,

плакал — о Родине.ru.

Вот бы и нам, Поляков,

взять поощрительный приз:

выиграть проклятье богов,

как — кругосветный круиз!

Морзе учить назубок,

лыбиться в даль: «Повезло...»,

морю в серебряный бок

всаживая весло...


Константин РЫЛЕВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ