Верующему человеку легче жить и умирать тоже легче, но нас, к сожалению, воспитывали иначе. И небезуспешно. В этом смысле, признаюсь честно, я завидую своему сегодняшнему собеседнику, христианскому психологу Александру Германовичу Туманову, директору отраслевого координационного центра «Кадры» (Минтопэнерго Украины). Завидую, хотя и не со всем, что он говорит, соглашаюсь. Но то, что он говорит — безусловно, интересно.
Александр Германович имеет три высших образования, прекрасно владеет двумя иностранными языками: французским и английским. Благодаря его переводам в Украине могут появиться четыре книги широко известных в мире христианских психологов: «Как жить в супружестве счастливо», «Пособие по духовной и психологической помощи», «Конфликты: их происхождение и пути разрешения» Жака и Клер Пужоль и «Исцелительная сила здорового мышления» Уильяма Бакуса. Я говорю «могут», потому что эти книги уже переведены, но денег для их издания Александр Германович пока не нашел. Однако уверен, что рано или поздно это непременно случится.
— В принципе, мировоззрение человека можно описать с помощью его ответов на несколько ключевых вопросов: кто ты? откуда ты? для чего ты здесь? куда ты идешь? Я стараюсь помочь людям ответить на эти вопросы, разобравшись в себе, потому что любое решение, которое принимает человек в жизни, его стиль общения, его круг общения зависят от его самоидентификации и идентификации вообще. Идентификация — это как раз и есть ответ на вопрос: кто ты? Люди отвечают по-разному: я — пенсионер, я — мать, я — жена. Человек, увлеченный своей работой, ответит по профессиональному признаку: я — энергетик, я — художник и т.д. Но редко кто отвечает: «я — христианин» или «я — дитя божье», то есть дает такое определение себя, которое бы давало человеку чувство сопричастности с чем-то большим, значительным.
— Вы хотите сказать, что человек неверующий как бы умаляет свою роль и значение в мире?
— Да, если хотите. Самооценка такого человека достаточно низка: он знает, что он — животное, которое в процессе существования слегка усовершенствовалось. Лишение сопричастности человека Богу делает человека одиноким в этом мире. А моя практика психолога показывает: человеку невыносимо существовать в одиночестве. Он всегда — сознательно или подсознательно, ищет принадлежности к какой-то социальной группе, культуре, языку, общности, просто семье. Истинно верующий человек в той или иной ситуации может поступить совершенно иначе, чем атеист. Потому что система ценностей, которую человек себе приписал, система обработки информации, его восприятие мира и поступков других людей — все это определяется его верой и неверием.
— Чем отличается христианский психолог от психолога-атеиста?
— Христианский психолог, оперируя психологией, как наукой познания души человеческой, остается прежде всего христианином. Он черпает свои доказательства, примеры, аргументы, убеждения из библейских текстов. Он опирается в своей работе на «нравственный кодекс» Библии — десять заповедей господних. Классическая психология представляет собой инструмент познания, но один и тот же инструмент в разных руках может исполнять различные функции. В нашей стране психолог получает образование на атеистической основе, в то время как на Западе существует подготовка психологов в теологических институтах. Диагностировав проблему, эти два разных психолога могут дать совершенно разные советы.
— Я наблюдала людей, изначально предрасположенных выбирать среди своего окружения «неправильных» для себя людей. Почему так происходит?
— Да, действительно, существует некий «сценарий жизни», который формируется у человека приблизительно до шестилетнего возраста. Его формирование зависит от окружения человека. Фактически «сценарий жизни» начинает формироваться вскоре после зачатия — в утробе матери. Ребенок ощущает отношение к себе, атмосферу в семье: это доказано наукой. Если беременность была нежелательной — это уже накладывает отпечаток на будущую жизнь ребенка. Если хотели мальчика, а родилась девочка, и ей к тому же об этом станут рассказывать — она будет всегда чувствовать свою ущербность. Если тихого ребенка заставляют быть смелым, если медлительного торопят, ругают за то, что не справляется, — это срабатывает только отрицательно. Ему не дают жить в согласии с собой, и это деформирует его психику. В результате таких действий формируются негативные сценарии жизни. Впоследствии такой человек оказывается всегда действующим лицом одного и того же сценария, который многократно прокручивается: с какими бы людьми, при каких бы обстоятельствах не встречался человек, он всегда будет двигаться теми путями, которые предписывает ему его сценарий.
— Если такой человек обращается к психологу, возможно скорректировать его действия, его видение себя и мира?
— Существуют различные способы. Во Франции, например, человека погружают в особое гипнотическое состояние, а потом в бассейн с теплой водой — происходит как бы имитация утробы матери. В это время психолог дает ему определенные установки, как бы «переписывая» заново его жизнь. Здесь уместно вспомнить библейское выражение: «Будьте как дети». Если ты способен сохранить в себе ребенка, то ты способен измениться. Ты открыт миру. Библия дает нам понятие второго рождения — это принятие Господа своим отцом. Именно с этого момента человек начинает брать все отправные точки от Отца небесного. Мирские психологи часто игнорируют то, что написано в Библии — в данном случае они имитируют второе рождение в бассейне. Но этот способ часто не срабатывает, потому что человеку даются определенные установки, но у него нет опоры. Верующему человеку корректировать свое поведение помогает вера. По статистике христианские психологи намного эффективнее своих коллег-атеистов в работе с наркоманами, с проститутками. Противопоставление психологии и религии — искусственное.
— Вера помогает человеку жить. А встречали ли вы атеистов, у которых в жизни все великолепно?
— Я думаю, такие люди есть.
— А встречали верующих, у которых жизнь не сложилась?
— И таких людей много. Человеку всегда остается вопрос: куда ты идешь? Для христианина смерть физическая не является концом существования, он теряет страх перед ней. Очень многое мы делаем неправильно из боязни: боязни потерять боязни быть отвергнутыми, не принятыми. Верующий не боится потерять или быть отвергнутым: он знает, что Бог примет его таким, каков он есть. Атеист же должен быть очень сильным человеком, чтобы не сломаться, потеряв все.
— А вы не допускаете, что отчаявшийся человек может разувериться и в Боге? Такие случаи известны...
— В конечном счете, человек разуверивается не в Боге, а в людях, которые для него представляют Бога. Я, читая Библию, подхожу к ней не только как к сакральному тексту. Я ее пытался продумать как систему знаний, систему взаимоувязанных данных. Сегодня все больше и больше ученых приходит к мысли о том, что невозможно объяснить функционирование мира, если не брать в качестве отправной точки мысль о том, что мир был создан Богом и создан именно так, как это описано в Библии. Библию начали писать задолго до Иисуса Христа, а последние ее книги написаны уже его учениками. Она сформировалась различными людьми примерно на протяжении четырех тысяч лет, но при этом в ней четко прослеживается система изложения, единство стиля. Что позволяет сказать, кто был единственным автором этих посланий.
— Вы верите в проклятия, сглазы, наговоры?
— Безусловно. Мир — духовен, а дух — материален. Вспомните закон «сеяния и жатвы». Сеешь зло — обязательно пожнешь несчастья. Проклятие действует, если ему ничего не противопоставить.
— А что можно противопоставить?
— Веру. Вера защищает.
— Говоря современным языком, можно сказать, что вера вырабатывает в человеке какую-то особую энергетику, защитное поле своего рода?
— Безусловно, вспомните библейское: «Тот, кто в вас, сильнее того, кто в мире». Все это можно доступно объяснить и с точки зрения науки. Сейчас существует такая наука «нейропсихоиммунология», которая утверждает, что защитные силы организма, его иммунитет напрямую зависят от состояния его психики. Негативные эмоции подавляют иммунитет. И в Библии сказано то же самое: «Унылый дух сушит кости». Такие чувства, как зависть, злость, раздражение только разрушают человека. Слово тоже материально. Человек есть то, что он говорит о себе и о других. «От избытка сердца говорят уста». Но и то, что человек говорит, может изменить его: если он по какой-то причине говорит не то, что думает, он начинает жить так, как он говорит. Это можно назвать самовнушением, и такой метод используется психологами, дающими определенные установки человеку. Конечно, абсурдная установка не работает. В Библии же на протяжении тысячелетий были собраны самые здравые, мудрые мысли. И когда христианский психолог внушает эти здравые мысли своему пациенту, они действительно работают, потому что подобно тому, как существуют физические законы в мире, существуют и законы нравственные.
Человек, осознающий свою особую ценность, принимает себя таким, каков он есть, и живет в мире с самим собой, окружающими, Богом. Он самодостаточен, он никому не завидует, не сетует на то, что родился таким, каков он есть, он только развивает свои способности и следует своему предназначению в этой жизни. Такая самооценка дает уверенность, стабильность, покой, наконец. А оптимисты, как известно, всегда здоровее и крепче духом. У них лучше складываются отношения с людьми: в семье, на работе. Если при этом есть еще хобби, если человек занимается спортом — его жизнь полна и разнообразна. Возвращаясь к вопросу интегральной идентификации: чем в большем количестве различных ипостасей человек существует, чем в большем количестве различных областей он себя реализует, тем лучше. Ни в коем случае нельзя идентифицировать себя с чем-то одним — работой, любимым человеком. Это очень опасно: теряя это единственное — теряешь весь мир. С другой стороны — любимая работа положительно влияет на иммунитет. Почему важно реализовать себя в том, к чему ты предназначен? Приведу опять параллель с Библией: если ты «раб Царя», если ты делаешь что-то по принуждению, исключительно для того, чтобы заслужить чье-то одобрение, ты никогда не будешь чувствовать себя «сыном». Потому что «сын» знает, что он это имеет по праву рождения — он к этому предназначен. Он добивается больших успехов в своем деле, он раскован и свободен в своей деятельности, он оригинально мыслит. Занятие любимым делом гармонизирует его жизнь и положительно сказывается на здоровье.
— Для многих наших сограждан, особенно пожилого возраста, мир действительно рухнул. Вера в советскую власть была для них всем... И им уже вряд ли удастся изменить себя.
— Своим сознанием они живут в прошлом. Конструктивным моментом для них могло бы стать уже само осознание того факта, что прошлое никогда не вернется, не надо об этом мечтать, надо что-то менять в себе, в своей жизни. Но, если мы посмотрим на кодекс строителя коммунизма, мы увидим, что он во многом списан с Библии, только эти идеи искажались конкретными носителями. Не нова мысль о том, что коммунизм — своего рода религия. Поменять религию — действительно сложно, особенно в пожилом возрасте. Хотя, если бы эти люди могли прийти к Богу, это значительно облегчило бы их участь. Царствие небесное нельзя ни увидеть, ни потрогать, в него можно только верить. Даже верующему человеку сложно, потому, что уже приняв Бога, он продолжает жить в земном мире, он сталкивается со всеми его ограничениями. А в этом мире ты все равно сможешь сделать только то, что ты сможешь — и больше ничего. Это нужно понять, принять и смириться.
— Велик соблазн вкладывать деньги в алкоголь в стране, где цены растут даже на хлеб, а водка остается самым дешевым товаром. До Бога далеко, а до киоска или уличного торговца — близко. Выпил — и полегчало. И не завтра, а сейчас.
— В этом большая вина государственной политики. Цивилизованные страны заботятся о том, чтобы их граждане не курили, не спивались: там добиваются этого и пропагандой, и ограничением мест, где можно курить, и высокими ценами на алкоголь и изделия из табака. Там понимают: здоровье граждан — залог процветания страны. Продажа алкогольных напитков, сигарет и папирос приносит большую прибыль, и поэтому, чтобы иметь в себе силы отказаться от такой прибыли, руководители государства и законотворцы должны обладать определенными моральными и нравственными принципами. Я думаю, чтобы воспитать в людях эти принципы, не лишним было бы ввести в школах такой предмет, как основы христианской этики. Пусть только для желающих, пусть факультативно. Сейчас в Старокиевском районе одна из церквей совместно с районной администрацией разрабатывает такой курс. Еще один путь привнесения христианских принципов морали в госструктуры: создание в нашей стране Ассоциаций христианских консультантов. Подобные ассоциации существуют в европейских странах. Там в университетах готовят на христианской основе психологов-консультантов и затем аккредитуют их на работу в различные структуры, в том числе и государственные. У нас в стране сегодня сложная ситуация не только в экономическом плане, но и психологически. В этой ситуации возвращение к христианским ценностям, к христианским нормам поведения, мне кажется, было бы, не скажу панацеей, но это был бы путь. Путь выхода из духовного тупика. Человек, ориентирующийся на христианские принципы, не способен на сознательное зло.