Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Амосовские автографы на улице Толстого

О дружбе выдающегося ученого с Национальной научной медицинской библиотекой
30 января, 2014 - 12:00
ФОТО МАКСА АЛЬПЕРТА

«Записался в три библиотеки...» — эти слова Николая Михайловича Амосова из книги его воспоминаний «Голоса времен» почти символично отражают его любовь к книге уже с юношеских лет. А дружба выдающегося хирурга, ученого, кибернетика, талантливого писателя с Национальной научной медицинской библиотекой Украины как бы венчает эту его страстную увлеченность.

«Дело в том, что Николай Михайлович был одним из активнейших читателей библиотеки, — говорит ее генеральный директор, заслуженный работник культуры Украины Раиса Павленко. — В соответствии с Постановлением Верховной Рады Украины «Про відзначення 100-річчя від дня народження Миколи Амосова» наш коллектив на специальных стендах демонстрирует книги и другие печатные работы выдающегося врача и мыслителя, в том числе уникальные документы об Амосовских изобретениях. Мы обладаем основным массивом его работ. Все они при их публикациях были библиографически рубрицированы и включены в фонды. Особый интерес представляют одиннадцать книг Н.Амосова, подаренных им библиотеке. Среди этих изданий, например: «Мысли и сердце», «Книга о счастье и несчастьях», «Разум, человек, общество, будущее», «Записки из будущего», «Голоса времен». Все эти книги с Амосовскими автографами входят в коллекцию «Медична Україніка», где сосредоточен ряд авторских экземпляров в дар библиотеке. К слову, экспозиция таких книг, на которых запечатлены дарственные надписи Н. Амосова, А. Шалимова, А. Романенко и других ученых, представлена в библиотеке и сегодня.

Свои книги Николай Михайлович подписывал обычно лаконично — «Медицинской библиотеке. Н.Амосов», однако есть и более пространные и даже лиричные надписи, скажем, его автограф на титульной страничке книги «Здоровье» — «...коллективу библиотеки с благодарностью за большой труд и пожеланиями всего того, что радует сердце. Н. Амосов». К слову, книги, которые приносил в  подарок, дарил очень скромно, нередко оставляя их просто на выдаче.

Уже после его ухода, в день 90-летия со дня рождения, 6 декабря 2003 года, Екатерина Николаевна Амосова преподнесла библиотеке новое издание «Мысли и сердце. ППГ-2266» в одном томе с такой надписью: «Дорогим Раисе Ивановне,  Татьяне Анатольевне и всему прекрасному коллективу библиотеки — образцу интеллигентности и гуманизма. На добрую память о папе». Нельзя не добавить, что библиотека вместе с членом-корреспондентом НАМН Украины профессором Екатериной Амосовой в 2009 году выпустила биобиблиографический указатель «Микола Михайлович Амосов. Легенда світової науки». В нем приводятся мастерски воспроизведенные лучшие фотоснимки блистательного хирурга, во многом из семейного архива Амосовых. Помещены статьи о нем и представлен полный библиографический перечень его печатных работ.

— Раиса Ивановна, библиотека до обретения ею легендарного Терещенковского особняка размещалась в различных помещениях города, многие из них на вашей памяти, ведь вы трудитесь в библиотеке немало лет, придя сюда еще студенткой университета. Очевидно, и встречи с Николаем Михайловичем начались еще вне этих стен?

— Около пятнадцати лет библиотека размещалась на первом этаже одного из зданий на бывшей улице Горького. Я была зачислена сюда библиотекарем и однажды в небольшом читальном зале увидела за столом Николая Михайловича. Подойти к нему я не решилась, и мы познакомились позже. Наше новое здание ему полюбилось, и он стал приходить в библиотеку все чаще, обычно по вечерам. Как правило, вначале посещал каталожный зал и сам подбирал необходимые источники, отказываясь от нашей помощи. «Мне самому интересно рыться в картотеках, поскольку возникают любопытные и неожиданные ассоциации», — говорил он. Правда, заказанные книги мы стремились как можно быстрее положить ему на стол...

— История нынешнего здания библиотеки, можно сказать, многострадальная...

— Да, это действительно так. После революции, когда имя Александра Терещенко, владельца особняка, перестало где-либо упоминаться, дом переходил из рук в руки. Довольно продолжительный срок тут располагался Киевский рентгеновский институт, и планировка, изрядно изменившись, отражала его практические потребности. Когда в 1969 году здание, наконец, было передано библиотеке, почти все пришлось буквально заново реставрировать. Очень важным мы считали увековечить постройку специальным мемориальным знаком, подтверждающим ее историческую ценность. И такая табличка на фасаде здания с надписью «Пам’ятник архітектури. 1893. Охороняється Державою. Пошкодження карається Законом» в конце концов появилась. Включение постройки в реестр памятников государственного значения не раз спасало библиотеку от посягательств на ее здание. Ведь нам, до появления такой «охранной грамоты», даже однажды предлагали переезд в иной район города, на его левый берег. Но нельзя не сказать, что у этого, на первый взгляд, непримечательного отличия дома по улице Толстого,7 свой пролог. Хлопоты об установлении памятного знака наталкивались на бюрократические отписки, приходилось вновь и вновь составлять очередные прошения, и как раз Николай Михайлович кардинальным образом ускорил судьбоносное решение. Как депутат Верховного Совета СССР, он четыре раза подписывал обращения к киевским властям по этому поводу. Когда нам отказывали, он вновь терпеливо составлял ходатайства. Убеждена, что без его вмешательства мы бы эту гарантию дальнейшей работы библиотеки в должных условиях (а фонды насчитывают более полутора миллионов печатных изданий) не получили.

— Библиотека обладает авторскими коллекциями, зачастую редких книг. В чем тут черты учреждения?

— Действительно, библиотека обладает 42-мя такими коллекциями. Их завещали нам выдающийся акушер-гинеколог Григорий Писемский, крупнейший эпидемиолог академик Лев Громашевский, видный психиатр Яков Фрумкин... Вот только одна книга из коллекции Писемского: «Отчет больницы для чернорабочих», учрежденной Николой Терещенко, практически это единственный ее полный образ.

— Никола Михайлович, кажется, однажды назвал библиотекарей своими собратьями. В частности, когда-то вы даже организовали его встречу с книжниками столицы...

— Мои коллеги, узнав, что Амосов нередко бывает в нашей библиотеке, попросили меня устроить такую встречу. В малом зале бывшего Октябрьского дворца культуры по улице Институтской собралось более пятисот работников различных библиотек. Выступление Николая Михайловича вызвало у всех огромный интерес. Он говорил с большим увлечением, подчеркнув, что ему очень приятен диалог с сотоварищами по развитию культуры.

— В ноябре 2000 года, когда отмечалось семидесятилетие библиотеки, Николай Михайлович выступил перед ее почитателями. Воссоздадим эти минуты...

— Николаю Михайловичу было уже немало лет, но на юбилей он пришел сам, отказавшись от предложенной ему машины. Говорил о своей любви к книге взволнованно, хотя и недолго, в своем стиле. Подчеркнул, что любовь к литературе передал своей дочери. Это было его последнее посещение библиотеки.

— В честь амосовских выставок в Золотом зале библиотеки недавно состоялся вечер памяти. Как он прошел?

— Акт собрал большую аудиторию. О своем видении вклада Николая Михайловича в летопись медицины и Украины говорили — известный кардиохирург, профессор Илья Емец; писатель и дипломат Юрий Щербак; академик Исаак Трахтенберг. Ректор Национальной медицинской академии последипломного образования академик Юрий Вороненко подчеркнул, что именно в составе этого форпоста врачебного совершенствования Николай Михайлович организовал и возглавил одну из первых в мире кафедр торакальной хирургии с курсом анестезиологии.

— Итак, вклад Амосова в украинскую науку теперь как бы будет жить уже второе столетие. Очевидно, библиотека останется одним из таких важных духовных ориентиров памяти о нем?

— И впрямь наш Амосовский фонд выглядит уникальным, и я верю, что врачи и общественность смогут обращаться к нему и в последующие юбилейные рубежи. И чем дальше удаляется от нас Амосовский подвиг, тем ближе он становится.

Юрий ВИЛЕНСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ