Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Антиквариат — тоже национальное наследие

Из-за сложной процедуры ввоза культурных ценностей в Украину большинство из них так и остаются за рубежом
25 октября, 2010 - 20:01
БОЛЬШИНСТВО МУЗЕЕВ УКРАИНЫ ПОЯВИЛИСЬ НА ОСНОВЕ ЧАСТНЫХ КОЛЛЕКЦИЙ / ФОТО БОРИСА КОРПУСЕНКО

Приобретя за рубежом сувенир или картину известного художника, украинцам нужно быть готовым к тому, что на государственной границе проблемы из-за этого будут. Их ожидает оформление ряда документов при ввозе товаров, которые считаются культурными ценностями, уплата налогов и куча всяческих мытарств, которые займут много времени. И денег. С этими же проблемами могут столкнуться не только частные лица, но и государственные учреждения. Например, если Государственная служба контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу будет возвращать в Украину определенные вещи — то ли картины, то ли книги, вывезенные за ее пределы много лет назад, и эти вещи будут считаться национальным достоянием, оформления необходимых документов и уплаты 20-процентного налога все равно не избежать. Потому что этого требует Таможенный кодекс и Закон «О вывозе, ввозе и перемещении культурных ценностей».

Из-за этого часть наших культурных ценностей до сих пор не возвращена на родину, а частные коллекционеры предпочитают оставлять приобретенные за рубежом ценные вещи за той же границей. Как заверяют искусствоведы, такая ситуация — только во вред национальному культурному наследию. Ведь часто фонды музеев пополняются именно экспонатами из частных коллекций. Вспомните тот же музей Варвары и Богдана Ханенко, основа которого — это приобретенные когда-то ценные вещи за средства украинских меценатов, чьи имена сегодня носит музей.

— Один украинский коллекционер с нашей помощью принимал участие в международной выставке в Швеции, где представил уникальные почтовые марки. Потом его коллекция участвовала в выставке, проходившей в США, — рассказывает председатель Государственной службы контроля за перемещением культурных ценностей через государственную границу Юрий Савчук. — Чтобы вернуть назад коллекцию украинца, наша служба должна оплатить налоги, а средств на это у нас, как у государственного учреждения, нет. И чем это все закончится, неизвестно. Недавно мы вернули из Российской Федерации предметы, принадлежащие государственной части музейного фонда и находящиеся на учете в музее «Херсонес Таврический», то есть являются собственностью Украины (такие вещи мы возвращаем впервые за годы независимости). Они с 1964 года находились во временной экспозиции Музея истории религии и атеизма в Санкт-Петербурге. Нет таких положений в таможенном кодексе, в законодательстве, что при возвращении таких ценностей должны действовать другие условия, и никоим образом не взыскание налога. У нас были исчерпаны все сроки пребывания предметов на складах, потому что как государственная служба мы не имели средств, чтобы заплатить налог и их вернуть. Только при содействии Государственной таможни был решен этот вопрос. Поэтому основная проблема лежит в законодательной плоскости. Такого налога, который предусматривает наше законодательство, нет в соседних с нами странах. Это приводит к тому, что большинство культурных ценностей ввозятся в Украину путем контрабанды. Если взять Польшу, то там НДС при ввозе культурных ценностей составляет 7%. Поэтому еще в прошлом году мы провели общественные слушания и разработали на их основе изменения к закону. Но его и до сих пор не приняли.

По словам Юрия Савчука, несколько лет назад в Украине был отменен налог на ввезенные культурные ценности. И за этот период количество лиц, которые ввезли ценные вещи в Украину, выросло с двухсот человек до пяти тысяч. Общая стоимость предметов коллекционирования и антиквариата выросла в 200 раз: с полтора миллиона гривен до 215 миллионов. Конечно, приобрести антикварную вещь могут лишь зажиточные и хорошо обеспеченные люди. Однако если иметь ввиду то, что наилучшая часть государственного музейного фонда когда-то была в частных коллекциях, а большинство ведущих музеев страны выросли именно благодаря коллекционированию, это не так уж и плохо.

В изменениях к Закону «О вывозе, ввозе и перемещении культурных ценностей», которые подготовила Государственная служба контроля за перемещением культурных ценностей совместно с Гильдией антикваров Украины, предлагается отменить налог на культурные ценности, а также четко размежевать понятия «ввоза» и «вывоза» культурных ценностей. Искусствовед и член правления Гильдии антикваров Украины Ольга Сагайдак на собственном опыте убедилась, что работники таможенной службы часто путают эти понятия, а соответственно — требуют готовить те документы, которые совсем не нужны.

— В июле этого года я приобрела на одном из аукционов во Франции работу художника, который работал в Украине, учился в школе им. Мурашко в начале прошлого века, а затем выехал за границу. Я получила инвойс (документ, удостоверяющий мою оплату картины), оплатила все налоги, собираемые Францией. В Украине на таможенном контроле я заполнила таможенную декларацию. Но чтобы забрать картину из аэропорта и растаможить ее, этого оказалось маловато. Мне пришлось подготовить пакет документов, оплатить НДС (20% от стоимости картины), нанять таможенного брокера, найти специалиста, который должен был дать стоимостную оценку картины и выполнить массу всяких процедур. В итоге я потратила еще 700 евро, тогда как стоимость картины — тысяча евро. На все это у меня ушло восемь часов рабочего времени, не считая времени на пребывание в Борисполе. А в действительности все это должно было бы выглядеть проще — заполнение декларации, уплата налога и поездка домой с картиной. А все те процедуры, через которые я прошла, необходимы, поскольку они требуются при вывозе культурных ценностей из Украины. Сейчас мы активно говорим о евроинтеграции, ожидаем инвесторов, надеемся на то, что в 2012 году у нас будет много гостей, и не только болельщиков, но и чиновников, топ-менеджеров, людей, заинтересованных нашей страной. Хорошим тоном считается дарить подарки, связанные именно с искусством. Иностранец, столкнувшись с этой процедурой прилетая в наше государство, в следующий раз ничего не захочет привозить, скорее всего, оставит это произведение искусства в зоне вылета и заберет его, возвращаясь домой.

В таможенной службе тоже не отрицают, что процедуру нужно упростить. По словам заместителя председателя Государственной таможенной службы Украины Степана Дериволкова, случай с Ольгой Сагайдак — это нарушение схемы ввоза ценностей. По его словам, если физическое лицо ввозит культурные ценности и имеет на руках документ, свидетельствующий, что за них уплачено в той стране, откуда едет это лицо, таможенники не имеют оснований не доверять этому. Особенно данное положение касается культурных ценностей. Но пока почему-то не доверяют. Поэтому и остаются ценные вещи за рубежом, а их бы могли выставлять в музеях, помогая украинцам познавать свое и мировое искусство.

Инна ЛИХОВИД, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ