Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Археология держится на энтузиазме

В Украине не хватает специалистов, которые бы изучали наше наследие — самое богатое в Европе
15 февраля, 2008 - 00:00
ЛЕОНИД ЗАЛИЗНЯК

Отечественные эксперты в отрасли археологии уверяют: Украина является одной из самых богатых на археологические памятники стран Европы. Однако старая советская традиция и системный государственный кризис привели к тому, что ныне в этой отрасли занято только около 300 профессиональных специалистов. О том, как развивается современная археология, какие неотложные проблемы она имеет, чего удалось достичь за последние годы, рассказал «Дню» доктор исторических наук, профессор, руководитель магистерской программы «Археология и древняя история Украины» Национального университета «Киево-Могилянская академия», заведующий отдела каменного века Института археологии НАН Украины Леонид ЗАЛИЗНЯК.

— Леонид Львович, чем сейчас может гордиться современная отечественная археология?

— Сложившаяся ситуация, не является простой. Ведь на территории Украины находится огромное количество археологических сокровищ, памятников, чрезвычайно интересных исторически ценностных вещей. Например, горный Крым знаменит тем, что там дольше всего в Европе жили неандертальцы. Украина была родиной многих народов индоевропейский языковой семьи. В частности, отсюда вышло большинство славянских народов. В Надчерноморье много памятников античной археологии. Киевская Русь — это первое в Восточной Европе государство, историческое наследие которого использовали для государственного строительства не только Киев, но и Москва, и Вильнюс. То есть ключи многих проблем первобытной эпохи находятся именно на территории Украины. Нам все это нужно не только изучать, но и сохранить для потомков при почти полной отстраненности от проблемы государства, ведь не бывает цивилизованной европейской страны без археологии...

Однако проблема заключается в том, что, несмотря на чрезвычайное богатство украинской археологии, действующих археологов в стране очень мало. Всего их около 200—300 на всю страну, а это катастрофически мало. Для сравнения отмечу, что в Польше, которая по размерам меньше Украины и втрое более бедная по археологии, работает в десять раз больше, чем у нас (около 2000) археологов. Отсутствие финансирования со стороны государства неминуемо ведет к углублению кризиса в этой отрасли. Можно сказать, что археология держится сейчас на чистом энтузиазме. Нельзя оставить без внимания и тот факт, что такой кризис на государственном уровне порождает явление так называемой черной археологии или грабительства.

— Кто занимается этим и почему на это соответствующим образом не реагирует государство?

— К явлению, известном под названием «черная археология», давно приобщились люди, которые имеют большие финансовые возможности, в том числе, наши олигархи. Чаще всего они хотят выгодно вложить деньги в раритет или сделать необычный ценный подарок кому- то из своих близких или знакомых, кого-то поразить экзотическим драгоценным презентом. К сожалению, ныне в Украине существует спрос на такие подарки, что абсолютно недопустимо в цивилизованных странах мира. А спрос на исторические раритеты провоцирует предложение. Как следствие, дяди берут лопаты и идут грабить бесценные для науки поселения и могильники. Иными словами, зарабатывают копейку, разрушая бесценное археологическое наследие будущих поколений.

Понятно: если бы богатые люди не покупали, то никто бы и не занимался разграблением могил предков, что является уголовным преступлением. Бездеятельность правоохранительных органов также стимулирует «гробокопателей», как назывались «черные» в прошлом. Их не стоит называть «черными археологами», потому что они такие же археологи, как известный серийный убийца Чикотило-хирург.

— А как обстоят дела с «белыми» археологами, чем сейчас занимается ученые?

— «Белых» археологов всегда было мало. Зарплату они получают, а на раскопки, на издание книг, на научные командировки уже давно государство ничего не дает. Археологические экспедиции и монографические издания Института археологии оно не финансирует с 1990 года. Однако невзирая на все проблемы, мы копаем на собственные и иностранные деньги, за счет новостроек и университетов, которые посылают своих студентов на археологическую практику в различные экспедиции.

Однако грустнее всего то, что молодежь отвернулась от науки вообще, в том числе, от археологии. Молодежь хочет иметь все и сразу. На фоне многочисленных примеров фантастического, хотя и не праведного обогащения в современной Украине их можно понять. Новое поколение желает получать нормальную зарплату, а наука в нашей стране — это не та сфера, где можно заработать.

С вымиранием старой генерации археологов мы можем потерять не только собственно науку, но и в значительной мере археологическое наследие Украины. Поэтому с целью пополнения стареющей украинской археологии перспективной молодежью общими усилиями Киево-Могилянской академии и Института археологии НАНУ в 2000 году была основана первая в истории украинского образования магистерская программа по археологии и древней истории Украины.

— Что это за программа и сколько студентов ныне учится археологии?

— Магистратура имеет название «Археология и древняя история Украины» и готовит новое поколение молодых археологов страны. Лекции читают шесть профессоров и 12 кандидатов наук, которые являются сотрудниками академического Института археологии. Ежегодно мы набираем 15 студентов со всей Украины, которым в течение двух лет обучения ведущие специалисты Украины читают около 30 курсов лекций по археологии. Причем 70% студентов не являются киевлянами. Главное — чтобы они хотели быть археологами. Абитуриентов ищем по всем регионам страны среди молодежи, которая имеет склонности и способность к археологии. То есть это люди, которые проявили себя в экспедициях, знают, что такое археология, понимают особенности профессии, то есть фактически уже является начинающими археологами.

Поэтому и коэффициент полезного действия программы высокий — две трети ее выпускников становятся археологами. За семь лет работы программы 35 наших бывших студентов уже работают в археологических учреждениях или стали аспирантами по специальности. А это более 10% всех действующих нынче в Украине археологов. Особенно много наших выпускников среди ученых и аспирантов Института археологии и «Киево-Могилянской академии».

Отмечу, что обучение на программе — фактически бесплатное. Те небольшие средства, которые должны выплачивать студенты университета, стараемся компенсировать из спонсорского фонда. Со времени создания программы постоянным и бескорыстным нашим меценатом является профессор Техасского университета США Д. Картер, который не только учредил ежегодные стипендии для лучших студентов, но и обеспечил программу оргтехникой, профинансировал ремонт и оборудование аудитории-музея, археологической библиотеки. К сожалению, наши олигархи, которые на словах якобы «спасают» историческое наследие Украины, не дали ни студентам, ни программе ни копейки. Они больше проникаются собственными коллекциями награбленных археологических старинных вещей, тем самым финансируя свое уголовное детище — «черную археологию».

— Сотрудничает ли Украина в отрасли археологии с международными организациями и каким образом?

— Богатые западные страны, их ученые и университеты заинтересованы в Украине, где очень много разнообразных археологических ценностей. Поэтому за годы независимости созданы многочисленные общие программы, экспедиции. Суть их такова: археология наша — деньги ваши. И это очень выгодно стране. Наш ученый получает право на раскопки, что невозможно для иностранцев. На этих принципах создается общая экспедиция. Выкопанное в процессе общих работ остается в Украине, результаты общих исследований издаются на западные деньги. Эта кооперация в условиях отсутствия государственного финансирования археологии в Украине чрезвычайно выгодна для национальной науки.

— Какие еще проблемы переживает современная археология?

— Проблем много. Археолог должен, во-первых, копать, во- вторых, писать. Ни то, ни другое давно не финансируются. А если вопреки обстоятельствами ты за собственные средства что- то накопал и написал, то создал для себя большую личную проблему. Мало того, что ты собственноручно накопал материал, написал книгу, сам проиллюстрировал ее, ты должен за свои же деньги все это издать. А научные издания не являются бестселлерами, то есть их продаже никогда не вернешь израсходованные деньги. О дополнительном заработке вообще речь не идет. Даже в советские времена предусматривались средства на издание научных книг, а в наше время мы даже не мечтаем об этом. Современная украинская археология, как говорится, это «закат солнца вручную».

В условиях игнорирования науки государством привлекать молодежь в археологию морально тяжело. Ведь начинающим археологам в столице нелегко, если ты не сын олигарха. А таких среди археологов, слава Богу, нет. Когда молодой человек приезжает в Киев из Тернополя или из Луганска, чтобы посвятить себя археологии, ему, как минимум, нужно иметь крышу над головой. А квартира в столице сейчас стоит столько, что даже профессор не имеет возможности снять или, тем более, приобрести ее. Да и на аспирантскую зарплату в Киеве не проживешь. Все это вынуждает украинских археологов называть свою профессию «индивидуальным трудовым подрядом с непредвиденными последствиями». Поэтому именно здесь сохранилась редкая возможность проявить собственную индивидуальность.

Вместе с тем, я оптимист. Поскольку все страны мира имеют собственную археологию, то и в Украине она бессмертна. Однако государству на этом не стоит спекулировать и надеяться на энтузиазм археологов, который, однако, не беспредельный. Если находим большие деньги на футбол, более чем сомнительную «священную трипольскую Арату», то пора вспомнить и о профессиональной археологии, от которой непосредственно зависит сохранение археологического наследия Украины. То есть археология — это не только научные, но и материальные, моральные и политические проблемы, без разрешения которых Украина не станет цивилизованной страной современной Европы.

Людмила МАЗУРЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ