Россия продолжает грубо интегрировать Крым в свое измерение, форматируя сознание украинцев и выдавливая тех, кто не поддается этому процессу. Одно из направлений такой интеграции — милитаризация сознания детей. Правозащитники бьют тревогу: Минобороны РФ и церковь грубо вмешиваются в крымское образование, вкладывая таким образом оружие не только в руки детей, но и в их сердца и душу.
В №161—162 газеты «День» мы рассказали о военно-патриотическом движении, куда Российская Федерация привлекает крымских детей и почему милитаризация является незаконной. Во второй части мы расскажем о методах России и как Украина противодействует этому военному преступлению.
Начиная с 2016 года Россия потратила более 100 млн рублей (37,9 млн грн) на воспитание «нового гражданина» в Крыму. Эти средства пошли на проведение наиболее патриотических мероприятий и проектов, в частности форумов, фестивалей, концертов, конкурсов, акций, игр, создание брошюр, контента в СМИ, соцсетях и на участие во всероссийских милитаристских мероприятиях. Среди них были такие региональные военно-спортивные игры, как «Победа», «Орленок», «Зарница» и даже игра «Зарничка» с игрушечным оружием для детей с шести до десяти лет.
В общем, правозащитники заявляют о по меньшей мере 25 видах мероприятий по приказу Минобороны, которые проходили в системе образования и готовили население оккупированного Крыма к армии.
Так, к примеру, Сакская школа №3 проводила специальный месячник, в рамках которого школьники посещали воинские части, выставку «Наша армия всех сильней!», участвовали в стрельбах, военизированной эстафете и конкурсе «А ну-ка ребята», а также учились разбирать и собирать автомат (см. видео https://youtu.be/w1_6lT25Sjg)
Пропагандой и привитием любви к советскому укладу жизни и к Сталину занимаются, в частности, российские коммунисты, приобщая детей к пионерским и комсомольских объединениям. Вместе с коммунистами крымские дети, например, на параде 7 ноября маршировали по Севастополю рядом с огромным портретом Сталина.
Другой пример, как оккупационная власть приучает украинских детей к оружию, — так называемый сирийский поезд. Он приезжал в Севастополь и Керчь. Крымчанам показывали инсталляции и захваченное в этой стране трофейное оружие, чтобы продемонстрировать «героическое» вмешательство России в сирийский конфликт.
«Детям это представляли как героический шаг, который они должны повторить в будущем. Их прямо готовят к тому, что, во-первых, они будут служить в российской армии, а во-вторых, в разных вооруженных конфликтах в мире, к которым привела часто сама Российская Федерация. КПГ уже фиксировала доказательства, когда Россия отправляла крымских призывников в Сирию «, — говорит председатель Крымской правозащитной группы Ольга Скрипник.
Эксперты отмечают, что один из способов воздействия на сознание, который использует Россия и де-факто власти полуострова — это «метод большой лжи». Когда все информационные источники на всех уровнях много лет повторяют откровенную ложь о «добровольном возвращении в родную гавань».
«Со временем общество постепенно начинает в это верить. Это особенно эффективно, когда свободу слова на полуострове подавляют, преследуя журналистов, общественных блоггеров и перекрывая доступ к независимым источникам информации как в интернете, так и в телевизионном и радиоэфире», — говорит Ольга Скрипник.
С ней соглашаются и психолингвист, кандидат психологических наук Юлия КРЫЛОВА-ГРЕК и главный консультант Представительства Президента в Автономной Республике Крым Сергей Скрипник.
«В таких условиях в Крыму не прекращаются массированная атака на сознание и создание определенных стереотипов. Родители, школа, детский сад, телевидение, кинофильмы — все направлено на то, чтобы сформировать определенное отношение, определенный тип поведения и картину мира. И, конечно, потом очень трудно будет научить этих людей критически мыслить и видеть альтернативы», — объясняет психолингвистка.
В качестве примера подобного эффекта от пропаганды они приводят пожилых людей, которые до сих пор тоскуют по Сталину и СССР.
«У какой-то процента этих детей будет оставаться ностальгия, связанная с большой воинственной Россией. Причины этой ностальгии очень просты и понятны. Воспоминания детства преимущественно положительные. Они — основа для картины воспоминаний об окружающем мире. В детских садах, школах идея превосходства «русского мира» формируется через игру, что является лучшей формой усвоения информации и будет ассоциироваться с положительными переживаниями, связанными именно с воинственно-патриотическим полусоветским миром. Поэтому очень высока вероятность, что этот мир и станет тем местом, где эти люди привыкнут чувствовать себя хорошо и комфортно», — добавляет Юлия Крылова-Грек.
В КПГ жалуются также на привлечение к милитаризации церкви. Когда ребенка принимают в ряды «казачат», ему выдают форму, и одновременно он целует крест от священника.
«В подсознании ребенка это все складывается в очень твердую установку. Здесь намешаны аспекты религии и муштры. Как когда-то было «за царя и отечество «, сейчас они настраивают детей за Путина и Россию. И это, на мой взгляд, еще страшнее, чем юнармия «, — объясняет аналитик Крымской правозащитной группы Ирина Седова.
«Если ребенок из верующей семьи, тогда речь идет также об авторитет, только в религиозном мире. И если ему сказали, например, что российский адмирал Ушаков святой, то у ребенка не будет поводов в этом сомневаться», — соглашается с правозащитницей Юлия Крылова-Грек.
Особенно уязвимы к милитаризации дети из детских домов. На полуострове действует программа «Юнармия. Наставничество» для воспитанников интернатов, с которыми работают руководители юнармии, втягивая их в милитаризованный образ жизни. Там они, как говорит Крылова-Грек, уже не увидят другой стороны медали и им не с чем будет сравнивать жизнь на оккупированной территории.
THINK TANK ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МИЛИТАРИЗАЦИИ
Одним из архитекторов образовательной милитаризации является бывший Таврический национальный университет, который сейчас называется «Крымским федеральным университетом». Здесь разрабатывают новые теории и проводят разные научные конференции. Это центр теоретико-научной подготовки крымских учителей.
Мысли в головах его преподавателей, как говорят правозащитники, можно понять на примере доцента кафедры политических наук и международных отношений Андрея Никифорова. Тот как преподаватель этого университета позволяет себе в социальных сетях язык вражды в отношении украинцев: «Каждый, кто называет себя украинцем, больной... Полное выздоровление — лишь в полном и окончательном отказе от украинства. Это не значит, что всех «украинцев» нужно убивать, как бешеных собак. Только бешеных. Остальных нужно пытаться вылечить. Но с безжалостным уничтожением тех, кто все-таки взбесится».
Перед учителями Россия ставит задачу «сформировать российскую гражданскую идентичность и понимание учениками общности российского государства и Крыма в прошлом и настоящем». Крымские учителя начиная с шестого класса преподают школьникам через тезис «с момента образования России и по сей день история РФ — это история Крыма, а история Крыма — это история России». Более того, говорит аналитик Центра гражданского просвещения «Альменда» Олег ОХРЕДЬКО, в крымских школах формируют ментальное отношение, что даже территория Украины — это история России.
Учителя используют разработанное в 2014 г. методическое пособие «Крым в истории России» К.Кочегарова. Согласно ему, уже с Х века в Причерноморье началось «утверждение российского влияния», когда русский князь Святослав победил Хазарское государство, которому часть восточнославянских племен платила дань не одно десятилетие.
В рамках освещения темы Крымского ханства так формируют среди школьников отношение к крымским татарам:
«Период тесного и плодотворного военно-политического сотрудничества России и Крыма оказался недолгим. Уже с первого десятилетия XVI в. крымчане стали совершать набеги на московские» украины» — Рязань, Тулу, Брянск и др. Интересы и продажа на восток славянских пленных стали для крымских татар одним из способов добывания средств к существованию», — говорится в руководстве.
Составители учебника часто приводят цитаты президента РФ Владимира Путина по оккупации полуострова:
«После революции большевики из разных соображений, пусть Бог им будет судьей, привлекли в состав Украинской ССР значительные территории исторического юга России».
«В целом, нужно прямо об этом сказать. Мы все это понимаем: это решение воспринималось как некая формальность, ведь территории передавались в пределах одной большой страны. Тогда просто невозможно было представить, что Украина и Россия могут быть не вместе, а разными государствами. Но это произошло», — приводится цитата Путина о передаче Крымской области Украине в 1954 году.
Российско-украинский договор от ноября 1990 г. подается как «пустая бумажка». Детям доносят также идею, что крымчане 22 года ждали возможности волеизъявления.
Кроме того, педагоги рассказывают крымским детям о фейковой Украине. В качестве примера Олег Охредько приводит выставку 2014 года, посвященную семье царя Николая II. В ней отдельный стенд рассказывал, что Украина и язык придумали австрийский и немецкий Генштаб.
«Таким образом образовательное пространство подменяет понятия и формирует представление, что Украина — часть России», — комментирует Охредько.
СЛЕДУЮЩУЮЩАЯ ПЯТИЛЕТКА
В дальнейшем Россия планирует только усиливать свою агрессивную милитари-пропаганду. В апреле этого года так называемый глава незаконного «Совета министров Республики Крым» Юрий Юрий Гоцанюк утвердил пятилетнюю программу милитаризации на полуострове на сумму 1,5 миллиарда рублей (563 млн грн. — Ред.). Главным распорядителем этих средств де-факто власти определили формирования именуемое «Государственный комитет молодежной политики Республики Крым». Большое финансирование существенно увеличат начиная с 2023 года. В год на милитаризацию в Крыму будут тратить тогда уже почти 400 млн рублей (150 млн грн).
Авторы программы среди проблем в Крыму называют, в том числе, отсутствие у молодежи социального иммунитета против деятельности организаций, «пропагандирующих политический, этнический и религиозный экстремизм». Также они ставят своей целью более высокую вовлеченность детей в процесс милитаризации. А для этого на полуострове в дальнейшем будут активно культивировать зов волонтерства, формировать у молодежи «мировоззренческие установки защищать Россию», «патриотические чувства, ценности на основе российской истории, любви к России, развития чувства гордости за свою страну и активизации заинтересованности в изучении российской истории». Россия планирует обучать и повышать квалификацию «специалистов по патриотическому воспитанию».
Дарья СВИРИДОВА: Нужно не только преследовать виновных в милитаризации образования, но и делать государству конкретные шаги по поддержке детей. Такие мероприятия нужно было вводить в первые два года оккупации. Только в этом году Президент подписал закон об открытии вузов для детей из оккупированных территорий. Что мешало Минобразования лоббировать дистанционное онлайн-образование, поступление по упрощенной системе все эти шесть лет?
В Крыму будут продолжать развивать волонтерское движение «как элемент гражданского общества, способствующий формированию активной гражданской позиции и ответственности у граждан». Инициаторы и исполнители программы будут формировать положительный образ волонтера среди крымчан, создавая новые волонтерские организации и условия, когда они будут нужны, распространяя в крымских городах положительные практики. Кроме того, они будут обеспечивать инфраструктуру методической, консультационной, образовательной и ресурсной поддержки волонтерства.
Стратегия милитаризации основывается на создании и поддержке молодежных и «казачьих» образований, которые в дальнейшем будут готовить украинскую молодежь к военной службе в вооруженных силах РФ, пропагандировать престиж армии и государственной службы.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Лидер меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров называет Россию «источником, постоянно генерирующим грубые нарушения прав человека». И положить конец этому может деоккупация полуострова.
• По словам Сергея Скрипника, Украина выбрала политико-дипломатический путь деоккупации временно оккупированных территорий. Она ждет прихода к власти в России демократических сил, с которыми будет возможен диалог о возвращении украинских территорий. Впрочем, и этот подход имеет призрачные перспективы.
«Сегодня даже российская оппозиция заявляет о поддержке территориальной целостности Украины. Их позиции сводятся к тому, что крымчане должны решить свое будущее. Но такая взаимосвязь политических реалий России и милитаризация детей может свести политико-дипломатический путь к тяжелым последствиям. Те, кого воспитывают таким образом, должны в будущем сказать, с кем они будут? Это недопустимо «, — отмечает он.
• Экс-начальник управления по вопросам АРК и города Севастополя Минветеранов Сергей МОКРЕНЮК считает, чтобы противодействовать милитаризации образовательного пространства в Крыму, необходима точная, должным образом полученная информация о ситуации на полуострове. А ее можно получить, в частности, в тесном сотрудничестве между государственными органами, которого, по его оценке, сейчас не хватает.
«Прежде всего необходимо исследовать ситуацию в Крыму, выделять и документировать конкретные факты нарушений прав человека, конкретные действия Российской Федерации. Нужно находить конкретных ответственных должностных лиц, пострадавших и оценивать ущерб. Это должны делать именно госорганы, а не гражданское общество, которое может выступать только помощником государства. Во-вторых. Органы государственной власти должны делать публичными ответы на вопрос, кто, где, когда и как допустил нарушение прав человека на оккупированных территориях «, — отмечает Сергей Мокренюк.
• По его словам, в нормативном поле Украины уже предусмотрены эти полномочия, и активным в контексте противодействия милитаризации образования должно быть Минреинтеграции и Минобразования.
«В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки МОН является главным органом в системе центральных органов исполнительной власти, формирует и реализует государственную политику, в том числе и в сфере образования. Его компетенция распространяется на всю территорию Украины. Временно оккупированный Крым — это Украина, а следовательно, нарушение образовательных прав и доступ к образованию крымских детей — это предмет профессионального исследования МОН. Поэтому МОН должен формулировать позицию государства в ответ на нарушение образовательных прав на временно оккупированных территориях, в частности обнародовать информацию об этих процессах, квалифицировать действия России в Крыму», — отмечает он.
• Сергей Мокренюк замечает, что без физического доступа к оккупированным территориям сложно качественно мониторить образовательные процессы, и это вовсе не означает, что Минобразования не должно выполнять эту задачу.
«Мониторинг нарушений прав человека, их документирование и обнародование этих данных прямо определены законом. Ст. 6 Закона» Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины на временно оккупированных территориях в Донецкой и Луганской областях «, действие которого распространяется и на временно оккупированную АР Крым и город Севастополь, возлагает эту задачу на Кабмин. От его имени соответствующим решением правительства главным исполнителем задачи по мониторингу и документированию нарушений прав человека определено Минреинтеграции. Поэтому соответствующие полномочия включены также и в его положения», — добавляет он.
• Он объясняет, что на такой мониторинг обязаны будут реагировать другие ведомства, в частности МИД, Минюст и Генпрокуратура.
«Так, к примеру, МИД благодаря собранному Минобразования и Минреинтеграции материала сможет получать информацию для защиты интересов Украины на международной арене. Министерство юстиции сможет рассматривать возможность использования для защиты прав человека судебных инструментов. Получив мониторинговые материалы, правоохранительные органы уже смогут дать правовую оценку действиям России в Крыму. Но пока информация о нарушениях прав человека в области образования, в частности в части милитаризации образования, уполномоченными органами центральной исполнительной власти должным образом не выявлена, не задокументирована, не обнародована, требовать адекватных действий от МИД, или Минюста, или Генпрокуратуры некорректно», — отмечает он.
• Правозащитница Ирина Седова считает, что на Россию необходимо также оказывать давление с помощью международных организаций и других правительств, чтобы она прекратила это военное преступление. Необходимо добиться закрытия Кримпатриотцентра, сети ячеек юнармии и ДОСААФ. А если она этого не сделает, тогда против России необходимо вводить санкции.
«Мир должен остановить преступление как можно скорее. Потому что крымские призывники, которые еще в детстве стали жертвами этой пропаганды, завтра в любую страну мира могут прийти с оружием в руках» защищать русскоязычное население «. А в том, что они добровольно пойдут на смерть, защищая вымышленные Кремлем идеалы, будет виновато всего международного сообщества. Потому что это граждане оккупированной части Украины, которых с детства растили в специально придуманном для них мире ненависти к другим расам и религиям, постоянной пропаганды ведения агрессивной войны и культа личности Путина», — отмечает правозащитница.
• Эксперты единодушны в отношении еще одного параллельного способа противодействия милитаризации — действенной государственной политикой создания образовательных программ и возможностей для детей из оккупированных территорий. Статистика свидетельствует, что крымские абитуриенты не едут в украинские университеты. По данным Минобразования, в 2019 г. через образовательные центры «Крым — Украина» в украинские вузы поступило только 264 ребенка. То есть не более 2,5% детей, окончивших школу в Крыму, выбрали Украину для своего дальнейшего обучения.
Несмотря на то, что Украина не имеет доступа к оккупированному Крыму, власти и общественным организациям необходимо приоритезировать работу над развитием горизонтальных связей между жителями подконтрольной и не подконтрольной Украине территорий. Это подчеркивает Мария СУЛЯНИНА, координатор Дома прав человека «Крым». Она считает, что это направление работы будет способствовать сохранению Крыму в ментальном сознании украинцев и будет весомым способом противодействия российской пропаганде, милитаризации и в конце концов будет способствовать деоккупации полуострова.
«Нужно вытягивать как можно больше детей на обучение в украинские вузы, работать с ними здесь, развивая у них критическое мышление, правовое сознание, и учить их, как развеивать пророссийские мифы, которые насаждаются в Крыму. Каждый студент из Крыма — это реальная возможность для нас дотянуться до жителей оккупированных территорий, у него есть родители, друзья, одноклассники, с которыми он все равно общается, которые следят за ним в социальных сетях, — и именно через конкретного студента мы можем противодействовать этой машине пропаганды и милитаризации. Поэтому для нас крайне важно, чтобы они имели возможность получать высшее образование в Украине», — говорит правозащитница.
«Нам нужно всем вместе думать и организовывать мероприятия, которые интересны для молодежи как из Крыма, так и из подконтрольной Украине территории, мероприятия, на которые хочется поехать, но в которые мы будем интегрировать образовательные элементы из того же критического мышления. Это могут быть летние интеграционные лагеря, молодежные форумы, языковые лагеря, баркемпы, конференции, фестивали и т.д.», — добавляет она.
• В то же время Мария Сулянина считает, что необходимо также не забывать о работе с молодежью подконтрольной части Украины. Она напоминает о дискуссии в обществе из-за изменений в порядке поступления в вузы для детей из оккупированных территорий и скандале с выпускниками киевской школы №90, которые оскорбляли крымских татар и один из которых заявил, что «Крым — это Россия». По мнению правозащитницы, это свидетельствует о том, что новое поколение перестает воспринимать Крым как часть своей Родины.
«Именно поэтому одним из важных аспектов является информационно-просветительская работа о событиях» крымской весны «и оккупации, формирование понимания и умения критически оценивать события с точки зрения международного права среди населения, и особенно молодежи подконтрольной части Украины. Ведь когда часто мы говорим о ситуации в Крыму в контексте пропаганды и милитаризации, то, наоборот, настраиваем населения на материковой части Украины против тех, кто остался в Крыму, бессознательно формируя образ, как будто всех там уже милитаризировали», — считает Сулянина.
• С ней соглашается и Раиса ЕВТУШЕНКО, главный специалист отдела содержания образования, языковой политики и образования национальных меньшинств в Минобразования.
«Работы нужно очень много. Мы семьей в течение 20 лет ездили отдыхать в Крым, и нам в Севастополе, когда мы туда приезжали, каждый раз рассказывали, сколько детей из города без экзаменов взяли в вузы России, в частности в МГУ. Мы тогда проигрывали и сейчас проигрываем», — констатировала она.
• Хотя работы много, впрочем, на самом деле Минобразования не видит своей активной роли в противодействии милитаризации. В комментарии газете «День» и изданию ZMINA исполняющий обязанности министра образования Сергей Шкарлет сообщил, что министерство не делает мониторинговых отчетов образования на оккупированных территориях в контексте милитаризации. По его убеждению, это должно делать Минреинтеграции.
«Мы видим психологическое воздействие милитаризации на крымских детей, когда они приезжают в образовательные центры» Крым — Украина». Но все они настроены учиться в Украине и оставаться здесь. У нас оккупированными территориями должно заниматься отдельное министерство», — сказал он.
•Минреинтеграции прислало нам в ответ на запрос краткий отчет о милитаризации образования в Крыму. В ведомстве также сообщили, что работают над созданием Центра документирования фактов нарушений прав и свобод человека. Создание соответствующего реестра позволит сформировать и удерживать защищенную, постоянно обновляющуюся и доступную для запросов базу данных о нарушении прав и свобод на временно оккупированной территории в связи с вооруженной агрессией и оккупацией. В министерстве надеются, что реестр будут использовать украинские и международные судебные учреждения.
Юлия Крылова-Грек убеждена, что Украине следует подумать о формах представления информации детям в Крыму. Например, это может быть интернет-канал с видео о жизни в развитых странах или истории из жизни, в том числе жителей Украины, мультфильмы, в которых красочно показаны особенности украинской культуры и исторические обзоры.
«Если говорить о том, что может сделать Украина для исправления ситуации, то информация должна подаваться в познавательной или игровой форме, поскольку новостной формат детям будет не очень интересен. Другой эффективный способ защиты детей от влияния телевидения — проведение с родителями работы по медиаграмотности» , — рекомендует ученый.
• В Представительстве Президента Украины в АРК рассматривают противодействие милитаризации в контексте стратегии работы с населением оккупированных территорий. По словам первого заместителя представителя Президента Дарьи Свиридовой, во время встречи в Министерстве культуры представительство предлагало добавить в план действий информационной стратегии по реинтеграции оккупированных территорий мероприятия для детей.
«С этими детьми нужно коммуницировать. Я надеюсь, что в плане действий все же появятся мероприятия, в которых целевой аудиторией будут дети. Этим детям нужно помогать. Им нужно предоставить беспрепятственный доступ к образованию на подконтрольной Украине территории. Кроме того, мы ставили вопрос создания фонда помощи для одаренной молодежи. Он должен помогать тому ребенку, у которого будет талант в определенном направлении. Мы надеемся, что Минреинтеграции поддержит эту идею «, — сказала она.
• В то же время Дарья Свиридова резка в критике Минобразования, называя маленькое количество поступающих детей из оккупированных территорий личным провалом министерства.
«Нужно не только преследовать виновных в милитаризации образования, но и делать государству конкретные шаги по поддержке детей. Такие мероприятия нужно было вводить в первые два года оккупации. Только в этом году Президент подписал закон об открытии вузов для детей из оккупированных территорий. Что мешало Минобразования лоббировать дистанционное онлайн-образование, поступление по упрощенной системе все эти шесть лет?», — добавила она.
• Открытым вопросом остается ответственность за военное преступление для педагогов. На седьмой год войны Верховная Рада так и не приняла законопроекту №2689, который должен правильно квалифицировать составы военного преступления в Уголовном кодексе и предусмотреть преступление против человечества и преступление агрессии. Впрочем, эксперты считают, что общество должно тщательно обдумать, кого из граждан Украины нужно будет привлекать к ответственности за это преступление.
«Через полтора месяца после оккупации я собрал всех крымских директоров, убеждал и просил их, чтобы они не покидали своих постов. Некоторые уже написали свои заявления. Для нас было принципиально важно сохранить эти учреждения, которые мы долго открывали. Мы тогда не понимали, насколько далеко российская пропаганда зайдет, но для нас было главное сохранить эти заведения, чтобы сохранилась крымскотатарскую ментальность «, — вспоминает председатель меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров.
• По мнению Сергея Скрипника, отвечать должны те, кто принимал нормативно-правовые акты о милитаризации, и директора школ, которые составляют соответствующие учебные планы.
«Ответственность должна ложиться прежде всего на тех, кто принимает такие решения, а это высшее руководство России, которое утверждает учебные планы, которое заставляет людей выполнять незаконные приказы и милитаризировать все учебное пространство Крыма. Я не думаю, что крымских учителей нужно сажать в тюрьмы. Ведь они сами — в заложниках оккупации. У них нет выбора: или выполняй, или нужно идти из профессии», — рассуждает Скрипник.
• Из-за этого военного преступления Прокуратура Автономной Республики Крым ведет процессуальное руководство в пределах одного уголовного производства по ч. 1 ст. 438 Уголовного кодекса («Нарушение законов и обычаев войны»). Пока правоохранители не выдвигали никому подозрений.
Тем временем, Крымская правозащитная группа ищет больше доказательств такого вида военного преступления России. Через несколько месяцев вместе с Прокуратурой АРК она планирует направить информационное представление в Международный уголовный суд в отношении пропаганды службы в российской армии среди детей в Крыму.
• Но для этого правозащитникам необходимы доказательства. КГП просит граждан, выехавших с полуострова, предоставлять эти доказательства и свидетельства о милитаризации в крымских садах, школах и высших учебных заведениях. Это, по мнению правозащитников, поможет привлечь «архитекторов милитаризации» к ответственности и в конце концов остановить массовое нарушение прав детей.