Стройка, обещающая превращение заброшенного завода по ремонту военной техники «Арсенал» в культурный центр мирового уровня, уже начата. На объекте появилось порядка десяти единиц строительной техники, в том числе несколько экскаваторов, которые безжалостно выковыривают трехсотлетнюю кирпичную кладку. Между тем, оказалось, что даже архитекторы «Укрндіпроектреставрація» — проектной организации, которой КГГА заказала разработку проекта будущего «Мистецького Арсеналу» — практически не представляют, каким же будет это сооружение. Проект не то чтобы не закончен, он даже еще не определен в общем и целом! Потому что уже на начальном этапе специалисты весьма уважаемого профильного института вдруг зашли в тупик.
Напомним, еще зимой Президент принял решение о сооружении «Мистецького Арсеналу» — музея нового поколения, который должен быть не хуже самых известных и масштабных в Европе. А 3-го марта подписано соответствующее распоряжение Кабинета Министров Украины о создании здесь «культурно- художественного и музейного комплекса». Причем на четко ограниченной территории бывшего завода, постройки которого занимают площадь 23,5 тысяч квадратных метров. При составлении проектного задания представлен перечень объектов, которые заказчик хотел бы увидеть в указанном месте. Это экспозиционные площади, библиотека, гостиница, паркинг, концертный зал, рестораны, хозяйственные помещения и еще многое другое. Таковы пожелания министра культуры. Подобным набором располагают самые современные музейные комплексы, куда люди приходят не на пару часов, а где проводят целые дни. Причем все это велено соорудить в кратчайшие сроки, а потому, вопреки установленным правилам, строительные и проектные работы решено выполнять одновременно.
По предварительным расчетам архитекторов, для того, чтобы разместить все указанное заказчиком, понадобится площадь, как минимум, вчетверо большая — около 100 кв. метров. Но очевидно, что для этого здание придется достраивать — не ввысь, так в глубь. Именно поэтому на некоторых из шести представленных вариантах проекта появились трехуровневые подвальные помещения, всевозможные варианты возведения купола над внутренним двором, где планируется сооружение трансформирующегося зала органной музыки и прочего. Но даже при такой изобретательности архитекторам удалось выкроить лишь 63 тыс. кв. метров полезной площади. Кроме того, по утверждению музейных работников, музей, претендующий на серьезное международное сотрудничество (к примеру, проведение солидных выставок, на которых бы без опаски выставлялись экспонаты, скажем, из Дрезденской галереи или Лувра) должен иметь свой «завод по производству воздуха» — для поддержания в экспозиционных помещениях нужной температуры и влажности. Словом, сказочной рукавички из старого «Арсенала» не выходит, и положению его проектировщиков не позавидуешь. А потому они были вынуждены на этой неделе обратиться к Градостроительному совету при главном архитекторе Киева за помощью и рекомендациями.
Заместитель начальника главного управления культуры, искусства и охраны культурного наследия Руслан Кухаренко напомнил присутствующим историю этого здания. Оно было построено в 1783 году по высочайшему царскому указу. Над главным входом до сих пор сохранился вензель императрицы Екатерины, которая любовно называла это сооружение «мой фарфоровый Арсенал», — именно при его строительстве впервые в Киеве был использован не красный, а желтый кирпич. И хотя время постройку не пощадило, и от прежнего здания здесь осталось не так уж много, это единственный в Киеве аутентичный памятник XVIII века, который надо беречь как бесценный бриллиант.
Кроме того, Руслан Алексеевич вспомнил, что старинная цитадель была построена на месте монастыря, настоятельницей которого была Мария-Магдалена — мать гетмана Мазепы. Известно, что на этой территории находится около сотни захоронений и многие другие археологические ценности, которые нам еще предстоит найти и сохранить для потомков. Что же касается недавно пронятого Закона «Об охране культурного наследия», то он сформулирован предельно ясно: памятники истории и архитектуры национального значения можно только реставрировать и приспосабливать, но никак не перестраивать и реконструировать.
А вот глава Госкомитета охраны культурного наследия Николай Кучерук исторические факты оценивает совсем по-другому. Он считает, что эта крепость была построена по приказу Петра I для уничтожения Украины и угнетения ее народа. Нужно ли нам сегодня охранять и восстанавливать такой объект?… По мнению Е. Кучерука, сегодня гораздо важнее мнение людей, которые хотят видеть Украину свободной и счастливой, — то есть нынешней власти, которая и является заказчиком и инвестором будущего строительства…
Прозвучало также и другое мнение — мол, заказчику нужен свой развлекательный центр и музей при нем. И в том, что это очередной бизнес-проект государственного масштаба, сомнений не остается. Словом, обсуждение то и дело, сквозившие политическим и идеологическим подтекстом, перемежались фактами, говорящими сами за себя. К примеру, начальник «Киевглавэкспертизы» Анатолий Карминский считает, что формально у Градосовета вообще нет оснований рассматривать предложенный проект. Вначале следует грамотно сформулировать задание на проектирование с учетом функционального использования помещений и ориентировочной площади и только после, если нужно, согласовать его с Министерством культуры. Существующее здание не выдержит такой нагрузки, а закон не терпит надругательства над памятником… Здесь не проведены ни геологические, ни археологические изыскания, что должно быть сделано в первую очередь. Между тем, на выполнение подрядных работ уже потрачена внушительная сумма.
Архитектор Янош Виг выразил мнение, что нельзя отдавать «Арсенал» на откуп городской власти — это дело государственного масштаба. А для начала нужно вынести на обсуждение Верховной Рады вопрос о статусе этого памятника и отношения к нему. Возможно, будет принято необходимое дополнение к Закону «Об охране культурного наследия» или же «Арсенал» пройдет в документах отдельной строкой. Это только начало осуществления общей программы «Цитадель», в дальнейшем возникнут аналогичные вопросы и проблемы. Кстати, в свое время во Франции была разработана рассчитанная на 20 лет государственная программа, благодаря чему там возник такой всемирно известный объект культуры, как центр Помпиду.