«Копали котлован под фундамент стадиона в Ляховцах — нашли две трехдюймовые пушки. Этому старинному артиллерийскому оружию нет цены», — говорит директор Белогорского районного историко-краеведческого музея Иван Кадук (поколения ходили, бегали, гарцевали на конях, ездили на телегах, каретах, а потом на тракторах и автомобилях по этим пушкам, вылитым из бронзы в Дрездене)...
Раритетное оружие обнаружили в урочище, названном в народе Замчищем. Четыре века оно покоилось в глубоком колодце, засыпанном землей. Пришлось вызывать автокран, чтобы вытянуть оружие из ила. Когда же «освободили» от напластований веков, получили почти исчерпывающую информацию о его происхождении. «Читайте: на пушках все написано. Братья Павел и Петр Синюты сделали такой подарок своей матушке Екатерине на день рождения. Вес, вылитой немецкими мастерами в 1607 году, — 500 килограммов. Меньшая, 200-килограммовая, вылита в 1638 году», — продолжил Иван Кадук.
Уникальная находка пролила свет только на отдельные подробности известной истории, которая, конечно же, имеет свою предысторию. В 1569 году Ляховцы вместе с другими городами и местечками Волынского воеводства вошли в состава Речи Посполитой. Владельцами Ляховцев стали Синюты. Те принялись строить деревянную крепость. Посреди пруда. Телегами и лодками возили местные крестьяне и пленные турки с татарами землю. Насыпали остров, на котором и воздвигли крепость.
«Сооружение было сильно укрепленным и одним из самых крупных на Волыни. Оно соединялось с местечком перекидным мостом на цепях, поэтому служило для шляхты надежным убежищем от татарских набегов и крестьянских беспорядков. Тогда же вокруг Ляховцев насыпали подковообразный земляной вал, обнесенный высоким деревянным частоколом со сторожевыми башнями и бойницами. Местные крестьяне должны были сторожить крепость, строить новые укрепления», — ссылаясь на архивные материалы, рассказывает Иван Кадук.
Директор музея обращает внимание на художественное литье пушек, выполненное оружейниками Дрездена, на его декоративное назначение: гости хозяина привязывали коней к пушкам, установленным у фасада крепости. «Где ядра?.. К сожалению, не нашли», — отвечает хранитель истории и показывает на другой музейный экспонат: «Но вместе с пушками вытащили из колодца и вот эту статуэтку католической святой».
История не сохранила подробностей — почему пушки и статуэтку бросили в колодец, — однако нет никаких сомнений в отношении обстоятельств, при которых это произошло.
«По данным реестров, которые хранятся в Львовской государственной научной библиотеке, в 1635 году подымное (налог) в Ляховцах выплачивали 335 хозяйств. В этот период развития феодального землевладения продолжалось закрепощение местного населения. Беднота восстала против богачей. Поэтому участвовала очень активно в украинской освободительной революции под предводительством Богдана Хмельницкого», — вдохновенно продолжает Иван Кадук.
Интересно, как тогда устанавливались внешнеэкономические отношения, ведь отдельным результатом именно этих отношений и стал контракт об изготовлении и приобретении подарка для матушки Екатерины от сыновей Павла и Петра?..
Из истории известно, что в 1583 году Ляховцы получили от польского короля Стефана Батория статус местечка, а поэтому — и Магдебургское право. «Это право содействовало значительному расширению экономических связей и торговли, развитию ремесленничества в местечке. В конце XVI века Ляховцы становятся известным в мире центром торговли. Сюда съезжаются купцы со всех концов. Из Польши, России, Литвы, Турции, Молдовы», — продолжает экскурс в прошлое директор музея...
А осенью 1648 года восставшее местное население захватило Ляховецкую крепость. Может быть, тогда и надежно «похоронили» в колодце дорогие пушки. Спрашивается — кто? Повстанцы?.. Сами Синюты?.. Но история молчит. Однако точно известно, что крепость пала, а победители выступили на соединение с казацко-крестьянскими отрядами Максима Кривоноса, который именно держал в осаде соседний город Староконстантинов.
Вспомнив о Максиме Кривоносе, директор музея Иван Кадук отметил: «Полковник войска Запорожского был одним из самых известных руководителей украинской освободительной революции. Под его командованием крестьяне жестоко мстили шляхте за зверства над ними, за то, что те живьем сжигали казаков на кострах, сажали на колья, истязали каленым железом... В боевых действиях под Староконстантиновым Кривонос использовал замок князей Острожских, построенный на больших плавнях реки Случ...»
А Ляховцы? «В 1649 году в наших местах действовали два больших крестьянских отряда. Проходили жестокие битвы между войсками Богдана Хмельницкого и польской шляхтой. В те годы Ляховцы были разрушены и ограблены войсками хана Ислама-Гирея. За то, что он предал Богдана Хмельницкого под Зборовым, польский король разрешил ему грабить города и села Волыни и Подолья», — продолжает рассказ Иван Кадук у музейных экспонатов.
Ни он, ни кто-то другой не знает, были ли хоть раз использованы «по назначению» вылитые в Дрездене пушки, однако известно, что вооруженные вилами крестьяне взяли, казалось бы, надежно укрепленный замок...
«Как только нашлись эти пушки, было много желающих их взять. Из Киева, из Хмельницкого требовали: отдайте! Как говорится, отстояли свое», — вспоминает директор районного музея. Он радостно встречает группу школьников. Прибыли на экскурсию из отдаленного села. И ведет подрастающее поколение от экспоната к экспонату...