Несколько лет назад в Беличанском лесу, который считают «зелеными легкими» Киева, начались странные процессы: стартовало строительство технологического парка «Бионик Хил», что-то вроде американской Кремниевой долины. Это стало большой угрозой для «столичных легких».
Пока общественность через суды добивается запрета на уничтожение леса, появились новые риски. Так, лесоводы планировали провести санитарную вырубку древесины на почти четырех тысячах гектаров, при том что общая площадь леса — шесть тысяч гектаров. А чиновники поселка Коцюбинского взялись за создание регионального ландшафтного парка «Беличанский» в границах уже существующего Голосеевского национального природного парка (к нему два года назад указом Президента присоединили, собственно, Беличанский лес). Под таким «зеленым соусом» маскировалась банальная схема застройки земель леса. Но обо всем — по порядку.
УГРОЗА ПЕРВАЯ
Идея почти тотальной вырубки деревьев под прикрытием санитарной чистки принадлежит Святошинскому лесопарковому хозяйству. Активисты обнаружили эту схему во время заседания научно-технического совета Голосеевского национального парка. Как объясняли лесники, на месте растет много сухих деревьев, которые могут упасть на прохожих. Но это не может происходить на четырех тысячах гектаров!
«Новые основы теории вероятности от лесников Святошинского лесопаркового хозяйства, — поделился подробностями заседания в Facebook эколог Андрей Плыга. — Как вы думаете, с какой вероятностью дерево высотой 20 метров, стоя в густом лесу на расстоянии одного километра от трассы, может упасть на нее? Но лесники руководствуются этим (на самом деле деньгами, но так не скажут), подавая план санитарных рубок на утверждение научно-технического совета».
Как отметил эколог Национального экологического центра Украины Александр Соколенко, несмотря на недавно принятый правительством запрет на сплошную рубку древесины, лесоводы пользуются лазейкой — тем, что никто не отменял санитарную вырубку.
«В украинских реалиях санитарные вырубки — это сплошной круг для злоупотреблений, — отмечает Александр Соколенко. — На должности директоров и балансодержателей лесных хозяйств назначаются такие лица, чтобы было удобно рубить и продавать лес. Поскольку сплошные вырубки запрещены, то они нашли хитрую схему. Есть выборочные вырубки, которые проводятся почти так же, как сплошные. Вероятно, лесоводы запланировали продать много древесины, поэтому отвели почти весь участок Беличанского леса под выборочные рубки. Часто их проводят ночью, без клеймения пней, и мы нередко находим немаркированные пеньки в лесах. То есть чиновники идут на разные хитрости».
УГРОЗА ВТОРАЯ
Проект нового регионального ландшафтного парка «Беличанский» недавно представили местной громаде поселка Коцюбинское. Разрабатывали его археологи и архитекторы, то есть научные работники, которые не имеют никакого отношения к природоохранному делу.
Местная активистка Наталья Медвидь описала в Facebook свои впечатления от презентации: «Манипулируя сознанием неосведомленных граждан, инициаторы встречи озвучили много ложной информации. Например, что Беличанский лес к Голосеевскому парку присоединил Виктор Янукович (хотя он был расширен указом Президента Петра Порошенко в мае 2014 года); что статусы национального природного парка и регионального ландшафтного парка ничем не отличаются (!). Кроме того, в проекте есть много вещей, несовместимых с режимом территории национального природного парка (строительство дорог, парковок, мототрассы и т.п.). Ведь территория «легких Киева» получила статус объекта природного заповедного фонда государственного значения в первую очередь с целью сохранения природных комплексов».
Экологи объясняют, что поскольку статус и национального природного парка, и регионального ландшафтного парка предусматривает зонирование территории и выделение хозяйственной зоны, где позволяется строительство, местные чиновники планируют просто расширить хозяйственную зону Голосеевского парка и раздавать эти участки под застройку.
КАКОВЫ МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ?
Активисты вовремя среагировали на оба риска для Беличанского леса. Намерения лесников провести санитарную вырубку сейчас заблокированы. «Будет создана рабочая группа, которая будет решать, где можно проводить вырубки, а где нет, — объясняет Александр Соколенко. — В нее войдут члены научно-технического совета парка, и этот процесс растянется на месяцы, поскольку нужно делать ботаническое описание всего леса, выяснить, какие есть виды из Красной книги, а это можно делать только с весны. Святошинское лесопарковое хозяйство не провело никаких исследований».
А вот что будет с проектом создания регионального ландшафтного парка? Его должен утвердить местный департамент экологии, экологический отдел областной администрации, а также местная громада. Вероятность прохождения всех звеньев, по мнению активистов, невысока из-за низкого качества проекта. Но, очевидно, будут другие попытки лесного дерибана.
«На теневой реализации Беличанского леса можно заработать миллионы долларов, поэтому риски всегда будут — на кону стоят огромные деньги и ресурсы. Пока у нас будут такие руководители и не будет реальных наказаний за преступления, до тех пор будут сохраняться подобные риски, — рассуждает Александр Соколенко. — Ведь у нас никого не посадили за схемы разворовывания леса Приирпенья. Знаем, что растащили гектары леса, а под домашним арестом только мэр Бучи. Общественности нужно быть на стороже. Только она и может остановить это своеволие, ее реакция решает, потому что правоохранительные органы без шума не будут работать».