В том, что трубы время от времени прорываются, нет ничего удивительного. Безусловно, лучше бы они прорывались не 30 декабря, во время подготовки к празднованию Нового года, а, скажем, 30 июня, тогда ремонтникам не надо было бы вгрызаться в промерзший грунт. Но в Черкассах все случилось именно в канун Нового года, 30 декабря. Итак, напомним факты: около 1 часа 30 минут в областном центре произошла авария на канализационном коллекторе, по которому сбрасываются городские стоки на очистительные сооружения АО «Азот» («День», №3). Ситуация была очень сложной. Чтобы на время проведения ремонтных работ уменьшить количество поступающих на очистные сооружения стоков, было принято стандартное в таких случаях решение — ограничить подачу воды в город и приступить к ремонту (было понижено давление и ограничено поступление питьевой воды на уровне первых этажей).
Возникает вопрос: почему стоки города сбрасываются на очистные сооружения «Азота», а не на свои собственные? Все дело в том, что городские очистные сооружения давно пребывают в нерабочем состоянии. Еще в 1990 году, когда с городскими очистными начались проблемы из-за износа, их эксплуатацию приостановили, а стоки пустили на очистные «Азота». Но, как говорится, нет ничего более постоянного, чем временное. Свои очистные город так и не отремонтировал. И теперь в случае аварии все шишки, естественно, должны были достаться «Азоту». Генеральный директор последнего Борис Райков, кстати, провел на коллекторе все новогодние праздники.
Мэр Черкасс Владимир Олейник в дни аварии демонстративно дефилировал со своим замом по улицам города в камуфляжной форме, будто только что вылез из-под прорвавшего коллектора… Хотя, как читатель понимает, ликвидацией аварии занимались бригады «Азота» да еще, может быть, «Черкассыводоканала». По словам ремонтников, их страшно раздражало паломничество чиновников всех рангов к месту аварии. Они зачастую просто мешали работать.
Понимая, какая угроза нависла над городом, на место аварии в срочном порядке прибыли все ремонтные службы «Азота», аварийная бригада «Черкассыводоканала» и работники управления по вопросам чрезвычайных ситуаций. Совместными усилиями на отрезок поврежденной трубы удалось наложить бандаж, локализовать «прорыв» и в 11.00 31 декабря возобновить водоснабжение города в нормальном режиме. Новый год черкасщане встретили с водой и в праздничном настроении. Правда, ремонтные работы продолжались до 3 января. Кстати, проблемы на этом не закончились, и 4 января снова произошел прорыв, но уже в значительно меньших масштабах. Он был ликвидирован бригадой ремонтников «Азота» в течение нескольких часов, так что город ничего не заметил. 5 января произошли еще два прорыва, в результате которых в Днепр попали еще около 40 тыс. кубометров жидкости. Всего, по официальным данным, в Кременчугское водохранилище попало более 300 тыс...
Об аварии сообщали региональные и общеукраинские СМИ. Цифры выбросов стоков в Днепр от публикации к публикации увеличивались едва ли не на порядок. Фигурировали выражения «экологическая катастрофа» или «экологическая катастрофа общегосударственного масштаба». Впрочем, были публикации и другие — утверждавшие, что ничего существенного не произошло, а просто было много шума из ничего. Умудренный опытом читатель понимает, что истина где-то посередине.
Сегодня, когда после аварии прошло время, объективной информации стало значительно больше, и тема прорвавшего коллектора по-прежнему актуальна.
ПРОРЫВ
Что собой представляет коллектор? Это три трубы: две диаметром 700 и одна — 1000 мм, проложенные на глубине около 3-х метров. Стоки из города поступают на насосные станции, где под давлением в несколько атмосфер закачиваются в трубопровод (собственно коллектор) и подаются на очистные сооружения. Проложен коллектор в грунтах с достаточно сложной геологической обстановкой, вызванной близостью Днепра. Это болотистая почва с высоким уровнем грунтовых вод и «плавунами» (последние могут вызвать проседание труб). На сегодня коллектор — достаточно старое сооружение, строилось оно еще в 1968 — 70-х годах.
Прорыв произошел в рабочем районе микрорайона Змагайловка, что у Чигиринского шоссе. Информация о том, что в момент аварии в коллекторе проходили стоки крупнейшего химического предприятия Черкасщины АО «Азота» или других химических предприятий, не подтвердилась. «Азот» пользуется отдельным коллектором, не сообщающимся с городским, а другие предприятия, пользующиеся именно этим коллектором, не работали, ибо был выходной.
Службами, контролировавшими прорыв коллектора, заявлено, что в Днепр во время аварии было сброшено 274 тыс. кубометров жидких отходов. Все другие цифры, фигурирующие в публикациях, ни одной службой не подтверждаются. Что же представляет собой этот выброс? Чтобы читатель мог представить его объем, поясним, что это параллелепипед с основанием 100 на 100 метров и высотой 27 метров.
Много это или мало? Пожалуй, это главный вопрос, который сейчас интересует жителей города. Безусловно, не мало. Но в гигантских объемах Кременчугского водохранилища, которое составляет примерно 9 миллиардов тонн, подобный объем не может хоть сколько-нибудь повлиять на экологию акватории.
Многих, конечно же, интересует, выше или ниже по течению от города произошел сброс. К счастью, ниже, и ближайший крупный населенный пункт на пути сброса — Светловодск, где, кстати, значительно усилены меры контроля воды, но изменение ее состава до сих пор не обнаружено, что косвенно подтверждает наши выводы о том, что сброс этот в масштабах водохранилища достаточно малая величина.
ЧТО ДАЛЬШЕ?
Стоки идут по двум 700 миллиметровым трубам, а третья, на которой и произошел прорыв, перекрыта и обследуется специалистами методом так называемого шурфования. Уже известны и первые результаты исследования. Труба, о которой шла речь, на протяжении 1,5 километров (где и произошел прорыв), имеет серьезную коррозию и требует капитального ремонта.
По мнению специалистов, повышенная коррозия именно этого участка может быть связана с рядом причин. О некоторых — влияние характера грунтов, наличие так называемых «плавунов» и физическом износе — мы уже говорили. Но появились и еще некоторые небезынтересные факты. Поверх коллектора проложен газопровод, идущий на асфальтный завод. Подобная прокладка «внахлест», кстати, категорически запрещена из-за возможного появления в трубопроводах так называемых «блуждающих токов», которые, учитывая множество щелочных и кислотных составляющих стоков и даже без них, могут приводить к ускоренной коррозии труб. Для подобной совместной прокладки нужны специальные станции катодной защиты, которых, естественно, нет.
Второе — поверх трубы коллектора идет высоковольтный кабель, что тоже категорически запрещено. Из-за все тех же токов. И последнее — поверх коллектора стоят гаражи, в том числе и капитальные, что значительно усиливает давление на трубы и тоже запрещено. Так что картина вырисовывается очень интересная. Если окажется, что причина аварии — газопровод, кабель или гаражи, то сразу возникает вопрос, кто разрешил прокладку или строительство? Тут же встанет и вопрос, чья это территория — города или района и кто несет ответственность по разрешительным визам строительства этих объектов. Но пока, конечно, какие бы то ни было выводы делать рано.
В настоящее время на коллекторе работает несколько комиссий, начиная от экологической прокуратуры и заканчивая проектным институтом, спроектировавшим коллектор. Тут же работают специалисты «Черкассыгаза», «Облэнерго» и «Азота». По их заключениям и будет сделан вывод о том, кто виноват в аварии на коллекторе и что с ним делать дальше.
«Азот», кстати, по имеющейся в распоряжении редакции информации, готов отремонтировать за свой счет 1,5-километровый отрезок трубы. Безусловно, будет реконструирован и весь коллектор. Но если выяснится, что дело в структуре грунтов, то в будущем, возможно, придется даже переносить коллектор в другое место. Подальше от воды. Скажем, туда, где сейчас проходит коллектор того же «Азота». Тут уж без денег из резервного фонда Кабмина или других дополнительных источников финансирования не обойтись.