В среду вечером в Донецком аэропорту самолет Ан-24 (авиакомпания ООО «Южные авиалинии»), который совершал чартерный рейс из Одессы в Донецк на матч «Шахтер» — «Боруссия», потерпел аварию. Пятеро человек погибло, во время проведения спасательной операции эвакуировано 47 человек, из которых 9 госпитализировано с травмами. Как сообщил сайт timer.od.ua со ссылкой на «горячую» линию Одесской облгосадминистрации, кроме помощника Николая Пундика Валерия Бабкова и директора одесской строительной фирмы «Александр» Александра Грушевича, в катастрофе погибли Сергей Бутенко, Виктор Горбатенко и авиадиспетчер Одесского РСП ГП «Украэрорух» Дмитрий Песня. Виновных могут посадить сроком до 10 лет. Но кто виноват?
На сегодняшний день прокуратура Донецкой области имеет четыре версии происшествия: неправомерные действия экипажа, неправомерные действия наземных служб, плохое техническое состояние самолета, плохое техническое состояние наземных приборов. Об этом сообщил на брифинге в четверг главный прокурор области Владимир Вышинский. Кроме того, он отметил, что на данный момент возбуждено уголовное дело по статье 276 УК «Нарушение правил эксплуатации воздушного транспорта». На данный момент идет следствие, действуют 30 комиссий, среди них следователи УВД, СБУ, Прокуратуры, транспортных служб и т. д., работает комиссия по восстановлению информации о пассажирах, а также комиссия по восстановлению информации из черных ящиков.
Ранее вице-премьер Александр Вилкул на пресс-конференции отметил, что и самолет, и экипаж имели все нужные документы, разрешения и лицензии. Данному самолету в этом году уже 40 лет. Ранее СМИ сообщали, что именно на этом самолете на свои матчи летали футболисты команды «Черноморец». Командир самолета имеет стаж работы с 2010 года, второму пилоту — 23 года. Он также имел при себе все документы и лицензии.
«Сам пилот достаточно опытный, у него больше пяти тысяч летных часов. Сергей уверяет, что самолет — совершенно нормальный, несмотря на свой преклонный возраст, и ничего не предвещало этой трагедии», передает donbass.ua со ссылкой на командира самолета. «Мне трудно сказать, как все будет развиваться: пока все расшифруют, разберется Прокуратура, но летать дальше я хочу», цитирует пилота издание. Всего на борту было восемь членов экипажа и 48 пассажиров, включая ребенка и женщину.
Что же касается погодных условий, то сайт Международного аэропорта «Донецк» сообщает: «13.02.2013 года экипаж чартерного самолета, следовавшего рейсом 8971 Одесса-Донецк, получил по запросу исчерпывающую информацию от диспетчерской службы аэропорта. Текущие метеоусловия позволяли воздушному судну совершить безопасную посадку. В расчетное время посадки, в 18 часов 09 минут, от экипажа не последовало сеанса радиосвязи с диспетчерской службой аэропорта».
На сегодняшний момент есть несколько вопросов, на которые никто не может дать вразумительного ответа. Официальные службы ссылаются на то, что пока точно установленной следствием информации нет. Итак:
- По данным Донецкой областной прокуратуры, на борту оказалось пятеро незарегистрированных человек. Каким образом они были допущены на борт, и кто были эти люди? По данному факту проходит следствие.
- Из-за плохой видимости пилот не увидел взлетную полосу. Самолет проехал мимо взлетной полосы, зацепился левым крылом о 10-тиметровую вышку, а правым — о грунт, что стало причиной раскола самолета на две части. Почему пилот не увидел полосу, если официальная служба сообщает о пригодных метеорологических условиях, как подавалась информация диспетчером?
- Все ли пассажиры были пристегнуты к креслам, и были ли соблюдены все меры предосторожности?
- На самом ли деле самолет был в порядке?
- Ранее потерпевший заявил о том, что их долго не выпускали из аэропорта. При этом вице-премьер отметил, что все службы действовали оперативно и вовремя.
- Информация о происшествии появляется очень дозировано и осторожно. Еще в среду ее не хотели оглашать до начала матча, но после того, как в Интернете начали появляться новости, перед матчем таки появилась информация, и погибших почтили минутой молчания. На следующее утро только часть журналистов пустили на место аварии, мотивировав это тем, что велись следственные работы и это могло бы помешать спецслужбам. Кроме того, до последнего не оглашалась информация по погибшим. Комментарии не дают и сотрудники аэропорта: «Вся информация находится на нашем сайте, комментариев мы не даем».
Как отметил прокурор, следствие может идти два месяца, но все зависит от того, насколько оперативно будут сделаны работы. Также после будет определено, какой ущерб причинила данная авария. Сейчас никаких цифр не называют. Да и очевидцы, и диспетчеры ничего конкретного не говорят. Часть пострадавших уже в четверг утром уехала в Одессу. Кого-то ждали машины, кто-то улетел утром, некоторые отправились вечером на поезде. Те же, кто остался в Донецке, информацией не владеют.
КОММЕНТАРИЙ
Дмитрий КИВА, президент-генеральный конструктор государственного предприятия «Антонов»:
— Я сейчас не могу сказать, в чем причина, пока комиссия не закончит работу и не огласит результаты своего расследования. По статистике у Ан-24 уровень безопасности выше, чем у многих новых самолетов.
Вообще во всем мире летает много старых самолетов. Сейчас абсолютно безопасно эксплуатировать 40-летние самолеты на пассажирских перевозках. Ан-24 может и 60 лет летать. Просто периодически нужно проводить испытания, подтверждающие безопасность и надежность конструкции. Ведь важно правильно эксплуатировать самолет. Во-первых, самолет должен соответствовать всем нормам безопасности, во-вторых, экипаж должен быть правильно подготовлен к полету, и в-третьих — в надлежащем состоянии должны находиться все наземные службы и инфраструктура, обеспечивающая полеты.
Виталий СЕЛИК, «День»
СПРАВКА «Дня»
Самолет Ан-24РВ (бортовой номер UR-WRA) был выпущен 29 июня 1973 года на заводе «Авиант» в Киеве. До 1994 года эксплуатировался Симферопольским авиаотрядом «Аэрофлота». После этого перешел к «Крымским Авиалиниям». В 2004 году прошел капитальный ремонт на 410-м киевском Авиаремонтном заводе. После чего несколько лет выполнял чартерные рейсы в компании «Роза Ветров». В 2012 году его купила одесская компания «Южные Авиалинии». На 1 марта 2009 года самолет налетал 50 133 часов. Средний налет тогда составлял 116 часов в месяц, или 17 рейсов в неделю.
Всего с 1962 по 1979 год было выпущено 1367 самолетов Ан-24. До сих пор в эксплуатации находится около 100 самолетов. По неофициальным данным, в результате катастроф, аварий и уничтожения на земле в ходе боевых действий 162 самолета было потеряно.