14 июня автопробег «Дорога в Крым: проблемы и перспективы», в котором посчастливилось участвовать экипажу «Дня» ( водитель Владимир Сонюк, штурман — автор этих строк) был торжественно завершен.
Когда все прибыли обратно в столицу Украины уставшие, но довольные — никак не могли расстаться. Все стояли и прощались. Приросли друг к другу. Да и попривыкли уже к кочевому образу жизни: завтрак — и по железным лошадкам. А тут — команда по домам....
Стартовал автопробег, напомним, 6 июня в День журналиста прямо с Центральной площади перед Верховной Радой (организаторы — Всеукраинский автомобильный клуб журналистов, Департамент ГАИ МВД, «Страховая группа ТАС», «Нефтегаз Украины», «Хлеб Украины», «Роберт Бош ЛТД», НАК «Ista», «Мелитопольский элеватор».
Девочки в черных галстучках и желтых юбках под барабанный бой провожали бравую журналистскую автоколонну. Есть что-то отчаянно заводное в юных барабанщицах. Кроме них, понятное дело, и публика подтянулась. Мы поагитировали за родную газету, создали стихийный митинг, чтоб читали ее, ненаглядную. Граждане пообещали. Одна тетя особенно рьяно напирала из толпы с криком: «Можно мне экземпляр?!» Конечно, можно. Пошли народу навстречу, как в трудные времена. Огазетили!
В этой статье мне трудно остановиться на чем-то конкретном, хочется, чтобы впечатления улеглись в голове. Все-таки больше недели мы тряслись по нашим дорогам. Я попытаюсь передать только общее впечатление от этой поездки, сделаю масштабную зарисовку, без деталей. Фотографии мне помогут.
Маршрут автопробега такой: Киев — Переяслав-Хмельницкий — Канев — Днепропетровск — Запорожье — Мелитополь — Феодосия — Керчь. В Керчи успели полюбоваться знаменитой Тузлой, так и не воплощенной в мюзикле по сценарию Дмитрия Киселева.
Мы разделились на два отряда после Канева, а потом благополучно соединились в Крыму. Всего 28 машин: от газеты «2000», журнала «Mandry», «Гала-радио» и множества изданий автомобильного толка. В том числе и телепрограммы — «Автоконтинент». Был экипаж из Литвы, представляющий самую тиражную газету их страны — «Литоус Жиниус». Как сказал ее корреспондент Стасис Григалюнас: «Тираж у нас 32 тысячи. Но для государства с населением в три с половиной миллиона — это солидно». Вполне!
Автоармия тронулась в путь, разгоняя других автолюбителей милицейской машиной с мигалкой.
Переяслав-Хмельницкий поразил размахом встречи: хор, танцы, кулиш и посещение Музея народной архитектуры, в котором больше всего удивил павильон Космонавтики(!) Были в доме-музее доктора Козачковского, где Великий Кобзарь написал в 1841 году «Заповіт». Хранитель музея почти ровесник музея — ему 80 лет, но ничего — еще бодрый мужчина.
Сквозь чудную природу врываемся в Канев. В священное для украинцев место, где музей и памятник Тарасу Григорьевичу Шевченко.
По дороге в Днепропетровск из выхлопной трубы «Сааба» наших литовских коллег дым повалил как из фабричной. Машину, которая мчалась между нашим экипажем и литовским — дымовая завеса накрыла полностью. В сопровождении ГАИ они отправились на починку в Днепропетровск. Местное население наблюдало с опаской эту сцену: впереди милицейский патруль, за которым автомобиль, словно вулкан, извергающий клубы дыма. Может, это испытание нового боевого оружия? Или просто машина горит, а ее за город вывозят? В любом случае, прибытие литовцев Днепропетровск запомнит надолго.
В кузнице генеральных секретарей и президентов мы поклялись под памятником Ленину вместе с местным руководством: «Стабилизировать аварийность и распространить положительный опыт во всех направлениях». Выбрав запорожское — к вечеру мы захватили казацкую вотчину — остров Хортица. Но буквально на часок.
К часу ночи мы оказались в Мелитополе. Утром в центре этого провинциального города нас потряс четырехметровый памятник Владимиру Высоцкому. Поклонник барда поставил ему памятник напротив собственного пассажа. Вот она — свобода самовыражения.
Там же, в Запорожской области, мы узнали о существовании уникального места — Каменной Могилы. Наскальные рисунки, обнаруженные в тамошних пещерах, относятся к самым ранним первобытным поселениям человека. Кроме сцен охоты поражает и сцена угнетения первобытной женщиной — первобытного мужчины. На бытовом уровне. Но подробнее об этом — позднее.
В Феодосии, понятно, Айвазовский и Грин. Из городка Щелкино на вертолете мы отправились на морскую буровую. Автопробег проходил в том числе и по воздуху...
Я снял автоколонну с вертолета. Для поклонников газеты «День» сообщаем, что наш автомобиль — крайний слева.
Автопробег завершился ралли в центре Феодосии, в котором, к сожалению, наш экипаж не мог принять участия из-за новизны машины. Воспользовавшись скоплением зевак и болельщиков, мы повесили дорогой сердцу флаг «Дня» и раздали трудящимся несколько десятков номеров. Причем дул такой ураганный ветер, что Володя, как знаменосец, с трудом справлялся с гуттаперчевым полотнищем, пока я увеличивал количество читающего населения в стране. Запечатлеть этот исторический момент мы попросили одну милую даму из прохожих, которая, как могла, отразила читательский ажиотаж.
Кстати, в ралли занял первое место литовский экипаж, победив достаточно искушенную команду «Гала-радио». Кроме вдохновителя и блестящего координатора автопробега, президента Автомобильного клуба журналистов Людмилы Мех, ценный приз в виде двухтомника «Украина Incognita» — мы решили вручить и победителям ралли — обаятельной паре — Стасису и Лайме.
Будем считать, что вышенаписанное — это вступление к рассказу о путешествии. А подробно о дорогах и музеях, о буровых установках и заповедниках читайте в ближайших номерах «Дня».