Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Автостопом до Антарктиды

Двое украинцев отправились на самый южный континент, чтобы задокументировать работу и быт на станции «Академик Вернадский»
24 апреля, 2019 - 10:51
«АНТАРКТИДА — ЭТО ПОСТОЯННАЯ СМЕНА ПОГОДЫ, ДОЖДЬ, СНЕЖНЫЙ ШТОРМ, НЕСТАБИЛЬНОСТЬ. МАТЕРИК ВЫГЛЯДИТ КРАСИВО, НО ОПАСНОСТИ ТАМ ХВАТАЕТ», — УВЕРЯЕТ АНДРЕЙ МОЧУРАД / ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА АНДРЕЯ МОЧУРАДА

Два месяца среди антарктических ледников провел львовский журналист Андрей МОЧУРАД. Все это время собирал материалы для собственного проекта «Автостопом в Антарктиду». В него войдут репортажи, документальный фильм и книга, которые позволят украинцам и миру в целом узнать больше о работе ученых на станции «Академик Вернадский», их быте, необычном природном мире Антарктиды и приключения авторов, которые решают преодолеть полсвета автостопом.

Андрей — опытный путешественник. В 2013-ом он отправился в путешествие по Ближнему Востоку, чтобы собрать материал о жизни народа курдов. После этого он опубликовал ряд журналистских материалов, в частности и в газете «День». Затем Андрей принимал участие в антитеррористической операции. Там также пытался снять документальный фильм о войне, но тогда потерял большую часть материала и не смог реализовать идею.

Проект «Автостопом в Антарктиду» Мочурад организовал вместе с сослуживцем Виктором-Николаем ГАВРИЛЮКОМ. Виктор в это время путешествовал по Южной Америке и согласился на авантюру Андрея. На прошлой неделе Андрей Мочурад пересек пролив Дрейка, который разделяет Южную Америку и Антарктиду, вернулся к цивилизации и сейчас рассказывает о своем пути читателям «Дня».

«МЫ ЕХАЛИ НЕ РАЗВЛЕКАТЬСЯ, А ИССЛЕДОВАТЬ»

— Андрей, как возникла идея посвятить проект именно Антарктиде?

— В апреле прошлого года я встретился с Евгением Диким, нынешним главой Национального антарктического научного центра. С ним я знаком еще с АТО, мы вместе воевали. Тогда Евгений предложил мне снять фильм о станции «Академик Вернадский». Наши ребята и девушки делают там действительно крутые вещи, это стоило показать. Но пока я не заработал деньги на аппаратуру, мы не могли ехать.

Поэтому первое, что я сделал, — это устроился еще на несколько работ. Техника, снаряжение, одежда и еда обошлись мне  около 5 000 долларов. При том, что мы не платили за дорогу. Кстати, самый дешевый билет на яхте стоил бы еще 7 000 долларов.

Попасть в Антарктиду туристом очень просто, но нужно иметь около 15 000 долларов. Мы же ехали не развлекаться, а исследовать, снимать фильм и писать книгу, потому решили провести эксперимент и попытаться добраться до станции автостопом.

«КОРАБЛЕСТОП» И «СПАСАТЕЛЬНЫЕ ИЗБУШКИ»

— По какому маршруту путешествовали? Океан также преодолевали автостопом?

— Я отправился из Львова в Барселону на попутном транспорте, из Барселоны был перелет в Буэнос-Айрес. Очень многие люди начали критиковать мою идею, говорить, что это не автостоп, так как я перебираюсь через Атлантику самолетом. Да, действительно в этом путешествии у меня есть один перелет. Это из Барселоны в Буэнос-Айрес и назад.

Раньше, во время путешествия в Норвегию, я уже имел опыт, как «застопить» корабль, потому я мог бы «застопить» и через Атлантику, но есть одна проблема. Антарктическое лето — время, когда можно попасть на материк, — длится всего лишь два месяца. А нам нужно было еще отснять и выехать назад. Поэтому, если бы мы «стопили» корабль, не было бы никаких гарантий, что мы попадем в Аргентину, сможем пройти пролив Дрейка, и там не будет зимы. Искать «стопом» корабли — реально, но это слишком сложно и долго. Уже из Буэнос-Айреса по Аргентине мы опять двигались автостопом.

— А пролив Дрейка вам удалось преодолеть автостопом?

— Я бы сказал, что мы добирались своеобразным «кораблестопом». Мой коллега Виктор дошел напрямую до станции «Академик Вернадский» из Ушуайи, а я добирался тремя плавсредствами. После того, как пересек пролив Дрейка, я дважды ночевал на разных островах. Однажды на развалившейся базе, которая была своеобразным музеем.

Вообще в Антарктиде есть много бывших баз. К тому же на многих островах есть своеобразные «спасательные избушки», также есть брошенные базы. Официально там нельзя жить, но если что-то случилось в путешествии, то можно воспользоваться. Там же может быть аварийный ящик с пищей, палатка или аптечка. Существует целая система таких ящиков помощи, этого требуют условия Антарктиды. Если что-то случилось с мотором, с лодкой или с яхтой — это все в открытом море не починишь. А такой ящик может помочь полярнику, который случайно попал на остров.

Конечно, такие ночевки в одиночестве на островах вдалеке от цивилизации — это риск, потому я перестраховался и договорился с одним капитаном, что если я до определенного числа не выберусь с острова, то они будут еще раз проходить мимо и подберут меня. Но, к счастью, я справился.

«К ЖУРНАЛИСТАМ ПОЛЯРНИКИ ОТНОСЯТСЯ С ОПРЕДЕЛЕННЫМ СКЕПСИСОМ»

— Понятно, что такие расстояния автостопом преодолевать сложно, даже с перелетом. С какими еще трудностями столкнулись лично вы?

— Одно дело просто стопить, а мы ехали туда с кучей техники. Мой наплечник весил около 35 килограммов. Чтобы вы понимали, если останавливается фура, я могу залезть в кабину, только если наплечник на мне. Если он будет стоять, то поднять его руками, чтобы залезть с ним, — невозможно. Я вез очень много техники, зимней обуви, одежды. Но без этого невозможно: когда в Буэнос-Айресе +30, в Антарктиде -20, нужно иметь все на эти условия.

В ФИЛЬМЕ МОЖНО БУДЕТ УВИДЕТЬ КАК СЦЕНЫ БЫТА И РАБОТЫ УКРАИНСКИХ УЧЕНЫХ, ТАК И НЕВЕРОЯТНЫЙ ПРИРОДНЫЙ МИР МАТЕРИКА / ФОТО ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА АНДРЕЯ МОЧУРАДА

К тому же с нами произошла неприятная ситуация. Еще когда я собирался отправляться из Украины, Виктора обворовали в Бразилии. Мы делали ему паспорт, покупали снаряжение. Мне это стоило того, что я ехал с двумя наплечниками автостопом. Один из них просто нес на шее и так добрался до Буэнос-Айреса. Это было сложно, но мне удалось.

— Как вас приняли работники станции? Вы имели предварительную договоренность о работе?

— Да, мы договаривались, но почему-то, из-за недоработки нашего антарктического центра, о нас сообщили в последний момент, буквально за несколько дней до приезда. Ни ученые, ни консул в Чили о нас не знали, пока мы не добрались до места назначения. Некоторые ученые вообще не хотели, чтобы мы попали на станцию, потому что не знали, что мы снимем.

К журналистам полярники относятся с определенным скепсисом, презирают плохую подготовку интервьюера. Поэтому не все согласились на съемки. Один из научных работников прямо сказал: «Я дам вам интервью, но если услышу вопрос наподобие: «Зачем Украине Антарктида?» — на этом наше интервью будет завершено. Готовьтесь». И я понимаю его позицию. Это доктор наук, с ним нужно говорить на уровне. Поэтому мы потратили много времени именно на то, чтобы убедить людей с нами работать.

«СНАЧАЛА ХОТЕЛОСЬ ВЕРНУТЬСЯ»

— Вижу, вы часто сталкивались с непредсказуемыми обстоятельствами. А что стало самой большой сложностью в поездке?

— Сложность — это Антарктида. Там нет магазина, потому рассчитываешь только на собственные силы. К примеру, у нас было три микрофона. В первую же неделю сломались все три. Нужно было как-то выходить из ситуации. Тогда мы расковыряли один микрофон, взяли паяльник в руки и начали, как говорят, «играться в кружок юного техника». Только починили микрофон — через два дня сломалось гнездо входа микрофона. Начали снимать на внутренний микрофон камеры — стал некорректным звук. Потом выдумывали, что могли: писали видео на камеру, а звук, например, на «айфон». Казалось бы, почему микрофон должен поломаться? Бывает, ломается один, может, два, но три микрофона — это достаточно надежно. Но оказалось, что нет.

Еще одна преграда — это ветры и перепады температур. Даже если не очень холодно, например -2, но ты садишься в «Зодиак» (надувная лодка, которой пользуются полярники. — Ред.) и на ветру так перемерзаешь, что, добравшись до базы, просто спишь и ничего не хочешь.

Антарктида — это постоянное изменение погоды, дождь, снежный шторм, нестабильность. Перемерзнуть и умереть от переохлаждения здесь очень легко, если не заботиться о себе и проявлять «героизм». Материк выглядит красиво, но опасности там хватает.

— Учитывая проблемы с коммуникацией и суровый климат, не хотели ли вы вернуться досрочно и переформатировать проект?

— Сначала хотелось вернуться. Когда полярники продемонстрировали недоверие к прессе, мы поняли, что не сможем снять все, что запланировали. Было желание вернуться с тем, что имели. Но потом мы решили работать и убеждать людей.

Часто не получалось снимать по техническим причинам. Например, для нас как медийщиков не было предусмотрено место в лодке «Зодиак». А как мы можем снимать выезд ученых, если мы с ними не поехали? Иногда место было, но на кого-то одного. Случалось, что оператор ехал сам, без человека, который рассказывает, или — что я ехал сам.

Впрочем, впоследствии мы увлеклись работой и о возвращении не думали. Конечно, на зимовку я бы не остался. Выдержать год в Антарктиде сложно психологически. Здесь — отсутствие цвета, постоянная плохая погода, немного меньше кислорода, чем мы привыкли, увеличенный уровень радиации, пингвины, которые постоянно верещат под окнами. Это непростые условия.

«ЭТО БУДЕТ ПЕРВЫЙ ЗА 24 ГОДА ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ ОБ УКРАИНСКИХ ПОЛЯРНИКАХ»

— Если бы кто-то из читателей вашей страницы или нашего интервью захотел повторить ваш маршрут, поддержали ли бы вы его? Или все-таки начали бы отговаривать?

— Я бы посоветовал иначе готовиться. Если ехать с техникой и работать, то лучше делать это не автостопом. Если же человек едет ради автостопа, чтобы покататься бесплатно, то я буду категорически против. Нам везде помогали, потому что у нас была идея проекта, который потом мог стать общественным достоянием. Мы хотели не взять, а отдать. Это совсем другая ситуация. Но если кто-то хочет просто отдохнуть или сделать селфи, то лучше это делать не в Антарктиде. Есть много других мест. Когда человек полулегально вписывается на корабль или попадает в Антарктиду, то возникает вопрос: кто будет отвечать, если с ним что-то случится? Нужно путешествовать так, чтобы не создавать никому проблем. Если так получится, то это замечательно.

— Как понимаю, главными результатами вашего проекта будут фильм и книга. Можете рассказать детальнее о них? Когда мы сможем с ними ознакомиться?

— Идея фильма — максимально отснять то, что было вокруг нас. Как образец мы брали формат ВВС. Поскольку у нас меньше техники и в тысячи раз меньший бюджет, мы не сделаем продукт такого же качества. Тем не менее, это будет первый за 24 года документальный фильм об украинских полярниках. Мы постараемся выдать фильм как можно скорее — возможно, до конца этого года. Думаю, лента будет иметь широкую аудиторию, но не следует ожидать голливудского кино. В книге в формате тревел-блога мы опишем наши приключения более детально. Ее планируем издать уже в 2020-м.

***

Сейчас Андрей Мочурад до сих пор в Аргентине. На обратной дороге из Антарктиды в Южную Америку он потратил последние деньги. Чтобы фильм и книга как можно скорее увидели мир, Андрею нужно быстрее вернуться в Украину. Поэтому сейчас он ищет средства на билет из Буэнос-Айреса до Барселоны и надеется на помощь тех, кого интересует популяризация украинской науки.

Реквизиты карточки Андрея Мочурада: 5168742220919967

Более детальную информацию также можно узнать в паблике «Автостопом в Антарктиду» в  Facebook (https://www.facebook. com/antarctida.expedition/).

Елена БЕРЕЖНЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ