В проекте Программы деятельности Кабинета Министров Украины права и благосостояние человека отнесены к приоритетам в работе нынешнего правительства. Об этом более подробно рассказывает Михаил ПАПИЕВ, министр труда и социальной политики Украины.
— Михаил Николаевич, по уровню оплаты труда Украину относят к странам третьего мира. Жизнь в нашем государстве дорожает, цены в крупных украинских городах незаметно приближаются к западноевропейским, а уровень заработной платы в бюджетной сфере позволяет людям едва сводить концы с концами. Предусматривает ли украинское правительство приведение к европейским стандартам уровня заработной платы, провозглашая курс на евроинтеграцию?
— Интеграция Украины в Европейский Союз является одной из главных задач правительства, поэтому приведение украинской жизни к европейским стандартам — отдаленная, но реальная перспектива. Принимая во внимание это, Кабинет Министров к первоочередным задачам относит срочное законодательное введение почасовой минимальной заработной платы в стране и установление норм продолжительности рабочего времени на предприятиях всех форм собственности. С 1 июля 2002 года Верховная Рада Украины утвердила минимальную заработную плату в бюджетной сфере в размере 165 гривен в месяц. Однако финансовыми ресурсами она не была подкреплена. Так же сложилось с утверждением с 1 января минимальной заработной платы в размере 185 грн. и с 1 июля — 237 грн. в месяц. Из-за этого сложилась диспропорция в оплате труда: учителя, врачи, работники культуры и социальной сферы получают зарплату на уровне обслуживающего персонала. Министерство труда и социальной политики регулярно проводит проверки на предприятиях и в отраслях, выявляя многочисленные нарушения законодательства о минимальной заработной плате. Так, в прошлом году в ходе проверки государственные инспектора обнаружили, что больше 40% работников, которые работают на предприятиях различных форм собственности, получали заработную плату, ниже установленного законодательством минимального уровня. Это было обнаружено, в частности, на ОАО «Текстемп» (г. Киев), ОАО «АТП 13058» (г. Киев),ОАО «Ривненский радиотехнический завод», ОАО «Калужская сельхозтехника» и др.
— Проблема бедности существует во всех странах мира. Хотя уровень развития страны определяет не наличие бедных, а пропорции между достатком наиболее богатых и наиболее бедных слоев населения и вес в обществе среднего класса. Есть ли какие-то, хотя бы минимальные, успехи в направлении преодоления бедности?
— Да, нам удалось несколько затормозить распространение бедности. За 9 месяцев прошлого года по сравнению с соответствующим периодом 2001 года ее уровень снизился до 25,8%, а показатель глубины бедности с 25,3% до 24,6%. Эти показатели выше предусмотренных первым этапом реализации Стратегии преодоления бедности. Конечно, пока что это скромные результаты, ведь больше 13 млн. человек относятся к категории бедных. Недавно правительством были утверждены меры по реализации второго этапа Стратегии преодоления бедности, осуществление которого должно обеспечить увеличение доходов населения не меньше, чем на 7,1%, и таким образом достичь снижения бедности, ведь первоочередной социальной задачей Украины является борьба с бедностью и поддержка незащищенных граждан.
— Особенно трудно сейчас пенсионерам. Фактически их пенсий хватает на хлеб, крупы и оплату коммунальных услуг. Конечно, говорить о быстрых изменениях в сфере пенсионного обеспечения в стране с переходной экономикой не приходится. Но есть ли какие-то положительные тенденции в этой сфере?
— Позитивная динамика в экономике страны обусловила рост доходов Пенсионного фонда, который позволил за последние два года провести пять повышений уровня пенсионного обеспечения в среднем на 61%. Реальная пенсия за это время выросла на 55%. Повышены размеры пенсий шахтерам и работникам, которые уволились по причине закрытия Чернобыльской АЭС. Почти 17-ти тысячам человек установлены надбавки к пенсии за заслуги перед Украиной. Сейчас формируется единая информационная система социального страхования. Персонифицированным учетом взносов на пенсионное страхование охвачены 22,2 млн. человек. С июля 2002 года пенсии назначаются по данным персонифицированного учета взносов на пенсионное страхование, которое станет основой пенсионной дифференциации. Однако без реформирования пенсионной системы, связанной с усовершенствованием ее солидарной составляющей, и введения накопительных пенсионных счетов, серьезных сдвигов в улучшении пенсионного обеспечения ожидать не стоит.
— В каждой стране есть наименее социально защищенные слои населения, которые без государственной поддержки не выживут. Какая помощь оказывается такой категории людей?
— Такой категории населения оказывается адресная помощь, которой охвачено в Украине 6 млн. семей. С января этого года введена разовая субсидия для приобретения топлива и газовых баллонов. Такой субсидией в нашей стране уже воспользовалось 237 семей, каждой из них выделено в среднем 245 гривен. Кроме того, согласно Закону «О государственной помощи семьям с детьми», ежемесячно государство оказывает помощь почти 290 тысячам малообеспеченных семей. При этом благодаря ее повышению среднемесячные выплаты по сравнению с 2001 годом выросли на 20,5% и составляют почти 103 гривни.
— Украина часто «списывает» у России шаблоны политического и государственного строя. Одним из таких шаблонов является укрепление экономического и культурного развития столицы за счет ослабления региональных центров. В результате такой политики Киев стал напоминать Москву: сюда перетекает капитал из всей Украины, лучшие человеческие ресурсы, здесь интенсивно строятся дороги, дома, торговые центры, рекреационные зоны, здесь высокий уровень сервиса. А уровень жизни в Киеве выше, чем в регионах. Что вы можете сказать о региональных отличиях социальной политики в Украине?
— Динамика развития столицы связана с ростом политического веса Киева. Это явление закономерное и характерное для всех столиц мира. А развитие регионов — это проблема, которая нуждается в отдельном разговоре. В последнее время в социальной политике регионов наблюдаются как положительные, так и негативные тенденции. Если взять проблему безработицы, то на Кировоградщине и Черкасщине уровень безработицы снизился более чем на треть. А если брать доходы населения, то в 17 регионах заработная плата граждан не достигла прожиточного минимума для трудоспособного лица. В Тернопольской, Волынской, Хмельницкой, Винницкой областях средний уровень заработной платы ниже прожиточного минимума более чем на 100 грн. В целом в Украине 13 миллионов человек входят в категорию бедных. Особенно много их в Крыму, на Закарпатье, Хмельнитчине, Сумщине.
— Во всем мире получили распространение различные формы социального страхования. Произошли ли в нашей стране какие-то позитивные изменения в этом направлении?
— Да, произошли. Двухлетний опыт общеобязательного государственного социального страхования (в связи со временной потерей трудоспособности, на случай безработицы, несчастного случая на производстве, профессионального заболевания, в связи с рождением ребенка или похоронами) позволил снять социальное напряжение во многих вопросах. Оплачиваются больничные листы, декретные отпуска. Повышаются размеры страховых выплат. Размер помощи при рождении ребенка увеличился со 177 до 300 грн., помощь на уход за ребенком по достижению им трехлетнего возраста — с 40 до 45 грн., помощь на воспитание — со 166 до 300 грн.
— Удивлению иностранных граждан нет пределов, когда они узнают, что в Украине можно ходить на работу и не получать за это деньги. Что делается в государстве для ликвидации задолженности по зарплате?
— Проблема задолженности с выплатой заработной платы — одна из причин локальных конфликтов, забастовок и недовольства людей властью. После принятия соответствующего указа Президента Украины прослеживается положительная тенденция сокращения задолженности по выплате зарплаты. В 2002 году задолженность сокращена на 452 млн. грн., или на 16%. На начало 2003 года задолженность в государстве составляла 3,5 млрд. грн. В частности, на Закарпатье, Харьковщине, Тернопольщине долг сокращен более чем на 40%. Тогда как в Крыму прирост задолженности составляет 3,5 млн. Более чем на 40% вырос долг в аграрном секторе Хмельницкой области. Но ни с одним руководителем не разорван контракт, и только против одного возбуждено уголовное дело. В некоторых регионах во время проверки органами Госкомстата выявлены частые случаи фальсификации статистической отчетности, которая касается задолженности по заработной плате. В результате таких проверок было установлено, что в 11 областях долги выросли, из них в Сумской области — на 26%, Черниговской — на 19%, Винницкой — на 8%.
— Какую работу проводит Министерство по социальной защите инвалидов?
— В Украине сейчас 2,66 млн. инвалидов, и их количество, к сожалению, растет. В рамках реализации Национальной программы профессиональной реабилитации и занятости лиц с ограниченными физическими возможностями на 2001 — 2005 годы создается система ранней социальной реабилитации детей- инвалидов, благодаря которой больше 5 тысяч детей с недостатками развития при помощи психологов и педагогов успешно входят в общественную жизнь. Такая система сочетает медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию, что позволяет формировать целостную реабилитационную систему инвалидов. В 2002 году завершена реконструкция Всеукраинского центра профессиональной реабилитации инвалидов, в котором могут одновременно проходить реабилитацию и обучение 135 человек с ограниченными физическими возможностями. За счет местных бюджетов функционируют центры профессиональной реабилитации в Донецкой, Запорожской, Николаевской, Сумской областях. В этом году в Украине начнется изготовление инвалидных колясок с электроприводом. Следует отметить, если в 2000 году обеспечение инвалидными колясками составляло 42%, в 2001 году — 60%, то в 2002 — 96%. В решении вопросов социальной защиты инвалидов активное участие принимают общественные организации инвалидов, члены которых входят в правительственные органы, комиссии, коллегии Министерства труда и социальной политики и его региональных управлений, привлекаются к разработке важных государственных нормативно-правовых актов.
— Из публикаций в прессе прослеживается довольно непривлекательная картина унижения наших людей, которые находятся на заработках за границей. Принимая во внимание то, что количество украинских граждан, которые часто становятся беззащитными перед иностранным законодательством и работодателем, растет, а миграционный поток увеличивается, что делает правительство для защиты прав своих граждан за пределами Украины?
— Министерство труда и социальной политики проводят широкую программу международного сотрудничества. В соответствии с провозглашенным правительством курсом на интеграцию в ЕС и НАТО, сейчас заканчивается подготовка к ратификации Европейской социальной хартии. Изучается Европейский кодекс социального обеспечения. Верховной Радой Украины уже ратифицировано три межгосударственных соглашения о социальном обеспечении с Литовской, Болгарской и Чешской Республиками. 13 февраля в этом году состоялось подписание Соглашения между Украиной и Португальской Республикой о временной миграции граждан. Аналогичные проекты подготовлены с Грецией, Италией, Испанией. Серьезной проблемой все еще остается подготовка Соглашения между Украиной и Российской Федерацией о гарантиях прав украинских граждан, которые работали в районах Крайнего Севера, и в сфере пенсионного обеспечения. И эта работа будет продолжаться, ведь от принятия таких соглашений зависят жизнь и социальная защита украинских граждан за границей.