Человечество настолько привыкло бездумно использовать то, что почти даром дает природа, в частности, воду и воздух, что кажется, — все это будет вечно. Вода, мол, всегда будет в кране или колодце, а воздух — это само собой, он есть всюду. Но природные богатства, даже самые бесконечные, тоже имеют свои ограничения. И чем дольше мы живем, тем эти ограничения более жесткие. Например, эксперты подсчитали, что в прошлую субботу, 21 августа, человечество уже использовало все природные ресурсы, выработанные Землей в этом году. То есть, еще 4 месяца до конца этого года мы будем жить в долг у природы. О таких подсчетах независимой международной организации Global Footprint Network заявил заведующий Лабораторией экобезопасности Национального авиационного университета Ярослав Мовчан.
«На протяжении года биосфера Земли восстанавливает воду через дожди. Воздух — через фотосинтез растений. Но существует лимит восстановления. И в этом году мы исчерпаем его еще летом. После 21 августа человечество будет потреблять воду из подземных источников, которые не подпитывают дожди. Мы будем выбрасывать в воздух углекислый газ, который деревья не успеют переработать. Мы будем использовать запасы, которые уже невозможно будет восстановить. Сегодня это еще не катастрофа, но если ничего не менять, через несколько лет нам больше нечего будет пить и нечем будет дышать», — объясняет принцип Дня сверхпотребления (Earth Overshoot Day) Ярослав Мовчан.
Он рассказал, что в прошлом году День сверхпотребления наступил 25 сентября, то есть за один год период потребления ресурсов человечеством сократился еще на один месяц. «Впервые человечество превысило норму потребления в 1986 году, и с тех пор этот день медленно приближался к началу года. Ныне он подскочил на целый месяц», — говорит Ярослав Мовчан.
«Основных причин чрезмерного потребления ресурсов две. Во-первых, людей на Земле становится больше, всем нужно есть, пить. А объем ресурсов на Земле уже даже не остается на том же уровне, а постоянно уменьшается. Вторая причина: культ потребления. Его насаждают производители продуктов, чтобы продавать больше. Это касается не только покупки больших машин или новых домов. Это и привычка раз в год менять мобильные телефоны, или писать на бумаге только с одной стороны, а затем выбрасывать ее», — говорит председатель Национального экологического центра Украины Игорь Сиренко.
Эксперты давно отмечают, что в результате вмешательства человека и чрезмерного потребления продуктивная способность экосистемы Земли снижается: из-за нерационального ведения сельского хозяйства портятся почвы, вырубаются леса, чрезмерно вылавливается рыба, а то, что остается, — загрязняется промышленными или бытовыми отходами.
«Очень немногие эксперты в мире осознают, что ныне продуктивная способность Земли поддерживается искусственно. Подавляющее большинство политиков и бизнесменов не считаются с исчерпаемостью ископаемых ресурсов и думают, что технический прогресс сможет решить любые экологические проблемы. Но если человечество не изменит потребительский стиль жизни и не станет экономить буквально на всем — есть большая вероятность, что при жизни еще нынешних поколений экологические проблемы перерастут в гуманитарные, и нам придется бороться за место под солнцем. Но хочется, чтобы люди при этом не потеряли человеческое лицо», — говорит Игорь Сиренко.
Эксперты советуют учиться экономить: не покупать больше еды и одежды, чем нужно, чтобы потом не выбрасывать их; выключать воду в душе, когда намыливаетесь; выключать свет в комнатах, где не находитесь; сортировать мусор.
Но таких, на первый взгляд, простых правил очень трудно придерживаться, особенно, если до сих пор люди делали по-другому. И взрослые, которые этого не умеют, кстати, могут поучиться у своих детей. В странах Европы и США давно популярными стали уроки экологии и культуры потребления, которые могут быть очень гармонично «вплетенными» в тему других уроков, например, биологии, химии, языка, физкультуры и тому подобное. В Украине тоже есть школы, в которых директора поняли важность учебы детей культуре потребления и культуры расходования природных ресурсов. Эти уроки называются уроками устойчивого развития.
В 2010—2012 годах благотворительная организация «Учителя за демократию и партнерство» (УДП), (Украина) и «Глобальный план действий» (ГПД) , (Швеция) при поддержке фонда шведского правительства SIDA запланировали реализовать образовательный проект «Образование для устойчивого развития в действии». Проект имеет целью ознакомление учителей Украины с опытом, методологией и технологиями учебы учеников навыкам и умениям строить собственную жизнь и жизнь семьи, местной общины с учетом потребностей устойчивого развития, который накоплен международным педагогическим сообществом, представителем которого является организация «Глобальный план действий», аккредитованная при ООН (газета «День» писала об этом проекте два года назад).
Как сообщает организация «Учителя за демократию и партнерство», во время реализации проекта предусматривается разработка и введение в учебный процесс общеобразовательных школ Украины учебных материалов по образованию для устойчивого развития в 3-8 классах в виде курсов на выбор, факультативов, клубных и других форм внеклассных занятий. В соответствии с планом проекта в нем должны принять участие восемь областей: Харьковская, Черкасская, Николаевская, Житомирская, Киевская, Тернопольская, Донецкая. Основным регионом будет АР Крым.
Понятно, чтобы такие вещи как сортировка мусора, экономное использование воды, заботливое отношение к зеленым насаждениям, понимание, зачем пересаживаться из автомобиля на велосипед стали нормой в обществе, в стране должно вырасти хотя бы одно поколение. Однако это дело необходимое и благородное, поскольку другого выхода у человечества просто нет.
«Это все очень простые и всем известные правила. Большинство людей думают, что недостаток продуктов никогда их не коснется. Но если не начинать с себя и своих близких уже сейчас — за 20 лет все может измениться к худшему», — подытоживает Игорь Сиренко.