Борітеся – поборете!
Вам Бог помагає!
За вас правда, за вас сила
І воля святая
Тарас Шевченко Многие еще помнят хрипловатый голос Булата Окуджавы – достойного сына Грузии, который доверительно обращался: «А мы с тобой, брат, из пехоты», и вспоминал: «Война нас гнула и косила».
И вот сегодня уже не очумевшим от своего тевтонского превосходства и колоссальной военной мощи Гитлером, а обезумевшим от смакования имперского величия России и ее, казалось бы, божественной миссией осчастливливать насильственным «освобождением» другие народы, Путиным, развязана война. Новая война в Европе. Война, которая косит на украинской земле детей, женщин, пожилых людей. Путинская Россия сеет смерть, здесь свирепствует насилие, льются слезы и кровь. Российские танки, ракеты, «грады», «смерчи», «ураганы» поливают наши города смертоносным огнем, разрушая детские сады, школы, университеты, больницы, театры…
Но наш народ как никогда сплочен, в каком-то удивительно вдохновенном патриотическом порыве защитить свободу и независимость Родины поднялся на борьбу против российского агрессора. Горят российские танки и БТРы, падают самолеты и вертолеты, трупами российских солдат покрывается украинская земля. Как и у Гитлера, так и у Путина, блицкрига не получилось. А «демократический» диктатор рассчитывал на молниеносную военную спецоперацию.
Весь цивилизованный мир наконец-то увидел истинное лицо путинского режима, который довольно успешно маскировался. Британский журналист Питер Померанцев, сын рожденного в Киеве диссидента Игоря Померанцева, работая в Москве, разглядел изнутри истинную природу нынешней России с ее «управляемой демократией» и «управляемой», марионеточной оппозицией, с ее перерожденной автократией и неутоленной жаждой наводить порядок за границами Кремля путём «принуждения к миру».
«Это не страна в переходном состоянии, а определенный тип постмодерной диктатуры, использующей язык и институты демократического капитализма в авторитарных целях»1, – четкое и объективное определение «новой России» подал британский журналист, пытаясь еще в год захвата Россией украинского Крыма и вторжения на Донбасс, открыть глаза западному миру. Тем европейцам, определенная часть которых до сих пор обкурена фимиамом кремлевской пропаганды о миссии России защитить соотечественников за рубежом, русскоязычных, о правах человека и обеспечении демократии.
И это не удивительно, так как постсоветская Россия так хитро и мастерски маскировалась под демократию лозунгами о правах человека и свободе слова, так эффективно использовала язык и институты западного мира, что до сих пор, даже после вооруженного вторжения в Украину, еще не все на планете открыли замыленные российской пропагандой глаза. Тот же Питер Померанцев на примере Москвы образно прояснил хамелеонскую сущность этого нового типа авторитаризма, которым является путинский режим: «Его Москва может казаться олигархией утром, демократией в обед, монархией на ужин и тоталитарным государством ночью»2.
Только после того, как Путин с натужным победоносным цинизмом вторгся в Украину, все эти идеологические пазлы наподобие «русского мира», «новороссии», «братских народов», «единого народа», «защиты русскоязычного населения», «вынужденного принуждения к миру» и др., по которым российские политтехнологи, вся огромная идеологическая информационная рать пытались создать цивилизованный образ «новой России», мгновенно распались и перед всем миром наконец-то полностью открылось лицо государства-гангстера, государства-террориста. Мир увидел, чем на самом деле является так называемая защита русскоязычного населения, которое путинская Россия «успешно» ныне «защищает» ракетами, обрекая на смерть от нехватки воздуха, воды и пищи под завалами разрушенных домов в русскоязычном Харькове, Мелитополе, Сумах, Ахтырке…
Европа видит, как обеспечиваются российским агрессором права русскоязычного населения в Украине «градами» и «смерчами», но до нас из России до сих пор доносятся форсированные патриотической риторикой дрожащие голоса продажных писателей, наполненные велеречивым восхищением храбростью президента Путина, который, видите ли, не побоялся ни США, ни НАТО и выступил с оружием для освобождения порабощенной «фашистами-бандеровцами» Украины.
Мне же вспомнились размышления римского мыслителя Луция Аннея Сенеки о храбрости. Он подвергает сомнению вывод философов: «Кто храбр, тот бесстрашен». Выходит, что храбрый не осознает нависшей над ним смертельной опасности, потому что он бесстрашен. Путин – храбрый, потому что решился пойти войной на Украину. Следовательно, он – бесстрашен. И Сенека делает вывод: «Это же признак скорее безумного или исступленного человека, чем храброго».
Разве можно отрезвить словами, убедить, унять безумного, исступленного? Президент Франции Эммануэль Макрон то и дело по телефону просит обнаглевшего от безнаказанности диктатора прекратить войну, а тот, обрадованный таким умоляющим вниманием, еще больше распаляется от своей «большой решимости взять под контроль всю страну».
Можно ли понять лидера европейского государства-члена НАТО? Что ж, президент Макрон знает, чего можно ожидать от безумного авантюриста, шантажирующего мир ядерной «палкой». Проводник российского неоимпериализма уже привел в боевую готовность свой ядерный потенциал – 6200 ядерных боеголовок, нацеленных на США, на Европу, на других внешних врагов Российской Федерации. Но можно ли оправдать Макрона, страны НАТО, скрывающих свой страх вроде бы стремлением не спровоцировать Третью мировую войну. Путин знает, что Запад боится его и потому решился на агрессивное вторжение в Украину. Единственная надежда на Соединенные Штаты, понимающие, что страх не спасает, наоборот, провоцирует противника на агрессивные действия. Испытывая страх, он становится еще более наглым и решительным в своих действиях.
Конечно, всех ужасает, что ядерная катастрофа уже на пороге мировой цивилизации. Об этом свидетельствует захват российским оккупантом Чернобыльской (к счастью, уже освобождена. – Ред.), Запорожской атомных электростанций, а НАТО до сих пор не решается закрывать небо над Украиной, потому что боится спровоцировать «бесстрашного» на распространение войны на Европу.
От исступленного диктатора можно и такого шага ожидать, его, видимо, не пугает перспектива самому себе набросить петлю на шею. Но эта «освободительная» удавка неизбежно затянется на шее народов Российской Федерации, уже ставшей страной-изгоем. Государство-террориста решительно осудил весь цивилизованный мир, а создание международной коалиции в поддержку Украины обрекло его на неизбежное поражение.
Но если не НАТО, то, надеюсь, Соединенные Штаты защитят украинское небо от самолетов и ракет российского агрессора. Эта страна еще при президенте Рейгане осознала, что СССР – «империя зла», в которой впоследствии утвердился классический авторитаризм со всеми политико-экономическими последствиями. Режиму Путина удавалось благодаря мощной информационной интервенции внедрять в общественные настроения, в головы рядовых граждан миф о российской «нации в окружении врагов», к которым постсоветская Россия, как и СССР, причисляет США, страны Европейского Союза, НАТО, а недавно и Украину. Благодаря тотальному зомбированию населения, путинский режим держит в морально-психологическом напряжении российское общество.
Наличием внешних врагов оправдываются огромные затраты на вооружение, на военные операции за пределами страны, тем самым обусловлена осуществляемая в РФ радикальная перестройка исторического прошлого путем ревизий истории России, прежде всего обновлением мифа «Великой Отечественной войны» как «Великой Победы», одержанной исключительно «единой родиной Россией», аннексия Крыма как акт воссоединения с Россией, необъявленная российско-украинская война, трактуемая как внутренняя украинская, гражданская война.
Особенно активно осуществляется российскими политтехнологами, всеми информационными силами России гиперболизация внешних угроз, на которые постсоветская Россия будто бы вынуждена активно реагировать, и глорификация «освободительных походов», необходимых для освобождения несчастных народов от гегемонии США, Запада, от бандеровцев-фашистов, любых других чужих и враждебных «Святой России».
Бывший заместитель главы администрации президента Владимира Путина, впоследствии вице-премьер и помощник президента по международным отношениям Владислав Сурков с наглой гордостью, но не без серьезных оснований, высказался: «Я являюсь автором или одним из авторов политической системы новой России», и неоднозначно определил, почему свой «карательный меч» занесло над Украиной государство такого, как Сталин, «эффективного менеджера» Путина.
«Принуждение силой к братским отношениям – единственный способ, исторически доказавший эффективность на украинском направлении», – так предугадал развитие событий «эффективный менеджер новой России» Сурков.
Почему же только на украинском направлении, правда, далеко не эффективном, особенно для нынешнего российского режима? Вспомним историю «освободительных походов» России. Почему не сибирское, туркестанское, чеченское, грузинское, абхазское, осетинское направления? Особенно кавказское, имеющее глубокую империалистическую традицию просветления крестом и мечом «диких народов» ради «государственного роста России».
И как тут не вспомнить поэму «Кавказ», написанную Тарасом Шевченко осенью 1845 года. В то время, когда Кавказская война (1817–1864) уже входила в третью стадию кровавого смирения «малых», «немирных», «неисторических», «нецивилизованных» народов Кавказа.
Как и во времена Российской империи, империи коммунистической – СССР, так и во времена постмодерной диктатуры Путина, так называемые освободительные войны, освободительные походы, специальные военные операции, «всякий захват территории, всякое насилие, всякое угнетение» совершались и совершаются «под предлогом просвещения, либерализма, освобождения народов» (Фридрих Энгельс). И какими методами?
В кавказских войнах россиянами применялась тактика выжженной земли: убивали население – детей, женщин, стариков, сжигали аулы, посевы, запасы сена и зерна, разрушали замки.
Выдающийся ученый-интеллектуал, академик НАН Украины Иван Дзюба, покинувший этот земной мир за два дня до ужасного утра 24 февраля, когда президент РФ Владимир Путин объявлял свой очередной «освободительный поход» – специальную военную операцию против Украины, приводит в своей работе «Застукали сердешну волю…» ( «Кавказ» Шевченко на фоне непреходящего прошлого) воспоминания современников, свидетельств очевидцев, архивные материалы, рапорты командиров полков, победоносные реляции военачальников… Эти материалы свидетельствуют о беспощадном истреблении мирного населения российскими войсками и это возносилось до уровня массового героизма доблестного воинства и всероссийского подвига ради усмирения народов Кавказа.
Вот о чем свидетельствует послужной список IV драгунского Нижегородского полка, участвовавшего в «кровавом штурме Батурина и истреблении его со всем населением». Кстати, этим полком руководил в конце XVIII ст. генерал Петр Текелли, имя которого, как отмечалось в полковом послужном списке, «уже получило историческую известность как тесно связанное с падением Сечи и уничтожением Запорожского войска».
А еще раньше, в 1737 году, этот полк "героически" отличился в покорении-присоединении Крыма. Вот как это элитное воинство завоевывало крымскотатарский город Карасубазар: «Город был сожжен до тла: кроме караван-сараев сгорело более 10 000 домов, 38 мечетей и 50 водяных мельниц. Среди общего разрушения невозможно было спасти и двух христианских церквей, сделавшихся добычей пламени. За разгромом Карасубазара началось жестокое опустошение Крыма. Казаки и калмыки доходили до самого Бахчисарая и на пути к нему уничтожили множество татарских деревень, взяли 3000 пленных, 30 тысяч быков и 100 тысяч баранов»3.
Этот «44-й драгунский Нижегородского Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича полк» прославился особой жестокостью в подавлении Чечни («раскатали мы чеченцев на славу, истребили множество их аулов, уничтожили посевы и запасы продовольствия и побили много народу»), Кабарды, Осетии («…войска ограничились тем, что выжгли все окрестные селения и уничтожили все каменные башты и замки»), в Кахетии, Хевсурии, Иверии и других грузинских княжествах4. И повсеместно убийство жителей, уничтожение аулов, полей, запасов, имущества…
Но какое удовольствие получало «доблестное воинство» от насилия, какое утешение от грабежа было у «освободителей». Иван Дзюба в работе «Застукали сердешну волю…» приводит еще одно бравурный рапорт одного из полков о «героическом» взятии мирных аулов и полученных им трофеев: «Солдаты ворвались в аул и, по существующему всегда обычаю, рассеялись по саклям. Скоро запищали сотни кур и заблеяли десятки баранов, и все что было наскоро заперто и закрыто, появилось на свет божий. Добыча была обильная и довольно богатая. Тут были утварь, и куски материй, и всевозможные одеяла, – словом, можно было и хорошо пообедать и сладко отдохнуть»5.
А сейчас в Украине в составе «доблестного русского воинства» свирепствуют «кадыровцы» – потомки тех гордых, непокорных чеченцев, для которых слово «русский» было самым ненавистным, проклятием. Тех, которые не на жизнь, а насмерть воевали с «Белым Царем», которые, закатав рукава суровых своих черкесок выше локтей, обнажив кривые сабли и обвязав шею смертным саваном, вступали в кровавую войну с «русскими». Они шли на газават, на неизбежную смерть, в священное сражение за свою родину, за свой народ. Эта смерть считалась для них особенной честью, поэтому они и брали с собой в бой свои саваны.
А что значит смерть на украинской земле, на земле им чужой, далекой, этим чеченцам-кадыровцам? Только неизбежный позор и проклятие своего народа, к гордым рыцарям которого, готовому принять смерть, но не покориться российским «освободителям», обращался Тарас Шевченко.
І вам слава, сині гори, Кригою окуті.
І вам, лицарі великі,
Богом не забуті.
Борітеся – поборете,
Вам Бог помагає!
За вас правда, за вас сила І воля святая!
Если тем «кадыровцам»-«освободителям» не помнится русский геноцид своего народа в далеком девятнадцатом веке, то геноцид двадцатого века, этот новейший кавказский террор, который совершала планомерно современная Россия, не должен забыться. Даже и тем приспешникам Москвы во главе с марионеткой Кадыровым, продавшимся российскому оккупанту.
Да и сама Москва после пяти лет «покорения Кавказа» в конце ХХ века была вынуждена признать свой террор на Кавказе. Так, газета «Известия» (10 марта 1995 г.) свидетельствовала: за первый квартал «чеченской пятилетки» «потери российских войск составили по реальным (хотя и весьма приблизительным) оценкам от 2 до 5 тысяч человек убитыми. Погибло также, по меньшей мере, от 1,5 до 2 тысяч российских граждан, воевавших на стороне Дудаева, а также несколько тысяч мирных жителей Чечни. Более 300 тысяч человек, треть населения республики, стали беженцами и влачат жалкое существование».
Россияне, как сами они признают, потеряли около 5 тысяч человек убитыми за один только квартал, тогда как за десять дней в Украине погибли более 10 тысяч «освободителей».
Мы, украинцы, помним, как россияне сравняли с землей чеченский Грозный. Как разрушали жилые кварталы реактивной артиллерией, что запрещено Женевской конвенцией, как российские солдаты брали квартал за кварталом и полностью уничтожали их вместе с жителями, как бомбардировочная авиация России превращала высокие кавказские горы в холмы. И они с первых кавказских войн, с последней кавказской девятилетней войны навеки российским оккупантом «засіяні горем, кровію политі» (Шевченко).
Эту же «освободительную миссию», такое же «умиротворение» непокорной Украины осуществляет сегодня путинская россия, превращая в руины бомбардировкой и ракетными обстрелами наши городки и города, больницы и школы, детские сады и театры, университеты и электростанции… Безумство путина роскошествует в Украине неуклонно подводя и свою страну, свой народ к бездне отчуждения от цивилизованного мира.
Погибают ошеломленные неожиданным всенародным сопротивлением молодые солдаты из российских глубинок, эти, по Окуджаве, современной «войны шальные дети», и каждый из них с надеждой уже ждет, что кто-то из командиров им прикажет:
Бери шинель –
иди домой.
А тем, кто жив, в тревожных снах видится могила в украинском черноземе.
«Разом нас багато, нас не подолати!» – скандировали украинцы во время Революции Достоинства. И сегодня, в девятый год начавшейся путинской войны с Украиной, мы, украинцы, как никогда вместе. Мы услышали молитвенное обращение Тараса Шевченко: «Обніміться ж, брати мої…», глубоко прониклись его верой:
І оживе добра слава,
Слава України.
Мы едины, объединены праведным гневом и непоколебимой верой в нашу победу, потому что, по Шевченко, заревели «в Україні вольнії гармати» и поднялся и отец, и сын «за честь, славу, за братерство, за волю Вкраїны».
1 Померанцев Пітер. Нічого правдивого й усе можливо. Сходження до нової Росії. Київ, 2020. С. 58.
2 Пітер. Нічого правдивого й усе можливо. Сходження до нової Росії. С. 87.
3 История 44-го драгунского Нижегородского Его Императорского Высочества государя наследника цесаревича полка. Составил В. Потто. С.-Петербург. 1893. Т. 1. С. 37.
4 Дзюба Іван. Застукали сердешну волю… (Шевченків «Кавказ» на тлі непроминального минулого). Київ: Дніпро, 1995. С. 17.
5 Іван Дзюба. З криниці літ. У трьох томах. – Т. ІІ. Київ. Видавничий дім «Києво-Могилянська академія». 2006. С. 357.