Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Бесплатная правовая помощь

как равный доступ к правосудию
19 октября, 2016 - 11:27

В Украине начала работать система бесплатной правовой помощи. Внедрение такой системы как путь для улучшения доступа к правосудию было прописано еще в Резолюции 1466 Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 2005 года. В 2013 году начали работать первые Региональные центры по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи: принимали сообщения о задержании и предоставляли адвокатов в уголовных делах круглосуточно и без выходных всем, кто к ним обращался. Однако полноценно механизм заработал только этой осенью. 15 сентября в Киеве были представлены первые выводы о работе системы от представителей ПАСЕ. Эксперты отметили, что такой шаг является значительным достижением для Украины и очередной ступенькой к важной реформе сферы правосудия.

Что же представляют собой центры бесплатной правовой помощи и кто может ими воспользоваться?

ЧТО ЭТО ТАКОЕ

Право на бесплатную правовую помощь гарантировано в Украине еще с 1996 года и прописано в Конституции. В частности, ст. 12 Конституции Украины предусматривает, что для обеспечения права на защиту от обвинения и предоставления правовой помощи при решении дел в судах и других государственных органах с клиентами должны работать адвокаты. Однако соответствующий закон, который регламентирует процесс бесплатной правовой помощи, был принят только в 2011-м. В нем отмечено, что «бесплатная правовая помощь — правовая помощь, которая гарантируется государством и полностью или частично  предоставляется  за счет  средств  Государственного бюджета Украины,  местных бюджетов и других источников». Там же предусмотрено, что в систему входят координационный центр и люди как субъекты правовой помощи.

Через такой закон государство гарантирует: в случае, если у граждан Украины или иностранцев — в частности беженцев, возникают правовые проблемы, оно обеспечит им бесплатную правовую помощь и юридические консультации, объясняет эксперт Центра политико-правовых реформ Александр Банчук. Это и юридическое обязательство, и конституционная функция государства, говорит он. Основной «ключик» здесь — то, что доступ к вопросам справедливости и ее гарантирование не должны зависеть от уровня доходов человека.

КАК ЭТО ВЫГЛЯДИТ

Украинская система — уникальная, если говорить о количестве человек, которые обращаются за этой помощью, объясняют эксперты. С 1 сентября эта система действует в каждом районе страны. Это 400 бюро правовой помощи плюс к этому 100 местных центров бесплатной правовой помощи на межрайонном уровне, также 27 (или 25 без учета аннексированных Севастополя и Крыма) региональных центров помощи.

«100 местных центров по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи открылось одновременно 1 июля 2015 года. Они функционируют и в настоящий момент в разных городах Украины. В сентябре к ним добавились Бюро правовой помощи — сеть точек доступа к бесплатной правовой помощи, правовым консультациям на уровне территориальных обществ и активного распространения правовой информации. Они открыты в районных центрах, городах областного значения», — комментирует Оксана Василяка, директор Регионального центра по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи в городе Киеве.

Так, в среднем Региональный центр по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи в Киеве выдает за день около 20 поручений — такую информацию предоставляют в самом центре. Там отмечают: эта цифра может меняться, ведь могут происходить задержания большого количества людей. Пока самое большое количество поручений, выданных за один день в сентябре, — 35, в августе таких — 50.

«Что же касается киевских местных центров, за день каждый из них в среднем принимает 15-17 человек. Реально же в центры в зависимости от их размещения обращается от 8 до 15 человек. Рекордсменом тут будет Первый киевский местный центр — в этом месяце за один день к ним обратилось 23 человека. В целом же, два таких центра размещены на левом берегу, и еще два — на правом», — рассказывает Василяка.

В КАКИХ СИТУАЦИЯХ ЭТО РАБОТАЕТ

Есть по меньшей мере две категории ситуаций, в которых может происходить коммуникация людей с такими центрами, объясняет Банчук. Первая — связанная с любой проблемой, которая возникает у человека. Например, против него подали иск, или он хочет решить вопрос с наследственностью. Он может обратиться в центр бесплатной правовой помощи в любом районе, спросить у юристов, какими могут быть его последующие действия. Скажем, подготовить ответ на иск, самому подать иск или узнать, в какую инстанцию следует обратиться дальше.

«При этом когда человек обращается в такое бюро, у него не проверяют уровень доходов. Это могут сделать уже тогда, когда будет решено, что нужно открывать судебное производство, могут попросить справку о доходах клиента и членов его семьи. Поскольку тогда нужна проверка на так называемый финансовый критерий», — говорит Банчук.

Второй вариант взаимодействия — когда, условно говоря, государство само приходит к человеку. Например, задерживают человека на улице или приходят с обыском, посещают родственников или знакомых. Что же происходит тогда?

«Любой задержанный, оформленный в том или ином подразделении полиции, обязан обратиться в местный региональный центр правовой помощи, а потом в течение часа прибывает адвокат. Он включается в процесс — от задержания и не более 72 часов, предусмотренных для держания под стражей», — говорит Банчук.

Система построена таким образом, что сначала к человеку по вызову приходит государственный адвокат. Если у задержанного есть свой — нужно оформить письменный отказ от государственного. По словам Банчука, несмотря на то, что такие адвокаты имеют статус «государственного», а государственное нередко ассоциируется у людей с низким качеством предоставления услуг, здешние специалисты — профессионалы. Обычно, это молодые специалисты.

Василяка объясняет: эти люди не являются штатными сотрудниками. Ох привлекают центры на основании контракта. То есть выступают партнерами в организации и обеспечении услуги бесплатной правовой помощи. Такие соглашения заключают с адвокатами, которые были отобраны на специальных конкурсах. На сегодня таких конкурсов было восемь. Все другие сотрудники центров — специалисты, которые имеют юридическое образование и соответствующий опыт работы. Их берут работать в центры по результатам открытых конкурсов и собеседований.

КАКОВЫ РЕЗУЛЬТАТЫ

Оценивая результаты, следует различать региональные центры и местные. Первые оказывают помощь всем задержанным, подозреваемым или осужденным: адвокат предоставляется этим людям автоматически, в течение двух часов после задержания. Или в случае, когда за помощью обращается сам осужденный, после его обращения, рассказывает Василяка. Местные же центры оказывают помощь в административных и гражданских делах.

«По результатам работы в Киеве за первое полугодие 2016 года 45% людей, которые обращались в центры, подпадали под категорию малообеспеченных, 46% — под категорию людей с инвалидностью. Если говорить о возрасте, то 42% тех, кто обращался, были старше 60 лет, на втором месте по количеству обращений — 41% — люди в возрасте от 35 до 60 лет», — рассказывает Василяка. Что касается гендерной составляющей, то процентное соотношение женщин и мужчин здесь практически одинаковое.

Система бесплатной правовой помощи является эффективной, говорит эксперт, поскольку благодаря ей уменьшились, в частности, количество случаев применения незаконного насилия стражами порядка, количество незаконных задержаний, разорвались связи между полицией, органами досудебного расследования, судами с одной стороны, и адвокатами с другой стороны. Такой прогресс отмечают авторитетные отечественные правозащитники.

Нынешние успехи называют только промежуточным этапом на пути к полному совершенствованию системы свободного доступа к правосудию, о чем международные эксперты отмечали еще на презентации отчета о первых результатах работы центров.

«Любая организация может быть успешной только тогда, когда она открыта к внешнему взгляду и чувствительна к внешней критике», — отметил тогда директор Координационного центра по предоставлению правовой помощи Андрей Вишневский. Теперь готовую систему нужно только совершенствовать, чтобы качественными бесплатными услугами смогло воспользоваться как можно больше людей.

Материал подготовлен при поддержке Центра информации о правах человека

Горячая линия  (круглосуточно) 0 (800) 213 103

Официальный сайт legalaid.gov.ua

Александра Горчинская
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ