Медицинская реформа в Украине будет продолжаться, но по новому сценарию. МЗ обнародовало Концепцию новой системы здравоохранения и проводит ее общественное обсуждение. В концепции идет речь о том, что опыт пилотных регионов будет распространяться по всей Украине и дальше, то есть будут открываться амбулатории семейной медицины, и будет развиваться звено первичной помощи. Параллельно будет внедряться общеобязательное медицинское страхование, врачебное самоуправление и новая система финансирования медицинских заведений. «Новая модель здравоохранения на первом месте будет предусматривать профилактику, первичную медицинскую помощь и их развитие. Также она будет предусматривать информационно-разъяснительную работу. К каждому человеку мы попробуем донести, что он получит через месяц, полгода и через лет десять, чтобы люди поняли, чем должны пожертвовать на начальном этапе и что получат в итоге», — разъяснял во время одного из брифингов министр здравоохранения Олег Мусий.
«НЕПОНЯТНО, ЧТО МЫ ФИНАНСИРУЕМ...»
Сейчас новую концепцию изучают врачи-практики и эксперты медицинской отрасли. Обновленную версию медицинской реформы они называют слишком оптимистичной и не до конца продуманной. «Например, разговор о медицинском страховании есть, но как это будет выглядеть, когда 30% экономики в тени, большое количество людей работает в так называемой «серой зоне», без официального оформления, без учета в службах социальной защиты? Как будет выглядеть эта реформа, когда огромное количество людей не платит страховые взносы, а в медицинской помощи будет нуждаться? Медицинское страхование можно объявить, но реально выполнить — нет. Вообще наше виденье было таким, что медицинскую реформу должно осуществлять межотраслевое агентство, в которое бы вошли юристы, медики, экономисты и специалисты по другим отраслям», — говорит Сергей Северин, председатель Донецкой областной ассоциации врачей общей практики — семейной медицины.
В концепции не прописаны реальные сроки, когда же и каким образом система страхования будет действовать. Раньше Олег Мусий объяснял, что медицинское страхование будет внедряться в комплексе с налоговой реформой. Но о ее начале мы пока еще ничего не слышали. «Нужно подготовить систему, чтобы не получилось так, что с первого января вводится медицинское страхование, а у нас ничего не готово. Безоплатной системы здравоохранения не может быть, это осуществляется за счет бюджета или из фонда страхования. В связи с этим придется забыть о статье 49 Конституции, которая дает право на бесплатную медицину», — отметил министр.
Но эксперты считают, что все эти нюансы следует прописывать в концепции заранее, а не ожидать возмущения медицинского сообщества. Ведь специалисты воспринимают ее как готовую модель будущей системы здравоохранения, по которой им придется работать. Когда есть какие-то недомолвки или неточности, это наталкивает на непонимание и панику и среди населения. Именно такую реакцию вызывали первые амбулатории, сокращение количества медицинских учреждений и тому подобное.
«В концепции очень хорошо расписана проблематика отрасли, но это было известно и раньше. Цель выписана обстоятельно, однако, что мы строим, как будет выглядеть система, какие уровни медицинской помощи будут, какие принципы работы — это все под вопросом. Потому что концепция должна была бы дать понимание, что и как мы создаем. Поэтому стоит ее переделать и усовершенствовать, — считает Александра Бетлий, координатор проекта «Анализ реформы здравоохранения» Института экономических исследований и политических консультаций. — Непонятно, что мы финансируем. Поскольку было много дискуссий и дебатов в пилотных регионах, то это нужно сразу прописывать в концепции. Меня удивляет, что решение проблем начинается с медицинского страхования. Это приоритет на ближайшие два-три года. Недавно заместитель министра Наталия Лисневская сказала, что медицинское страхование сделает существующие платежи официальными. Но это несколько упрощенный подход к проблеме. Так было и раньше, и это меня, если честно, пугает».
ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ: 900 ПАЦИЕНТОВ НА ОДНОГО ВРАЧА, В УКРАИНЕ — 3—4 ТЫСЯЧИ
Единственное, что медики воспринимают положительно, то это расширение полномочий в медицинских заведениях и внедрение врачебного самоуправления. Как объясняет Сергей Северин, большинство функций будут отобраны у государственных органов — министерства, областных и районных управлений, больше они не будут вмешиваться в аттестацию, аккредитацию, кадровые вопросы, формирование бюджета и другие внутренние дела заведений.
«В настоящее время это бюджетные учреждения, которые строго работают по расходам. Новым законом о медицинской деятельности будет предусмотрен статус медицинских заведений, что это государственное неприбыльное предприятие, когда у руководителя заведения будет возможность свободно управлять средствами и заключать контракты между правлением МЗ, самими врачами и медицинским персоналом», — объяснял Олег Мусий раньше.
Зато в ведомстве планируют распространять опыт пилотных регионов в других областях, что в принципе сейчас и происходят. Однако с этим практикующие медики не согласны. Так, сейчас врачи и медицинские сестры получают заработную плату в зависимости от того, сколько пациентов обслуживают и сколько учетных документов о предоставленных услугах подготовили. О качестве лечения — ни слова.
«Доплата к официальной зарплате врача зависит от количества закрепленного за ним населения. Это вызывает у врачей попытку набрать больше пациентов. Как один врач может лечить три или четыре тысячи человек? Европейский опыт — 900 или 1200 человек на одного семейного врача. Больше не берут, потому что теряется качество медицинских услуг. Кроме того, врачам и медсестрам нужно еще вести огромное количество документации именно по этим доплатам. У нас и так было много бумажной работы, а теперь постоянно добавляются новые учетные формы. У нас каждый пятый врач не работает с больными (ни одна цивилизованная страна не позволяет себе этого), потому что эти специалисты или руководители заведений, или статисты и тому подобное», — говорит Сергей Северин.
Также врач не представляет, как можно проводить реформу, когда Украина живет в условиях войны. Когда мы разговаривали с паном Сергеем, он заметил, что его амбулатория расположена за пять-шесть километров от Донецкого аэропорта. Медицинский персонал здесь присутствует, а вот пациентов — нет совершенно.
В свою очередь Александра Бетлий убеждена, что раз реформу начали, то ее нужно довести до логического завершения при любых условиях. Но для начала эксперт советует провести анализ начатых изменений. Потому что если все новации будут внедряться так, как и раньше, это еще больше будет подстрекать население, убеждена Бетлий. Поскольку сейчас концепция проходит общественное обсуждение, то у министерства есть возможность все замечания учесть и не наделать те же ошибки, что и предыдущее руководство. Тем более, что специалисты свои рекомендации ведомству уже предоставили.