Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Беспредел под золотыми куполами

Чтобы уберечь Киево-Печерскую лавру от разрухи, ее нужно вернуть в государственную собственность
28 января, 1996 - 19:40
ФОТО C САЙТA TRAVEL-SECRETS-BLOG.COM

С наступлением нынешней эпохи рыночных отношений национальная школа реставрации постепенно деградирует и разрушается. Яркой иллюстрацией тому может послужить ситуация, сложившаяся ныне в Киево-Печерском историко-культурном заповеднике, на территории Нижней лавры (Ближние и Дальние пещеры), арендуемой духовенством УПЦ МП. Территория Верхней лавры пока еще находится в распоряжении дирекции заповедника.

Согласно украинскому законодательству об охране памятников, любые строительные мероприятия в заповеднике должны быть направлены на сохранение сложившейся здесь на протяжении веков историко-архитектурной среды. То есть наряду с проведением необходимых ремонтно-реставрационных работ здесь допустимы ремонт и реконструкция инженерных сетей и дренажной системы, противоаварийные и противооползневые работы и т.п.

Ситуация на территории лаврского архитектурного ансамбля остается остро аварийной, почти критической. Вскоре после воссоздания Успенского собора (зимой 2001 г.) вблизи него образовалась вымоина, в которую провалился трактор. Несколько позднее в другом месте Верхней лавры в образовавшуюся пустоту опустилось высокое дерево со всей кроной. Вымоины постоянно засыпают щебнем, песком, глиной, заливают бетоном, но все это помогает мало: они появляются в новых местах. Угрожающее проседание грунта наблюдается сейчас рядом с корпусом № 30 (бывшая живописная школа), прямо на смотровой площадке Верхней лавры.

ЛАВРА ПОКА В СПИСКЕ ЮНЕСКО. НАДОЛГО ЛИ?

Нестабильность состояния грунтов вызывает деформацию фундаментов зданий, поэтому их техническое состояние крайне неудовлетворительно. Сейчас фактически в аварийном состоянии находится высотная доминанта лаврского ансамбля и, можно сказать, визитная карточка Киева — Большая лаврская колокольня. Уже запрещено посещение видовой площадки, расположенной на третьем ярусе колокольни; у ее основания по периметру устроено ограждение, чтобы люди не пострадали от падения фрагментов разрушающихся фасадов.

Тревогу за судьбу лаврского архитектурного ансамбля все чаще в средствах массовой информации и в письмах к правительству высказывают специалисты-гидрогеологи. Произведенные недавно сотрудниками Центра космической аэросъемки НАНУ исследования свидетельствуют, что в последние годы значительно усилилась интенсивность оползневых процессов на приднепровских склонах, причем в наибольшей степени — в районе Киево-Печерской лавры.

В связи с этим специалисты Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника считают, что необходимо на высшем государственном уровне принять самые решительные меры по устранению угрозы разрушения уникального архитектурного ансамбля. К слову, этот ансамбль, наряду с комплексом старинных зданий заповедника «София Киевская», может быть исключен из Списка всемирного наследия ЮНЕСКО из-за противозаконных новостроек.

Территория Нижней лавры, в нарушение охранного законодательства, превратилась в настоящий строительный полигон. Большинство проводимых здесь строительных мероприятий направлено не на сохранение исторически сложившейся архитектурной среды, а на сооружение новых чужеродных объектов, вносящих диссонанс в эстетическое восприятие среды и явно не способствующих ее физической сохранности. При этом руководство монастыря все происходящее беззастенчиво называет «проявлением воли Господа Бога».

Для осуществления строительно-монтажных работ в некоторых местах крепостных стен Нижней лавры пробиты проемы для въезда тяжелой строительной техники — самосвалов, бетономешалок, бульдозеров, автокранов и т.п., сотрясающей лаврские холмы. В результате этого уже не раз обрушивались отдельные участки подпорных стен Верхней лавры (о чем периодически сообщалось в прессе). Исторические здания Нижней лавры зачастую сносятся до основания, а на их месте возводятся новые здания, причем в нелепых, китчевых формах, контрастирующих со стилистическими особенностями исторической монастырской застройки. Традиционная планировка монастыря на отдельных участках в процессе нового строительства бесцеремонно и необоснованно нарушается.

Так, на бывшем Гостином дворе лавры вместо ряда снесенных гостиничных корпусов (вытянутых в сторону Днепровского берега и, в силу этого, выполняющих роль своеобразных противооползневых контрфорсов) был сооружен «коттеджный городок» из новых зданий: келейных корпусов повышенной комфортности, административных корпусов, гостиниц, гаражей, погребов и т.п. Их продольные оси почему-то перпендикулярны по отношению к оставшимся кое-где старинным зданиям. Ощущение диссонанса вызывают сами «диснейлендо-голливудские» архитектурные формы сооружений на Гостином дворе, а также стихийная автостоянка иномарок.

ВМЕСТО БАРОККО — НОВОМОСКОВСКИЙ СТИЛЬ

Многие ценные архитектурные памятники в Нижней лавре отнюдь не реставрируются, а противоправно подвергаются реконструкции (перестройкам, достройкам, перепланировкам), в результате чего их первоначальный аутентичный облик меняется до неузнаваемости. Вследствие такой варварской реконструкции непоправимо изуродован прекрасный образец эпохи классицизма — дом начальника Ближних пещер, возведенный в начале ХІХ в. по проекту гетманского архитектора Алексея Яновского.

В последние годы на территории Нижней лавры уничтожен ряд образцов архитектуры малых форм, в том числе кивории над колодцами св. Антония и св. Феодосия на Дальних пещерах, — прекрасные произведения чугунного художественного литья конца ХІХ в., выполненные по проектам академика архитектуры Владимира Николаева. Вместо этих легких беседок были сооружены глухие кирпичные восьмигранные будки. Не является ли основной целью таких недопустимых в заповеднике «творчески-новаторских» подходов банальное желание «раздуть» смету на новоделах и «отмыть» немалые деньги?

Здесь же, на Дальних пещерах, на небольшой территории рядом с церковью Рождества Богородицы можно наткнуться на две огромные бронзовые статуи св. Кирилла и Мефодия (раза в три выше человеческого роста). Наши православные предки объемную скульптуру считали идолопоклонством, а в честь святых строили храмы, часовни или отдельные алтари в храмах. Статуи в заповеднике выглядят не только чем-то инородным, но и немасштабным: площадь для их обозрения должна быть в три раза больше.

Не меньшее недоумение может вызвать то, что произошло вблизи самой церкви Рождества Богородицы на расположенном вокруг храма старинном некрополе. Здесь я увидел картину бесцеремонной перепланировки некрополя и замены аутентичных надгробий на унифицированные, скучные, но, видимо, по мнению духовенства, «канонические» памятники. Если заглянуть в интерьер церкви Рождества Богородицы на Дальних пещерах, сразу бросится в глаза серьезное нарушение в отношении этого сооружения: существовавшие здесь фрагменты росписей эпохи украинского барокко со стен сбиты и заменены современными композициями «новомосковского» стиля.

Нельзя не остановиться еще на одном аспекте деятельности монастырского духовенства, таящего угрозу для сохранности архитектурного ансамбля лавры: бурную хозяйственную деятельность монастыря, приносящую ему большие доходы, но явно наносящую ущерб исторической среде. Так, на территории Нижней лавры выискиваются участки, якобы подходящие для возделывания огородов (в том числе и непосредственно над пещерными комплексами), которые обильно поливаются водой. И это в то время, когда в пещерах то тут, то там происходят обвалы, и до сих пор не разработаны способы их полноценного восстановления! В прежние времена сады и огороды монахи устраивали за пределами монастыря, преимущественно на холме, где теперь расположена гигантская скульптура Родины-матери.

Поэтому следует запретить как новое строительство в заповеднике, так и въезд на его территорию автотранспорта и обязать любого, кто хочет посетить это святое место, поступать так, как поступали в старину наши благочестивые предки. Шоковое состояние я испытал, когда вышел к Музею истории книги. Здесь, в опасной оползневой зоне, почти над самым подземным комплексом Ближних пещер, ведется подготовка к строительству, для которого расчистили площадь, равную почти половине футбольного поля. На мое обращение к группе рабочих последовал ответ, что тут будут строить свечной завод.

Но как можно допустить подобное? Ведь эти объекты утилитарного назначения закроют обозрение исторического ансамбля со стороны Левобережья; а также создадут дополнительную угрозу обрушений надземных и подземных близлежащих исторических объектов в этой строго охраняемой зоне.

КАК СБЕРЕЧЬ НАЦИОНАЛЬНОЕ ДОСТОЯНИЕ

Я решил встретиться с генеральным директором Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника Сергеем Кролевцом. И он полностью согласился с моей резкой критикой происходящего и заявил, что и сам давно ведет тяжелую, но малоэффективную борьбу за наведение в заповеднике порядка. «Проблемы накапливаются годами и десятилетиями, а государство как бы самоустраняется от их решения; никакой реакции нет на наши обращения и от прокуратуры», — разводя руками, констатировал ситуацию С. Кролевец.

Очень сложная правовая коллизия, по мнению Кролевца, возникла в силу противоречий, содержащихся в президентских указах и правительственных постановлениях последнего времени. Многие памятники сакрального зодчества попали в пользование духовенства различных конфессий согласно распоряжению (подтвержденному Указом президента Л.Л.Кучмы от 21 марта 2002 года «О возвращении в собственность церковных общин недвижимости, отобранной в советское время»). Наши заполитизированные чиновники, передавая в распоряжение духовенства памятники архитектуры, были озабочены необходимостью привлечения на свою сторону голосов верующих избирателей на очередных выборах и одновременно решили, что для них наступил вполне удачный «исторический» момент: переложить на плечи религиозных общин задачи сохранения и реставрации памятников.

Руководство монастыря не считает нужным согласовывать со специалистами заповедника проектно-сметную документацию по реставрируемым и реконструируемым объектам и новому строительству и всячески усложняет доступ к этим объектам. Духовенство держит в тайне имена авторов проектов и сведения о фирмах и организациях, привлекаемых им для работы в заповеднике. Дирекция заповедника не получает отчетов об археологических исследованиях, которые в обязательном порядке должны предшествовать строительным мероприятиям; не сообщается, проводятся ли таковые вообще и куда деваются археологические находки.

По сведениям Кролевца, к нынешнему времени на территории заповедника по инициативе монастырского духовенства появилось 11 новых зданий общей площадью около 15 тыс.кв.м. Однако дирекции заповедника неизвестно, кому и на каком основании предоставляются в пользование эти помещения, состоят ли они на учете в Бюро технической инвентаризации.

Не пора ли сказать свое слово представителям научной общественности? Можно ли допустить дальнейшее разрушение лаврского архитектурного ансамбля и не сохранить для потомков такую уникальную киевскую реликвию, как знаменитые пещеры на Печерских холмах?

По моему мнению, государство должно полностью вернуть в свое распоряжение архитектурный комплекс, взяв на себя все расходы по его сохранению. А урон, нанесенный лаврскому духовенству, можно компенсировать, предоставив в его распоряжение побольше земли в принадлежащих ему местностях — Китаевской пустыни, Голосеево и др.

Общенациональное духовное достояние — комплекс построек Киево-Печерской лавры — не должно принадлежать отдельным религиозным общинам и конфессиям. Это достояние всей нации в целом. Вся прогрессивная общественность Украины должна объединить свои усилия ради спасения уникального лаврского архитектурного комплекса и его пещер, потребовав решительных действий от руководства страны в этом направлении.

Михаил ДЕГТЯРЕВ, архитектор
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ