Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Без лирики

Фольклорист Евгений Ефремов о тотемных растениях и народных песнях
15 апреля, 2004 - 00:00


Не стоит прибегать к тщательному анализу, чтобы понять, чем именно отличается народная песня от современной. То, что в песнях, созданных нашими далекими пращурами, всегда достаточно то ли «кропу по всьому городу», или «огірочків над самою водою», или «пшениченьки яром» можем убедиться, просмотрев сборники народных песен. «Плодово-ягодную» тематику кое-кто объясняет чрезвычайным значением для украинцев питательной силы земли, которая наполняла и душу, и тело позитивной энергетикой, воспитывала трудолюбие и наполняла ощущением истинного назначения каждого на земле. Поразмышлять именно на эту тему «День» попросил руководителя фольклорной группы «Древо», доцента кафедры музыкальной фольклористики Евгения ЕФРЕМОВА.

— Чем руководствовались наши предки, когда сочиняли песни, в канву которых обязательно вплетались растительные пейзажи? Или это присуще только нашим пращурам?

— Обращение к образам растений характерно не только для украинцев. В принципе эти образы присутствуют в фольклоре тех народов, которые испокон веков занимались земледелием. Практически вся Европа в своей народной поэзии пронизана этими мотивами. И это объясняется в первую очередь тесной связью наших предков с природой. В первобытных религиях боготворили не только животных и культовые предметы, но и растения. Т.е. образы, которые мы очень часто встречаем в народных песнях, являются остатками первобытного тотемизма. Они как будто придают еще больший лиризм, художественно украшают те события, о которых идет речь в песнях. Возьмем, скажем, жатвенные песни. Интересным является то, что женщины в начале, в конце и в процессе жатвы обязательно сопровождали свою работу пением. Сейчас они объясняют это тем, что будто бы с песней веселее работается. Но исследования ученых указывают на то, что в жатвенных песнях были особые мелодии и тексты. Они, очевидно, были связаны с культом пращуров, которые лежат в земле. И, с одной стороны, были сопровождением в работе, а с другой — помогали общаться с предками, которые должны давать женщинам силу от земли, урожай.

— Как вы считаете, почему в современном песенном творчестве мы очень редко можем наблюдать обращение к растительной тематике?

— Еще во второй половине двадцатого века наши поэты-песенники продолжали традицию, заложенную народной песенной поэзией. Вспомните песни Билаша или Майбороды: «як на ті чорнобривці погляну...». А сегодня действительно песенная поэзия не отличается особой насыщенностью образами растений. Очевидно, это связано с тем, что вера людей в их чудодейственную силу ослабла. А еще наше современное мышление, привычка к быстрым темпам не дают развернуть в песне картину природы. Мы нуждаемся не в лирике, а в конкретике. И от общения с природой мы, прежде всего, ждем практических результатов. Возможно, если бы мы жилы в большем достатке, духовные вопросы стояли бы на первом месте.

— Можно ли определить, какие растения чаще всего фигурируют в народных песнях и с чем это связано?

— В первую очередь следует обратить внимание на то, что не все огородные растения иллюстрируют песни. Как правило, это редкий случай, когда растению посвящают песню, чаще оно используется только для начала лирической картины, в центре которой образ человека и его переживания. В песне растение употребляется тогда, когда, возможно, оно напоминает своими внешними признаками внутреннее состояние человека — «верба похилилася — дівка зажурилася». Но есть песни, где растение является главным героем. Очевидно, когда-то такое растение было в центре ритуала или было тотемным. Например, есть веснянка о хрене: «Ой, хріну мой, коренистий мой, ой, хто ж тебе посадив, хто тебе поливав...» В старину эту песню (как и все веснянки) пели девушки, причем громко и с восклицаниями — вероятно, она предназначалась для общения с силами природы, а не с людьми и была связана с языческими представлениями. Есть растения, которые пришли в быт украинцев поздно. Старинных песен о картофеле, хотя это сейчас основной продукт питания, не существует. Так же и с помидорами. В то же время нельзя не вспомнить калину, которая занимает первое место в украинском фольклоре. С одной стороны, она фигурирует во многих свадебных песнях, ею украшают свадебный каравай и свадебное деревце как символ целомудрия, молодости, красоты соком наполненной девушки. С другой — это символ крови. В некоторых селах еще в начале века проверяли молодую на честность, а калину носили по селу как знак того, что молодая сохранила целомудрие до свадьбы. Вообще в украинском фольклоре калина — женский символ: девушки, если она цветет и замужней женщины, если она спелая. А вот мужской символ это дуб — «Дубе кучерявий, лист на тобі рясний. Козаченько молоденький слово твоє красне». Также среди деревьев самые популярные — вишенка, черешенка, грушка, иногда яблонька. А вот среди полевых культур, первое место занимают рожь, ячмень и овес.

— Какой регион Украины дал больше всего песен и считается наиболее певучим?

— Украина вся певучая. Если взять карпатский регион, то там земледелие было невозможным в том масштабе, каким оно было на равнине. Там основой ведения хозяйства было скотоводство, с ним связаны и большинство обрядов. Скотоводство положило начало инструментальной музыке, потому что пастухам нужно было общаться между горами при помощи звуков большой громкости. Именно поэтому ареал распространения дудок, трембит, рожков связан с этим родом ведения хозяйства. Условия жизни диктовали свою музыку. В земледельческих регионах, которые отличались коллективным трудом на земле, были и соответствующие коллективные обряды. А так как питательная и плодородная миссия земли ассоциируется в первую очередь с женщиной, то и женская песня является основной в таких регионах. Кроме того, женское коллективное пение породило такое явление как многоголосие, которого нет в Карпатах. Считается, что регионы, лучше всего сохранившие старые песенные традиции, — это Полесье и Подолье. Произошло это вследствие того, что в этой местности состав населения менялся очень медленно или вообще не менялся из-за лесов и болот.

— Почему сейчас люди в селах почти не создают песенную поэзию?

— Процесс возникновения новых песен, их утверждение и распространение всегда долговременный. Песенный фонд, который мы сейчас знаем, накапливался веками. Нужно иметь в виду, что когда-то песня передавалась от человека к человеку устным путем и, возможно, видоизменялась, создавался ее новый вариант. Сейчас люди, как правило, не предпочитают устный путь — произведение после своего рождения сразу приобретает устоявшуюся, неизменную форму. Как не удивительно, такое состояние само ограничивает продуцирование нового, потому что фиксация всегда ограничивает фантазию. Для чего человеку создавать что-то свое, когда он может включить телевизор и наслаждаться тем, что кто-то создал раз и навсегда. Такая культура сначала ограничивает потребность в творчестве, а постепенно и способность творить. Мы приходим к такому состоянию, что сочинять новую музыку может только тот, кто постоянно этим занимается профессионально.

Олеся ПАЛАМАРЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ