Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Без оценок и наказаний

Все больше родителей выбирают для своих детей альтернативные учебные заведения. Что они могут предложить в противовес официальному образованию и всегда ли такой выбор является оправданным?
19 сентября, 2012 - 11:40
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Разнообразные реформы школьного образования меняют учебные заведения преимущественно извне, иногда не только не решив наболевшие проблемы, но и добавив новых. Помня собственный опыт учебы, сегодня все больше родителей первоклассников делают выбор в интересах нетрадиционных школ. Спрос порождает предложение, и, соответственно, количество подобных заведений — от совсем неформальных «домашних» школ до новейших образовательных систем наподобие вальдорфской или школы Монтессори. Однако, настолько ли безнадежна «традиционная» система и всегда ли является панацеей альтернативная школа?

«Вообще традиционное школьное образование является, с моей точки зрения, достаточно эффективным, ведь оно способствует развитию ребенка, дает базовые представления о науке и культуре, систематически формирует навыки, — объясняет детский психолог Мария БУРДУКАЛО. — Но, конечно, есть в нем и недостатки». По словам эксперта, первейшая проблема — это то, что учебные программы и образовательные требования не совпадают с периодами психического развития ребенка. «Например, школьные программы по определенным предметам могут опережать возможности ученика или, наоборот, быть недостаточно сложными для перехода на следующий уровень развития», — объясняет психолог.

Мария Бурдукало считает, что не до конца продуманной, с точки зрения психологии, является и стандартизация школьного образования, которое ориентируется на европейские нормы. «Ведь человек старшего юношеского возраста, который хорошо осознает собственное «Я» и имеет высокий уровень самоконтроля, ставит перед собой уже другие цели развития — выбор жизненного пути, самореализацию, самоутверждение, интимность — испытывая потребность в изменении социального статуса. Добавляя 12 класс, юношей задерживают еще на год в статусе школьника — подопечного и подконтрольного ученика, тем самым задерживая процесс развития личности. Такая реформа была бы более логичной, если бы образовательная система приобретала новые особенности на время учебы в старших классах — такие, например, как смена учителей, специализация научных направлений, изменение формы контроля и процесса обучения», — говорит психолог.

Концепции альтернативного обучения разные, однако все они декларируют повышенное внимание к личности ученика, отсутствие «карательной» составляющей учебного процесса и, самое главное, прививание живого интереса к знаниям. По словам психолога, альтернативные школы начинали свою историю как заведения для развития детей с особенными потребностями. Они предоставляли возможность индивидуально подойти к проблемам особенных детей. «Чаще всего родители выбирают такие школы по нескольким причинам: из-за собственного невосприятия традиционного образования, из-за специфичности своего ребенка и страха, что он не сможет подстроиться к стандартизированному обучению, или из стремления воспитать своего ребенка особенным, лучшим», — уверена Мария Бурдукало.

ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ: ДВАЖДЫ В НЕДЕЛЮ И МАКСИМАЛЬНО НА ПРАКТИКЕ

Одним из ярких представителей «домашних» школ является «БеркоШко», основанная два года назад активистами архитектурно-социального проекта «5хатки». Занятия здесь проходят только дважды в неделю, однако почти полный день, остальное время детвора «грызет науку» самостоятельно. «Год назад я была уверена, что мой ребенок пойдет в обычную школу, — рассказывает Валентина МЕРЖИЕВСКАЯ, одна из основателей «БеркоШко». — Но прошлась по школам, где есть набор, послушала, о чем дети общаются — им неинтересно! Все, что изучается в школе, просто неинтересно детям! Если же они будут проживать то, что изучают, тогда интерес сохранится. Например, все читали в учебниках ботаники такое: если взять белую розу, разрезать ее черенок, окунуть в синюю и красную воду, то она по капиллярам поднимется и цветок станет красно-синим. Все это читали, но никто этого практически не делал. Мы это все будем делать». Постоянными предметами являются чтение, письмо и математика, а также в течение месяца изучается один дополнительный предмет, например, народоведение, история или география. Предметы изучаются максимально на практике. Так на теме «Человек» дети учились измерять пульс — в спокойном состоянии и после прыжков. Географию преподают путешественники и автостопщики, подкрепляя рассказы зрелищными фотографиями. «Я помню, как мы в школе учили историю или географию. Скажем, битва под Желтыми Водами — в книжке почитали и все. Но можно поехать в те Желтые Воды и увидеть все вживую!» — объясняет пани Валентина.

Учебная программа и концепция здесь нередко корректируются в зависимости от результатов и потребностей школьников. Главное, по мнению организаторов школы, осознанность на каждом шагу: «В обычной школьной системе есть очень много плюсов. Проблема в том, что они сильно стерлись рутиной и дошли кое-где до абсурда», — говорит пани Валентина. Зато здесь, по ее словам, дети учатся с энтузиазмом, нормативы чтения первоклассники иногда демонстрируют на уровне учеников третьего класса. Поэтому создатели «БеркоШко» мечтают о последующем развитии и расширении своего проекта (в начале проекта у них было только три постоянных посетителя). «Недавно мы нашли школу-близнеца: оказывается, в Киеве, в районе метро Дорогожичи, тоже есть такая школа, где учится пять учеников, есть первый и второй класс. Там дети также занимаются дважды в неделю. Организовали эту школу родители по собственной инициативе... «Никто не способен остановить идею, время которой пришло!» — подытоживает Валентина Мержиевская.

ОЦЕНИВАНИЕ ИЛИ ПООЩРЕНИЕ?

В Украине домашнее образование де-юре разрешено, но дети должны быть закреплены за определенными школами, где раз или два в год будут сдавать экзамены экстерном. Но практически такую схему воплотить достаточно сложно: переполненные школы столицы (в первых классах зарегистрировано по 40—45 детей) отказываются брать на себя хлопоты в виде «левых» учеников, ради которых, к тому же, пришлось бы переписывать устаревший школьный устав. Решения для берко-школьников нашли простое: они были зарегистрированы как постоянные ученики школ ближайших сел, с устной договоренностью, что малышня будет приходить только на экзамены. Сельским школам такая схема выгодна, ведь иногда в классах там по четыре-пять учеников, а на всю школу не всегда набирается 40 детей (в худшем случае школу закрывают).

Разнообразные реформы школьного образования меняют учебные заведения преимущественно извне, иногда не только не решив наболевшие проблемы, но и добавив новых. Помня собственный опыт учебы, сегодня все больше родителей первоклассников делают выбор в интересах нетрадиционных школ. Спрос порождает предложение, и, соответственно, количество подобных заведений — от совсем неформальных «домашних» школ до новейших образовательных систем наподобие вальдорфской или школы Монтессори. Однако, настолько ли безнадежна «традиционная» система и всегда ли является панацеей альтернативная школа?

«Вообще традиционное школьное образование является, с моей точки зрения, достаточно эффективным, ведь оно способствует развитию ребенка, дает базовые представления о науке и культуре, систематически формирует навыки, — объясняет детский психолог Мария БУРДУКАЛО. — Но, конечно, есть в нем и недостатки». По словам эксперта, первейшая проблема — это то, что учебные программы и образовательные требования не совпадают с периодами психического развития ребенка. «Например, школьные программы по определенным предметам могут опережать возможности ученика или, наоборот, быть недостаточно сложными для перехода на следующий уровень развития», — объясняет психолог.

Мария Бурдукало считает, что не до конца продуманной, с точки зрения психологии, является и стандартизация школьного образования, которое ориентируется на европейские нормы. «Ведь человек старшего юношеского возраста, который хорошо осознает собственное «Я» и имеет высокий уровень самоконтроля, ставит перед собой уже другие цели развития — выбор жизненного пути, самореализацию, самоутверждение, интимность — испытывая потребность в изменении социального статуса. Добавляя 12 класс, юношей задерживают еще на год в статусе школьника — подопечного и подконтрольного ученика, тем самым задерживая процесс развития личности. Такая реформа была бы более логичной, если бы образовательная система приобретала новые особенности на время учебы в старших классах — такие, например, как смена учителей, специализация научных направлений, изменение формы контроля и процесса обучения», — говорит психолог.

Концепции альтернативного обучения разные, однако все они декларируют повышенное внимание к личности ученика, отсутствие «карательной» составляющей учебного процесса и, самое главное, прививание живого интереса к знаниям. По словам психолога, альтернативные школы начинали свою историю как заведения для развития детей с особенными потребностями. Они предоставляли возможность индивидуально подойти к проблемам особенных детей. «Чаще всего родители выбирают такие школы по нескольким причинам: из-за собственного невосприятия традиционного образования, из-за специфичности своего ребенка и страха, что он не сможет подстроиться к стандартизированному обучению, или из стремления воспитать своего ребенка особенным, лучшим», — уверена Мария Бурдукало.

ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ: ДВАЖДЫ В НЕДЕЛЮ И МАКСИМАЛЬНО НА ПРАКТИКЕ

Одним из ярких представителей «домашних» школ является «БеркоШко», основанная два года назад активистами архитектурно-социального проекта «5хатки». Занятия здесь проходят только дважды в неделю, однако почти полный день, остальное время детвора «грызет науку» самостоятельно. «Год назад я была уверена, что мой ребенок пойдет в обычную школу, — рассказывает Валентина МЕРЖИЕВСКАЯ, одна из основателей «БеркоШко». — Но прошлась по школам, где есть набор, послушала, о чем дети общаются — им неинтересно! Все, что изучается в школе, просто неинтересно детям! Если же они будут проживать то, что изучают, тогда интерес сохранится. Например, все читали в учебниках ботаники такое: если взять белую розу, разрезать ее черенок, окунуть в синюю и красную воду, то она по капиллярам поднимется и цветок станет красно-синим. Все это читали, но никто этого практически не делал. Мы это все будем делать». Постоянными предметами являются чтение, письмо и математика, а также в течение месяца изучается один дополнительный предмет, например, народоведение, история или география. Предметы изучаются максимально на практике. Так на теме «Человек» дети учились измерять пульс — в спокойном состоянии и после прыжков. Географию преподают путешественники и автостопщики, подкрепляя рассказы зрелищными фотографиями. «Я помню, как мы в школе учили историю или географию. Скажем, битва под Желтыми Водами — в книжке почитали и все. Но можно поехать в те Желтые Воды и увидеть все вживую!» — объясняет пани Валентина.

Учебная программа и концепция здесь нередко корректируются в зависимости от результатов и потребностей школьников. Главное, по мнению организаторов школы, осознанность на каждом шагу: «В обычной школьной системе есть очень много плюсов. Проблема в том, что они сильно стерлись рутиной и дошли кое-где до абсурда», — говорит пани Валентина. Зато здесь, по ее словам, дети учатся с энтузиазмом, нормативы чтения первоклассники иногда демонстрируют на уровне учеников третьего класса. Поэтому создатели «БеркоШко» мечтают о последующем развитии и расширении своего проекта (в начале проекта у них было только три постоянных посетителя). «Недавно мы нашли школу-близнеца: оказывается, в Киеве, в районе метро Дорогожичи, тоже есть такая школа, где учится пять учеников, есть первый и второй класс. Там дети также занимаются дважды в неделю. Организовали эту школу родители по собственной инициативе... «Никто не способен остановить идею, время которой пришло!» — подытоживает Валентина Мержиевская.

ОЦЕНИВАНИЕ ИЛИ ПООЩРЕНИЕ?

В Украине домашнее образование де-юре разрешено, но дети должны быть закреплены за определенными школами, где раз или два в год будут сдавать экзамены экстерном. Но практически такую схему воплотить достаточно сложно: переполненные школы столицы (в первых классах зарегистрировано по 40—45 детей) отказываются брать на себя хлопоты в виде «левых» учеников, ради которых, к тому же, пришлось бы переписывать устаревший школьный устав. Решения для берко-школьников нашли простое: они были зарегистрированы как постоянные ученики школ ближайших сел, с устной договоренностью, что малышня будет приходить только на экзамены. Сельским школам такая схема выгодна, ведь иногда в классах там по четыре-пять учеников, а на всю школу не всегда набирается 40 детей (в худшем случае школу закрывают).

Дети писательницы Елены ЗАХАРЧЕНКО посещают одновременно как обычную школу, так и «БеркоШко», поэтому родители могут сравнить эффект: «Старший сын полгода ходил в обычную школу — у него совсем пропал интерес к учебе, хотя он старался, делал уроки, имел хорошие оценки. После этого мы стали водить его в «БеркоШколу», где он буквально ожил за первые две недели! Это просто не передать — ему стало интересно, он аж вскакивал он нетерпения, когда подходило время идти в «БеркоШко!» — делится пани Елена.

Впрочем, посещение домашних школ родителям обходится недешево: о работе, учебе или дополнительных занятиях на определенное время следует забыть. «Мама, которая решила водить ребенка только в такую школу, должна чрезвычайно серьезно к этому относиться и много-много времени уделять ребенку, — рассказывает пани Елена. — Она вынуждена дорабатывать, много заниматься с ребенком, сама учить его читать и писать... Детей придется отдельно водить, скажем, на английский язык. Но их не забивают зубрежкой, а открывают интерес к предмету».

Одним из основных отличий всех альтернативных школ от официальных учебных заведений является отсутствие системы оценивания. «Оценивание по пятибалльной системе побуждает ребенка ориентироваться не на возможность практического применения знаний, а на оценку окружающих людей, тех, кто лучше знает, не на поиск творческого решения проблемы, а на соответствие образцу, — комментирует психолог Мария Бурдукало. — Хотя некоторые учителя не ограничиваются лишь этим способом побуждения, но в системе образования преимущественно применяется балльная оценка. Конечно, существует предусмотренный системой 12 балл — за творческие достижения, но, с моей точки зрения, креативный подход учителей к похвале с помощью маленьких подарков, скажем, наклеек, за сделанное задание в младших классах действует эффективнее».

В ЦЕНТРЕ — ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ РЕБЕНКА

Сегодня в Украине действует немало полноценных «нетрадиционных» учебных заведений, которые так же, как и официальные практикуют ежедневное посещение и школьные аттестаты. Правда, на этом сходство с обычной школой заканчивается. Школа-парк, основанная российским преподавателем английского, доцентом МГУ им. Ломоносова, специалистом в отрасли теоретической и прикладной этики образования Милославом Балабаном, призывает выйти из школы (в прямом смысле) в парк и начать учиться. Занятия в школе-парке представляют собой совокупность разновозрастных студий, возглавляемых мастерами. Ученики по собственному желанию в произвольном порядке выбирают себе учителей и предметы. При этом в любой момент могут свой выбор изменить. Создатели этой системы образования уверены, что ребенка не нужно развивать, главное — не мешать ему делать это самостоятельно. Добровольность посещения и выбора занятий, отсутствие традиционной системы оценивания, взаимодействие и взаимопомощь между детьми разного возраста прививают полезные коммуникативные навыки. К слову, в некоторых европейских странах смешанные возрастные группы давно уже стали частью традиционного образования для самых маленьких.

Одной из самых давних альтернативных школ является система раннего развития, предложенная и воплощенная в жизнь еще в 1906 году итальянкой Марией Монтессори. С самого начала система разрабатывалась для детей с изъянами развития, но со временем вышла на общий уровень. В этой образовательной системе на первом месте стоит индивидуальность ребенка: именно он, а не руководители, выбирает направление своих занятий. В школах и садиках Монтессори отсутствуют как наказания, так и награды, а мотивацией для учебы является, собственно, сама учеба и стремление к знаниям. Задача педагогов здесь — создавать соответствующие условия, в которых ребенку хотелось бы развиваться и творить. Сегодня в Украине есть только детские садики и школы раннего развития, которые в своей основе имеют эту систему, старшая же школа пока находится в стадии развития. По отзывам родителей, малыши, которые попали в подобные заведения, меняются на глазах: взрослеют, становятся более самостоятельными и уравновешенными.

Адепты вальдорфской системы наоборот не торопятся прививать детям те или другие навыки, считая, что на все свое время, а преждевременное взросление не всегда идет на пользу. Система, основанная на антропософском учении австрийского философа Рудольфа Штайнера, исповедует гармонию раскрытия внутреннего мира ребенка в соответствии с внешними, естественными циклами. «Детям нравится ходить в школу и учиться, ведь вся их школьная жизнь целостная и наполнена содержанием, — рассказывает педагог Вальдорфской школы Владимир ЗАХАРЧЕНКО. — Цель присутствует во всем, что мы делаем с детьми, — это и праздники, и повседневная работа. Цель обучения — не просто получить знания, но и пережить и применить эти знания. Здесь много внимания уделяется рукоделию, рисованию, музыке (ребенок с первого класса учится играть на флейте, а в старшей школе добавляется еще какой-то инструмент). А еще — ощущению ритма. Потому что во всем есть ритм: в человеке это сердце и дыхание, сон и активная жизнь, жизнь-смерть. В природе это времена года, день-ночь...»

НЕ БЕЗ «НО»

Впрочем, как и традиционное, альтернативное образование также имеет свои «но». Например, на форумах некоторых «альтернативных» школ можно прочитать жалобы родителей на хамство со стороны преподавателей и унижение детей в совершенно советском духе — красивая концепция заведения, к сожалению, не дает гарантий, а личностный фактор учителя остается актуальным (а иногда и решающим) для любой школы. Во-вторых, воспитанные в «тепличных» условиях детки в окружении творческих и утонченных одногодков могут оказаться неадаптированными к суровым реалиям социума. Родители компенсируют нехватку общения с «миром» посещениями разного рода студий боевых искусств, танцев и т.д. Но незримое клеймо «не от мира сего» рискует навредить детям в будущем.

«Система образования многократно менялась, — размышляет Валентина Мержиевская. — Сначала было семейное образование, родители учили детей, чему могли. Потом было ремесленное образование, когда ребенка отдавали какому-то мастеру в подмастерья. Потом появились фабрики-заводы, началась индустриализация общества, массовые школы, классно-урочная система, то есть опять изменение общества и изменение потребностей в обучении. Сегодня кризис образования — и среднего, и высшего — очевиден. Мне кажется, что если будет много разных попыток, то рано или поздно общество выйдет на приемлемую для современного мира систему».

Елена МАКСИМЕНКО
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ