Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Без осознания трагедии Голодомора невозможно понимание многих событий в ХХ веке»

9 ноября, 2007 - 00:00

На днях звонили по телефону родственники из Швейцарии и сказали, что собираются посетить лекцию «Был ли Голодомор в Украине геноцидом?» украинского историка Станислава Кульчицкого, которая состоится 22 ноября в этнографическом музее в Женеве. Ее модератор — один из самых известных в мире украинцев Богдан Гаврилишин. К участию приглашено много журналистов. Как сообщил «Дню» Станислав Владиславович, он построил свое выступление на основе нескольких работ, в частности, последней — книге «Почему ОН НАС уничтожал?/Сталин и украинский Голодомор» из серии «Библиотека газеты «День» (издана в сентябре). Также ученый будет презентовать и другое наше издание — «День и вечность Джеймса Мейса» на английском языке, куда вошли публикации известного американского исследователя украинского Голодомора.

Через два недели, а именно 24 ноября, Украина будет чествовать память жертв Голодомора и политических репрессий. В этот день будет проводиться волнующая масштабная акция «Свеча в окне», инициированная Джеймсом Мейсом в 2003 году.

Накануне предлагаем самые интересные впечатления прогрессивных украинских историков и литературоведов о книге Станислава Кульчицкого «Почему ОН НАС уничтожал?/Сталин и украинский Голодомор». Это — не просто впечатление, а ценные мысли о том, что чем больше встречаем недоразумения и агрессии в нашем обществе, тем более осознаем, что такие мероприятия и книги очень необходимы. Потому что если пренебрегать исторической памятью, то, кажется, мы можем навсегда остаться полугражданами, полуукраинцами...

Руслан ПЫРИГ , доктор исторических наук, профессор:

— Книга Станислава Кульчицкого «Почему ОН НАС уничтожал?» является своевременным и адекватным ответом на вызовы нашей современности, которая не только актуализировала, но и очень политизировала проблему Голодомора.

Во-первых, она принадлежит одному из пионеров и ведущих исследователей этой сложной в научном, болезненной — в морально-психологическом и обидчивой — в политическом смысле проблемы. Во-вторых, это своеобразная квинтэссенция длительных поисков автором ответа на сакраментальный вопрос: «Почему нас уничтожали?».

Со страниц книги предстает сложный процесс осмысления учеными, а за ними и обществом трагедии Голодомора начала 30-х годов. Автор отдает должное вкладу зарубежных ученых в освещение темы, полемизирует и не соглашается, предлагает свое оригинальное видение основных ее составляющих.

К чести автора, почти на протяжении двух десятилетий он последовательно отстаивает свою методику исчисления количества жертв Голодомора в Украине. Именно ему принадлежит первенство в квалификации тотального изъятия пищевых продуктов у нашего крестьянства на границе 1932—1933 годов как определяющего фактора убийства голодом миллионов людей. При трактовке проблемы Голодомора как геноцида Станислав Кульчицкий последовательно показывает особенности протекания в УССР голода 1931—1932 и голода 1932—1933 годов, их сходства и кардинального отличия от таких процессов в других регионах СССР. Важно, что автор, указывая на И. Сталина как творца трагедии украинского народа, видит главную вину в том тогдашнего коммунистического режима.

Вне сомнения, этот труд профессора Станислава Кульчицкого станет еще одним фундаментом для восстановления исторической правды и справедливости, постижения нынешними и грядущими поколениями настоящих причин и последствий трагедии Голодомора.

Анатолий МОРОЗОВ , заведующий кафедрой новейшей истории Черкасского национального университета имени Богдана Хмельницкого:

— Следует сказать, что Станислав Кульчицкий начал работать над темой Голодомора задолго до того, как она была широко поднята в нашем обществе. (Между прочим, он работящий до самоотречения). Мы с ним много говорили о голоде в Украине. Я рос в семье, которая потеряла нескольких родных в эти времена лихолетья. К тому же, сам пережил голод 1946-го... Кстати, когда-то занимался вопросом украинского Голодомора. А потом сугубо по психологическим мотивам не смог — было больно и жутко все время с этим жить. Поэтому я искренне благодарен Станиславу Владиславовичу, что он взял на себя такую непростую миссию, потому что, поверьте, исследователь, который сталкивается с этими страшными материалами, так или иначе пропускает их сквозь себя.

На самом деле, потери, причиненные Голодомором, ощутимы до сих пор и отпечатались на украинцах как на количественном, так и на качественном уровнях. А самое страшное — сталинской системой нам был привит вирус страха, особенно вирус страха относительно сопротивления. Поэтому о голоде в Украине, его причинах и последствиях нужно смело, откровенно говорить, (как это делает газета «День»), чтобы избавиться еще и от вирусов лжи и преступлений, потому что мы порой продолжаем жить при «украденной» истории.

Петр КРАЛЮК , доктор философских наук, профессор Национального университета «Острожская академия»:

— Прежде всего, хочу поблагодарить Станислава Кульчицкого и газету «День» за публикацию статей об украинском Голодоморе, а также выпуск книги «Почему ОН НАС уничтожал?», созданной на их основе. О Голодоморе в последнее время в Украине говорится немало. Другое дело, что здесь много политических спекуляций как со стороны левых и «очарованных на Москву», которые цинично не хотят признавать факт Голодомора, представляя события 1932—1933 гг. в Украине как «недоработка», «перегибы» на местах, так и со стороны «настоящих украинских патриотов», которые используют эту болезненную тему в своих узко политических целях. На этом фоне чувствуется отсутствие серьезных работ, в которых бы авторы пытались объективно, беспристрастно подойти к данной теме. Книга С. Кульчицкого как раз является приятным исключением. Автор, владея огромным массивом документальных материалов, всесторонне обсуждает эту проблему, показывает резные ее аспекты — как политические, экономические, социальные, так и культурные.

В то же время книга не является сугубо научным исследованием, а работой научно-популярного характера, которая читается легко и может быть доступна неподготовленному читателю. Ее издатели, очевидно, надеются, что она дойдет до русскоязычного читателя востока и юга Украины — регионов, которые больше всех пострадали от Голодомора, но где до сегодняшнего дня, в силу многолетнего «промывания мозгов», на этот вопрос закрывают глаза.

Несмотря на все достоинства, по моему мнению, в книге есть определенное расхождение между осмыслением, заключениями и приведенным фактажом. Автор слишком много внимания акцентирует на персоне Сталина (кстати, эта акцентуация прослеживается и в названии книжки). Именно Сталин представляется главным виновником Голодомора. Однако фактаж показывает, что дело было не только в этой персоне. В данном случае работала система, созданная большевиками. И подобные голодоморы (правда, не такие масштабные) устраивались в Украине раньше, например, сразу после гражданской войны, когда Сталин не был при власти. И в 1932—1933 гг. он еще не стал вождем СССР. Среди высшей партийной номенклатуры еще продолжалась борьба за власть, которая завершилась победой Сталина в 1936—1937 гг.

Эти и другие заключения автора могут быть предметом научной дискуссии. И это нормально. В вопросе украинского Голодомора не все точки поставлены над «і». И, вероятно, не скоро будут поставлены.

Еще на одну проблему хотелось бы обратить внимание, которая, по большому счету, игнорируется, когда пишут о Голодоморе. Так, Голодомор — большая трагедия украинского народа. Но она показала: этот народ способен выжить в самых ужасных условиях. Поэтому он сильный. И поэтому нельзя не согласиться со словами Ларисы Ившиной в предисловии к книге Станислава Кульчицкого: «Наш народ, который пережил ТАКОЕ и выстоял, не может не иметь амбиций».

Игорь СЮНДЮКОВ , ведущий рубрик «Украина Incognita» и «История и Я» газеты «День»:

— Анализ исторических трагедий, драм и катастроф — дело исключительно тяжелое, кропотливое и, так сказать, неблагодарное. Ведь это, кроме всего прочего, требует высшей научной квалификации, потому что ученый должен опираться не на эмоции, какими бы праведными они не были, а на глубокое знание точных фактов истории.

Доктор исторических наук, профессор Станислав Кульчицкий в новой книге «Почему ОН НАС уничтожал?», только что изданной в серии «Библиотека газеты «День», блестяще справился с этим заданием. Статьи, которые составляют книгу, опубликованы в различные годы в нашей газете, в совокупности дают убедительный ответ на основной, фундаментальный вопрос: ПОЧЕМУ такое невероятное злодеяние стало возможным? Вот короткий, но содержательный ответ автора: потому что «советский строй в ленинско-сталинськие времена мог быть построен только железом и кровью». А «террор голодом был таким же орудием «социалистического строительства», как и другие формы террора».

Таким образом, призыв Станислава Кульчицкого «заглянуть в бездну», то есть понять сущность коммунистической «революции сверху», национальной политики Кремля, механизмы геноцида, — все это и даст в итоге возможность найти ответы на вопросы: «Почему Сталин нас уничтожал?». Этот призыв обращен ко всем украинцам!

Юрий ШАПОВАЛ , профессор, доктор исторических наук:

— Ныне хватает работ о трагических событиях начала 30-х годов. За последние годы состоялись на самом деле качественные изменения в осмыслении того ужасного катаклизма, который имел далеко идущие последствия. О нем исследователи различных стран (и не только исследователи) дискутируют до сегодняшнего дня, ведь без всестороннего осознания трагедии Голодомора невозможно понимание многих событий в ХХ веке. Убедительно доказывает это и новая книга профессора Станислава Кульчицкого, «смонтированная» преимущественно из статей в газете «День».

Несмотря на популярный характер этих статей они, без сомнения, расширяют знания о Голодоморе, отражают деятельность высшего руководства СССР в 1932—1933 годах, поведение региональных лидеров, в частности, партийно-государственной номенклатуры УССР. Книга глубже позволяет понять технологию преступления: как, при помощи каких механизмов сталинский режим изымал хлеб, мотивируя это потребностями модернизации — молоха, которой поглотил жизни миллионов людей. Исследования Кульчицкого позволяют четче осознать доктринальные и ситуативные мотивы, которыми руководствовался коммунистический истеблишмент, позволяют воспроизвести тогдашнюю ситуацию на макро- и микроуровне (что очень важно для общих реалистических выводов и оценок), позволяют дезавуировать утверждение об отсутствии специфики и особенностей в действиях власти в том или другом регионе бывшего СССР в 1932—1933 годах.

Как может убедиться каждый читатель этой книги, она многое объясняет. И это — неоспоримый плюс, ее преимущество. Вместе с тем, как написал в свое время английский исследователь Норман Дейвис, хороший историк всегда должен иметь право на сомнение. Вот почему для меня важно, что сборник статей профессора Кульчицкого — это не собрание неоспоримых аксиом и не навязывание своих выводов. Эта книга заставляет думать, стимулирует дальнейшие дискуссии и исследования. Для меня это — самое главное.

Не со всем, что читаешь в этой книге, можно согласиться до конца, не все абсолютно понятно. Например, я так до конца и не понял, считает ли мой коллега Голодомор геноцидом? Он предостерегает от слишком узкого понимания тезиса об уничтожении украинцев или крестьян. Однако умирали, в первую очередь, именно крестьяне- украинцы, они были основными и желаемыми для режима жертвами. То, что я прочитал об этом в книге, оказывает, деликатно говоря, амбивалентное впечатление. Хотя, возможно, это только мое впечатление.

Владимир ПАНЧЕНКО , профессор НаУКМА:

— Исследование С. Кульчицкого «Почему ОН НАС уничтожал?» важно по многим аспектам: оно не только увеличивает наши знания о собственной истории, но и серьезно влияет на принятие ответственных политических решений, которые касаются Голодомора. Собственно, главный сюжет книги как раз и заключается в анализе механизмов террора голодом, который применял Сталиным в отношении украинского села, а также в четких научных оценках страшной триады: голод — Голодомор — геноцид.

Вся система аргументации С. Кульчицкого убеждает, что в 1932—1933 гг. голод в Украине был именно Голодомором, поскольку, по прямому указанию генсека Сталина, у крестьян конфисковали все продовольственные запасы. Важно, что об этом свидетельствуют не только голоса тех, кто в свое времени выжил, но и архивные документы, в частности — новогодняя телеграмма вождя от 1 января 1933 г., которая санкционировала массовые обыски и конфискации. Следовательно, заключает ученый, голод был и в других регионах СССР, но Голодомор — только в Украине.

А дальше возникает вопрос о геноциде. С. Кульчицкий, как немногие, знает, какие колоссальные усилия надо приложить украинским исследователям, политикам, дипломатам, юристам, чтобы доказать мировому сообществу, что в 1932—1933 гг. имел место именно геноцид. С этой точки зрения, чрезвычайно важным является вывод С. Кульчицкого о том, что Голодомор в Украине возник «на пересечении социально-экономической и национальной политики», осуществляемой Кремлем. Именно так: учитывать надо оба фактора в их дьявольской комбинации. Сталин боялся Украины — боялся, что когда она взбунтуется и выйдет из состава СССР, распадется и красная империя. Поэтому террор голодом и был направлен «против граждан Украинского государства» как представителей украинской политической нации. То есть, по Кульчицкому, признак этнической принадлежности не был решающим. Хотя многие жертвы Голодомора считали, что их уничтожают как раз за то, что они украинцы. Так было и позднее, в 1934—1938 гг., когда, согласно всем законам геноцида, истреблялась украинская интеллигенция. По моему мнению, акцент на этническом факторе геноцида 1932—1933 гг. в труде С. Кульчицкого мог быть более выразительным, — для этого есть достаточно оснований.

«Утопия нуждается в насилии», — писал много лет назад философ С. Франк. Именно так произошло и в практике коммунистического режима, не ограниченного никакими законами. Огорчительно, что в Украине до сих пор находит определенную поддержку антиукраинская по своей сути партия, которая, будучи политической наследницей большевиков, оказывает безумное сопротивление объективной оценке трагических страниц нашей истории. Совершает — ведь исторические оценки предусматривают и ответственность за содеянное. Пепел многочисленных жертв геноцида должен стучать в груди живых. Не для мести, а для очистки, для честных счетов с прошлым. Думаю, именно ради этого и писал свой труд Станислав Кульчицкий.

Подготовила Надежда ТЫСЯЧНАЯ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ