В большинстве стран мира давно действует законодательство об охране культурного наследия и государственная система охраны культурных ценностей. Потому что человечество осознало огромную ценность памятников прошлого как ничем не заменимой части духовной жизни современности, а в перспективе и будущего. Украине нужно пойти тем же путем. Ведь жизнь цивилизованного общества невозможна без памятников культуры и произведений искусства, без всего того, что имеет название историческое наследство. Однако сейчас наблюдаем совсем противоположные процессы: разрушаются храмы, уничтожаются их интерьеры, исчезают уникальные памятники. А те сооружения, которые по требованию общественности были восстановлены, как Михайловский Златоверхий собор в Киеве, Храм Христа Спасителя в Москве, являются лишь символами уничтоженных по политическим соображениям памятников. К сожалению, цена за идеологическое давление, ведомственный беспредел или просто безразличие всегда одна — гибель памятников и нашей памяти.
Одним из объектов жесткого гонения прошлых десятилетий были религиозные ценности. Как известно, основным замыслом монументального искусства — стенописи в церквях — с давних времен был религиозный, а иконопись осталась основной разновидностью занятия живописью, хотя ее форма и технология менялись. Национальная интеллигенция, ученые-историки, реставраторы, музейные работники, которые изучали и хранили чудесные творения народа — церкви, монастыри, росписи, иконы и рукописи, церковную утварь — с большим сочувствием относились к гонимой церкви, многое было спасено их трудом и самоотверженностью.
Именно поэтому совсем неожиданным и бессмысленным является противостояние церкви и музеев, которое возникло в последние годы. Церковь в роли гонителя музеев, да еще и поддерживаемая гражданской властью, которая постоянно возникает на территории Киево-Печерской лавры — нонсенс. Об отношении духовных лиц к этим проблемам часто узнаем из СМИ, в частности, из интервью владыки Павла УПЦ МП. Владыка признает, что Национальный Киево-Печерский историко-культурный заповедник не получает средств на реставрацию памятников, а монастырь финансируется государством, благодаря чему, на удивление всем, с нарушением законодательства построено немало объектов, а это категорически запрещено ЮНЕСКО (у нас под защитой ЮНЕСКО всего два ансамбля — «София Киевская» и «Киево-Печерская лавра»).
Уничтожаются и интерьеры храмов. Еще до появления владыки Павла как настоятеля, сбили историческую живопись в церкви Рождества Богородицы, памятнике XVII в., и расписали в псевдорусском стиле уже в конце XX в. А теперь по желанию настоятеля монастыря в Аннозачатиевской церкви XVII в. роспись сделал С. Петербургский — мастер, в соответствии со вкусами, не украинской традиции, а московской. На наших глазах уничтожается украинская святыня за деньги государственного бюджета. Национальному заповеднику их почему-то не выделяют, профессионалов не привлекают.
При передаче монахиням Фроловского монастыря уничтожили подразделение реставраторов художественных икон, научно-исследовательский отдел, отдел реставрации металла и предметов прикладного искусства, который приютился на территории монастыря в ожидании помещений от государства. А ей как раз оказался ненужным. И вот теперь заказывают такие работы за большие деньги то у поляков, то у других соседей. А тем временем в Трапезной палате и церкви заповедника, да и других зданиях, разрушается роспись народного художника Украины XIX в. Ивана Сидоровича Ижакевича. Уже прошло больше 60 лет с тех пор, как от взрыва в Успенском соборе была уничтожена роспись Ижакевича на своде трапезной палаты заповедника. А ныне памятник нещадно эксплуатируется религиозной общиной, и по причине несоблюдения элементарных требований хранения монументальной живописи разрушается остаток росписи.
Спасение национальных сокровищ культуры началось лишь с середины прошлого века, когда была создана Государственная научно-исследовательская реставрационная мастерская Министерства культуры УССР. С тех пор условия для реставрации творческих произведений не изменились, а наоборот, ухудшились. Все это происходит вследствие незнания чиновников и бесконтрольности их действий, они ссылаются только на отсутствие финансирования. А речь идет о невосполнимых ценностях, безвозвратное исчезновение которых негативно влияет на состояние общества. Особенно наглядно это отразилось на архитектуре так называемых спальных районов, где абсолютно отсутствуют культурные заведения, творения монументальной скульптуры, при удручающем виде безликой архитектуры 60-х годов, т.е. отсутствует красота по формуле Витрувия.
Творческие произведения нуждаются в постоянной опеке и помощи реставратора. Реставрация как научная отрасль является немногочисленной по количеству специалистов в государстве и вынуждена существовать на государственных началах. Ведь предыдущий 70-летний опыт доказал, что он вполне оправдал себя. Ныне же попытка адаптировать его под рыночные отношения со свободной конкуренцией непрофессионалов со специалистами заканчивается по большей части гибелью аутентичных творческих произведений. Особенно поражают претензии церкви на собственное понимание реставрации — как восстановление старинного письма, которое не изменилось с XIX в. Многочисленные произведения искусства христианского мира исчезли вследствие их практического использования. Этот процесс не остановлен, он продолжается и в наше время. Стремление к их ежеминутному практическому использованию недопустимо. С их гибелью обеднеет духовное прошлое и сегодняшний день народа, его историко-культурное наследие, которое осталось лишь в сакральных сооружениях. Вот почему единичные памятники домонгольской эпохи, которые сохранились до наших дней, вынуждены иметь статус музеев, в первую очередь, церковь Спаса на Берестовом XI в.
Эти и другие теоретические обоснования реставрационной деятельности и сохранение национального историко-архитектурного и художественного наследия в течение 60 лет выполняла Академия архитектуры Украины, а в прошлом году ликвидирован ее преемник — научно-исследовательский институт истории и теории архитектуры Министерства регионального строительства Украины, т.е. уничтожена научная основа реставрационной деятельности. Все откровеннее эту отрасль переводят в отрасль чистого строительства, с помощью новых циркуляров, что фактически уничтожает ее по своей сути. Наиболее опасным является непонимание правительством и властью того, что хранить культурное наследие нужно без подмены аутентичных произведений возобновленными. А это все в XXI в. обязывает министерства и ведомства решить вопрос производственной базы в соответствии с условиями научно-технического прогресса XXI в., в частности, оборудовать лаборатории по исследованию реставрации живописи, металла, произведений декоративно-прикладного искусства, резьбы по дереву и тому подобное. Разрешение всех этих проблем требует стабильной программы правительства, что в свое время было продемонстрировано государственническим подходом еще в 1946 г. при создании научно-реставрационной отрасли, которая ныне поставлена под угрозу уничтожения. Допустить этого ни в коем случае нельзя.