Обычно я не комментирую политические проблемы (жаль времени, потому что отсутствует результативность). Но сейчас решил изложить и свое видение сложившейся в стране ситуации (подтолкнула просьба сотрудников поменять двери в офис, купить радиоприемник и т.д. на случай войны).
Я присоединяюсь к мнению тех людей, которые считают, что враг уже начал очередное наступление на Украину и его стратегическая цель – паника. Ведь сегодня только паника сможет привести к социально-экономической дестабилизации страны, и тогда мы будем действительно уязвимы.
Сначала немного теории. По мнению исследователей: "Паника - это переживание гипертрофированного страха, для которого характерна потеря самоконтроля, неспособность к адекватной реакции на внешнюю ситуацию, сопровождающаяся утратой чувства долга и чести".
Согласно мнению ученого Бехтерева, паника неразрывно связана с инстинктом самосохранения и является сигналом тревоги в опасной ситуации. В основе паники лежит страх, тревога, возникающая как результат переживания беспомощности перед реальной или мнимой опасностью, вызывающей неуправляемое поведение людей.
Паника может возникнуть не только под влиянием непосредственной угрозы, но и в результате длительного переживания опасности, неопределенности и ожидания худшего, т.е. если экстремальная ситуация носит длительный характер.
АНАТОЛИЙ ТВЕРДЫЙ, "ДОНБАСС" ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОГО УКРАИНСКОГО ИСКУССТВА КОРСАКОВ
Наши враги и их сознательные и бессознательные «союзники» уже в определенной степени добились своего результата:
• всем не до работы (зачем работать, ведь все равно будет война),
• политические элиты (если их так можно называть) начали войну (все против всех),
• доллар снова удивляет своей «проворностью»,
• ставка рефинансирования такова, что ни один нормальный бизнес в мире не выдержал бы (это только нам, не нормальным, по силам),
• инвесторы одним самолетом с дипломатами покидают неньку.
• …
И у каждого сознательного украинца возникает вопрос, что с этим очередным «счастьем» нам делать, как все это остановить?
Я родом из медицины и для меня паника – это как аллергическая реакция, когда организм сенсибилизирован, даже небольшая доза аллергена приводит к гиперреакции.
Известно, что лучший способ от аллергии – это предотвращать попадание антигена (аллергена) в организм. А если это произошло, то сначала нужно применять антигистаминные препараты, потом гормоны, а если все это не помогает, то адреналин. То есть основная задача при аллергии – срочно следует блокировать развитие аутоиммунного процесса.
В нашем случае (когда начинается паника) главное понять, чем она вызвана и как и почему развивается; что нам делать, чтобы ее остановить; что использовать в качестве гормонов, а что в роли адреналина.
Поэтому давайте поговорим о факторах, влияющих на формирование паники и определенных мерах по их блокированию.
Ученые выделяют следующие факторы, способствующие развитию паники:
• Наличие хронического раздражителя или гиперстимула.
• Дефицит информации.
• Отсутствие групповой солидарности.
• Неправильная психологическая установка людей.
• Незнание генезиса панического заражения
• Отсутствие профилактических мер при работе с наиболее уязвимыми группами
ЛЮБОМИР МЕДВИДЬ, «ЭВАКУАЦИЯ», ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОГО УКРАИНСКОГО ИСКУССТВА КОРСАКОВ
НАЛИЧИЕ ХРОНИЧЕСКОГО РАЗДРАЖИТЕЛЯ (ХРОНИЧЕСКИХ ПАНИКЕРОВ) ИЛИ ГИПЕРСТИМУЛА
Напряженное ожидание, в котором группа людей находится длительное время, побуждает их обсуждать возможные опасности, что способно на время снизить напряжение и временно оптимизировать эмоциональный баланс в группе. Однако в результате это часто приводит к дисфункциональным последствиям: циркулирующий слух (сегодня – это неизбежность войны) нагнетает страхи и усиливает панические настроения.
Зная все это, россияне в союзе с нашей пятой колонной во главе с ОПЗЖ (для которой «хуже – лучше»), «эмоциональной» оппозицией (для которой «Влада понад усе»), журналистами, которые ради рейтингов своих каналов готовы манипулировать манипуляциями, иностранными партнерами, для которых мы благодатный «полигон» для решения своих перезрелых геополитических проблем, добились своего результата.
Так сначала они рассказывали, что мы все умрем от голода (ибо все деньги пошли на дороги), потом (кто выжил) умрет от короны, потому что нет кислорода (не умерли). Еще позже говорили, что замерзнем без угля и газа (не замерзли), а теперь, что никто ничего не делает и мало денег выделили из бюджета на армию, и потому нас оккупируют (не оккупируют). Что касается последнего, то наши возможности наращивания военного бюджета смешны на фоне той помощи, которую нам сегодня оказывает мир (хотя интересно, где они были последние восемь лет войны).
Как с этими раздражителями бороться? Прежде всего, должна быть максимальная изоляция (информационная) паникеров, то есть нужно устранить с информационного поля людей, которые способны заразить своим страхом других людей. И тут, на мой взгляд, должна проявиться корпоративная ответственность СМИ, независимо от того, какому олигарху они принадлежат и игнорируя количество просмотров и лайков, которые интернет-ресурс может собрать.
Кроме того, эксперты по предотвращению паники рекомендуют, что для ее блокирования необходимо предварительное размещение среди больших групп людей (зрителей, болельщиков, демонстрантов, пострадавших) специально подготовленных и проинструктированных сотрудников, знающих свои функциональные обязанности и обстоятельства ситуации, умеющих выполнять команды и не поддающихся панике.
В нашем случае власти и ответственные СМИ должны привлечь группу экспертов, которые будут выполнять эту функцию в информационном пространстве, и тогда выступления Президента не будут выглядеть так единично и непонятно.
А что происходит у нас: "зеленые", которые "типа" взяли на себя ответственность, обиделись на ведущие информационные каналы и вместо того, чтобы не "вылезать" из эфиров и фактами успокаивать людей (на самом деле это и есть ответственность), где-то ушли в подполье. Но «свято место пусто не бывает», и вместо них с умным видом с экранов телевизоров ежедневно «предвещает конец света» разнообразный «параноидальный мусор», называющий себя экспертами и аналитиками (разумеется, не все такие, но их большинство).
Следует отметить, что, как показывает практика, для возникновения паники необходим гиперстимул, который должен быть достаточно интенсивным, длительным и повторяющимся (взрыв, сирена, автомобильный клаксон), чтобы привлечь внимание людей к себе и вызвать эмоциональное состояние страха.
Поэтому нам нужно ожидать, что что-то подобное наши соседи сделают, и мы должны быть готовы к этому (подготовлен – значит вооружен).
Также на такой случай мы должны иметь в арсенале средство более сильного шокового воздействия, способное рассеять и нивелировать вражеское влияние.
НИКОЛАЙ КУМАНОВСКИЙ, "ЧТОБЫ ИДТИ" ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОГО УКРАИНСКОГО ИСКУССТВА КОРСАКОВ
ДЕФИЦИТ ИНФОРМАЦИИ
Согласно Г.Андреевой, паника – это определенное эмоциональное состояние, являющееся следствием дефицита информации о какой-либо новости или избытка этой информации.
В пролонгированной экстремальной ситуации в отличие от кратковременной паники эмоциональное напряжение нарастает постепенно, что позволяет прогнозировать панические настроения и своевременно на них реагировать.
Нужно давать людям ответы, и это не только задача власти, но и задача прессы, которая, как известно, тоже власть (хотя у нас, к сожалению, подвластна).
Известно, что «лучший способ организовать панику – попросить всех соблюдать спокойствие», кстати, на эти грабли регулярно наступает Президент. Людям нужны простые понятные ответы на вопросы, например: почему эвакуируют дипломатов? Потому что процедура у них такая, потому что «обожглись» на Афганистане, теперь на холодное дуют и т.д.
Кстати, можно посмотреть хорошее интервью на эту тему, оно, на мой взгляд, гораздо эффективнее, чем десятки выступлений власть имущих, о маловероятности полномасштабной войны.
МИРОСЛАВ ЯГОДА, "КТО", ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОГО УКРАИНСКОГО ИСКУССТВА КОРСАКОВ
ОТСУТСТВИЕ ГРУППОВОЙ СОЛИДАРНОСТИ
Исследователи отмечают следующие предпосылки возникновения паники: физиологические причины (депрессия, усталость, голод, бессонница, стресс…), психологические предпосылки (ощущение боли, недоумение, неуверенность, страх, чувство изолированности, бессилие), и главную роль отводят социально-психологическим предпосылкам (общая напряженность в обществе, отсутствие групповой солидарности, целостности, единства группы, утрата доверия к управлению).
Известно, что усиление охраны по периметру толпы предотвращает его разделение на группы, что может вызвать чувство беспомощности среди участников и развить в них панические настроения. При предотвращении разделения паникеров среди участников толпы возникает чувство физического единства, что повышает их стрессоустойчивость.
Также доказано, что использование приема коллективного пения снимает напряжение толпы, предупреждает возникновение массовой агрессии, противодействует панике, способствует регуляции массового стихийного поведения и делает ее организованной.
Поэтому в нашем случае необходимо предпринимать максимальное количество мер по консолидации общества, а не для его раскола.
В этом направлении ни власть, ни оппозиция ничего не делает (в то время как президент соседней страны постоянно долдонит, что мы «один народ»). Но ведь мы имеем множество объединяющих тем: независимость, общая национальная идея, героическая история, борьба с коррупцией, борьба с олигархами, борьба с бедностью и т.д. Я убежден, что если сейчас сконцентрироваться на них, то уровень эмоционального напряжения снизится. И тема войны отойдет на задний план.
ОЛЕГ ТИСТОЛ, "ВЬЕТНАМ", ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ СОВРЕМЕННОГО УКРАИНСКОГО ИСКУССТВА КОРСАКОВ
НЕПРАВИЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ЛЮДЕЙ
Очень давно были сформулированы общие правила личной безопасности: предусмотреть, по возможности избежать, при необходимости действовать.
Учеными установлено, что лица, пережившие экстремальную ситуацию, воспринимают ее:
• как приключение, характерно разнонаправленное, дисгармоничное изменение самооценки, рост самоуважения и доминантности, удовлетворенности самореализацией;
• как угрозу, характерно разнонаправленное, дисгармоничное изменение самооценки, снижение самоуважения, развитие тревожности, повышение меры целеустремленности, выносливости, сосредоточенности;
• как испытание, характерно повышение самооценки по всем параметрам, повышение меры целенаправленности и удовлетворенности самореализацией.
Поэтому людей нужно настраивать, «как на испытание», как на промысел Божий. Для этого должны быть соответствующие передачи, фильмы, круглые столы, телевизионные шоу.
НЕЗНАНИЕ ГЕНЕЗИСА ПАНИЧЕСКОГО ЗАРАЖЕНИЯ
Несмотря на форму паники (индивидуальная или групповая), она может быть разной по степени панического заражения сознания:
• легкая (человек сохраняет почти полный самоконтроль и критичность, при этом наблюдается легкое изумление, озабоченность, напряжение),
• средняя (характеризуется значительной деформацией оценки происходящего, снижением критичности, ростом страха, склонностью к внешним влияниям),
• полная паника (паника с отключением сознания, характеризующаяся полной утратой сознательного контроля своего поведения).
Поэтому необходимо каждому взглянуть на себя извне и определить собственную степень панического заражения.
Вообще, каждый раз, когда мы попадаем в экстремальные условия, вызывающие панику, сначала нужно попытаться успокоиться самому и сориентироваться в возникшей ситуации. Следует выяснить, насколько эта угроза реальна и возможно ли ее избежать. После оценки ситуации нужно попытаться найти рациональный выход из нее. В ситуации паники человек должен попытаться принять меры, которые будут направлены на собственное выживание, выживание близких людей и приложить максимальные усилия, чтобы спасти максимально возможное количество людей.
В медицине есть латинское крылатое выражение medice, cura te ipsum, что означает «врач, излечи себя». И когда каждый поймет, что с ним происходит, это уже половина пути решения проблем, связанных с паникой. Но все это нужно объяснить людям.
ОТСУТСТВИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР ПРИ РАБОТЕ С НАИБОЛЕЕ УЯЗВИМЫМИ ГРУППАМИ
Преодоление паники в толпе начинается с успокоения отдельных лиц.
Возникновение панических состояний оказалось связано с рядом показателей людей. Так, женщины и дети чаще подвергаются панике, равно как и люди с низким имущественным статусом. В то время как высокий уровень образованности и информированности личности способствует торможению развития панических состояний и наоборот.
Поэтому должен быть комплекс мероприятий, направленных именно на наиболее уязвимые целевые аудитории, и этот комплекс должен быть реализован в доступных для них каналах коммуникации и на доступном языке.
И тут снова хочется спросить, где сериалы и телевизионные шоу, которые бы успокаивали, а не «накручивали» людей, ведь от того, что мы будем думать целыми днями о войне, ничего не изменится за исключением того, что мы будем терять эмоциональный и интеллектуальный ресурс, который мы могли бы инвестировать во что-то другое, что-то более продуктивное.
Ученые также утверждают, что эффективным средством профилактики паники является использование юмора, способствующего снятию панического напряжения. Так, когда мы с женой обсуждали, что будет, когда начнется война, пришли к выводу, что если такое и произойдет, то по крайней мере за солярку не придется платить – будем сливать ее из подбитых российских танков.
ИТОГИ РАЗМЫШЛЕНИЙ
Таким образом, для преодоления паники в экстремальных ситуациях нужно снизить общую интенсивность эмоционального заражения, вывести людей из гипнотического воздействия состояния и рационализировать и индивидуализировать их психику. Что можно обеспечить через устранение раздражителей, нивелирование дефицита информации, консолидации общества, информирование о сущности паники в психологическом аспекте ее вредности в решении любой проблемы, организации комплекса отвлекающих мер по предотвращению паники в наиболее уязвимых сегментах населения.
Антипаническими мероприятиями должны заниматься все: власть, оппозиция, СМИ, лидеры мнений и каждый, кто понимает важность этого дела, и тогда мы получим положительный результат и отразим еще одну атаку врага.
И в завершение для всех, кто дочитал до этого места, не забывайте, что: «От паники до предательства – всего один шаг».