Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Беззащитная археология

Законы об охране национального наследия совершенствуются, но... не выполняются
30 ноября, 2010 - 19:19

Три месяца назад в Украине усовершенствовали законодательство, которое охраняет наше культурное наследие. Так, Верховная Рада Украины приняла Закон о «Внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно охраны культурного наследия» — депутаты приняли изменения в целый ряд законодательных документов, цель которых — усилить ответственность за разграбление культурного слоя. Такой шаг государства обрадовал профессиональных археологов и огорчил недобросовестных «искателей», которых мы часто называем «черными» археологами. Хотя, если принять во внимание что в Украине полуподпольно действуют рынки сбыта артефактов и что никто ответственности за это не несет, то более жесткое законодательство остается таковым только на бумаге. А курганы продолжают делить на паи, и люди с металлодетекторами продолжают «работать» на себя. Об особенностях защиты национального наследия в Украине «Дню» рассказал главный редактор украинского памятникоохранного интернет-ресурса «Відлуння віків» Иван ДЫВНЫЙ.

— Пан Иван, как, по-вашему, чем обусловлено ужесточение законов, касающихся охраны культурного наследия, и дает ли это о себе знать в Украине?

— Последнее обновление этого законодательства — ужесточение наказаний — сделано 9 сентября. Там есть масса поправок, внесенных в большое количество законов. Но ситуация в Украине стабильно остается такой: никто законодательства не знает, все игнорируют, правовая система этим не занимается. То есть законодательство совершенствуется и совершенствуется, но никто его не придерживается. Такое положение — разве что в странах третьего мира. У нас ситуация шизофреническая. Каждый может купить легально металлодетектор и ничего ему за это не будет. А я могу процитировать Уголовный кодекс, где записано, что «незаконное проведение археологических разведок, раскопок, других земляных и подводных работ на объекте археологического наследия карается...» и далее приводятся санкции. То есть металлодетектор вы можете купить, но если строго по закону, то вы не имеете права искать. Но есть другая норма. Если вы нашли что-то ценное, то должны об этом сообщить в памятникоохранительные структуры. Есть Институт археологии, есть государственная служба по вопросам национального культурного наследия. Беда в том, что каждый копает, где хочет, а закон живет параллельно. Доходит до того, что археологи не успевают приехать на место, а там уже все выкопано и не знаешь, кого ловить.

— Какие нормы в усовершенствованном законе стали более строгими?

— Например, за проведение незаконных раскопок раньше были такие санкции, как лишение свободы и большие штрафы, а теперь добавилось то, что нарушителю нельзя занимать определенные должности сроком до трех лет. Проведение незаконных раскопок — это статья 98 Уголовного кодекса, там штраф за нарушение — 100 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан или ограничение свободы сроком до двух лет (добавилось — лишение возможности занимать определенные должности сроком до трех лет). Если это объект культурного наследия, то там санкции еще более строгие — лишение свободы сроком до трех лет. Но проблема не только в этом. Дело в том, что термин «памятник» в нашей терминологии — это то, что внесено в государственный реестр, официальный документ. Например, София Киевская — это памятник, у него есть охранный номер и так далее. А есть объект культурного или археологического наследия. И последними поправками к законодательству в ответственность за незаконные археологические разработки введено словосочетание «за вмешательство в объекты культурного наследия». То есть уже не важно — оформлен он как памятник или нет...

Наши «черные» археологи, а это не археологи, а грабители, они де-факто ориентируются на нормы третьего мира. В экваториальной Африке — рой что хочешь, но везде в Европе этот вопрос четко регулируется. Есть способ регуляции, который нашим археологам очень не нравится. Он принят в Англии. Там металлодетекторы разрешены и разрешен поиск. Поэтому вы можете без особых разрешений купить там металлодетектор и использовать его. Люди, занимающиеся поиском там, очень много находят. Например, недавно нашли римский уникальный шлем; также — сокровища, драгоценности, золото... Но потом все происходит не так, как хотели бы наши грабители. Потому что, как только вы что-то нашли, вы должны немедленно в определенный срок вызвать представителя власти. Если вы этого не сделаете — тюрьма или такой штраф, что мало не покажется.

— А в Украине не было случаев, когда человека лишили свободы или он заплатил большой штраф за грабительство?

— У нас достаточно часто случается незаконное разделение на паи. Потому что, в отличие от архитектурных памятников, которые, в принципе, могут быть в частной собственности, археологические памятники абсолютно все — в государственной собственности. Их нельзя приватизировать, передавать за паи, распахивать. Это запрещено! Уголовные дела у нас открываются по факту разделения на паи. Что-то, может быть, и доходит до суда, но, кажется, никто не «сидел», ограничиваются в таких случаях штрафами. У нас в основном — такие дела. Трагедия в том, что законодательство у нас есть, совершенствуется, но не работает. У нас люди хотят себе взять и это. «Себе взять» побеждает все! Все это приводит к тому, что наше наследие «выветривается». А культурный слой — не бесконечен.

В отличие от настоящих археологов грабители не берут научную информацию. Они не видят, откуда это добыто. Для них это только спорт и товар. Последний пример: не так давно в Национальном заповеднике «Херсонес Таврический» работала международная экспедиция. Там проводили раскопки и обнаружили в непотревоженном культурном слое монеты. Эти монеты позволили уточнить датировку, когда на этой территории были поселения. Это — серьезное научное открытие. А если бы кто-то прошелся с металлодетектором и забрал эти монеты, то они никому ничего не сказали бы. И если эта монета потом попадает в музей, то толку от нее мало, потому что масса исторической информации просто пропала. Поэтому легализация деятельности, хотя археологи и против, возможна только по британскому сценарию, учитывая интересы науки и народа Украины, потому что это все — наше общее.

Оксана МИКОЛЮК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ