Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Биография Бруно Шульца — часть Холокоста

22 июня, 2001 - 00:00


Скандал, связанный с вывозом из Дрогобыча в Израиль фресок известного писателя и художника Бруно Шульца, набирает оборотов. «День» сегодня публикует материал нашего внештатного корреспондента из г. Борислава Анатолия Власюка, который дает свою версию событий.

2002 году в Дрогобыче предстоит стать юбилейным. 12 июля исполнится 110 лет со дня рождения, а 19 ноября — 60 со дня смерти Бруно Шульца (1892—1942). По-видимому, пройдут определенные мероприятия по поводу этих дат, как в этом году — по поводу юбилеев Ивана Франко: 85 лет со дня смерти (1916) и 145 (27 августа) со дня рождения.

Хотя ничего существенного по поводу годовщин Каменяра не произошло, не происходит и не произойдет (а существенным я считаю, по крайней мере, издание полного собрания произведений Франко, которое бы «потянуло» на сто томов, а не на 50, как существует сейчас), — то о чем-то подобном относительно Шульца тоже говорить не приходится. Если, конечно, украинской стороне в этом не посодействуют польские, немецкие, а особенно, еврейские факторы.

Широкой общественности в Украине имя Бруно Шульца ничего не говорит, как по большому счету дрогобычане не знают, например, об Иване Гнатюке из соседнего Борислава, который стал в прошлом году лауреатом Национальной премии имени Т.Г. Шевченко. Вроде бы всеукраинское явление — а не известно широко даже на своей малой родине. Такая уж, видимо, судьба литератора, в то время как серый политик местного масштаба благодаря своим деньгам, крикливости, пробивным возможностям, имитации бурной деятельности становится более известным.

Обычная биография Бруно Шульца, который, вероятно, встречался с Франко, или просто мог видеть его, или (это банально, но правдоподобно!) вообще не воспринимал его, хотя не слышать этого имени и явления в литературе не мог, так вот, обычная, на первый взгляд, биография Бруно Шульца так и осталась бы на задворках истории, стала бы достоянием только местных краеведов, если бы не еврейский фактор и не скандал, связанный с вывозом фресок Бруно Шульца из Дрогобыча в Израиль.

А вопрос «перекрестных тропинок» Ивана Франко и Бруно Шульца оставляю местным литераторам.

«ОБЫЧНАЯ» БИОГРАФИЯ

Бруно Шульц родился 12 июля 1892 года в Дрогобыче. Его отец, Якуб, был лавочником. Мать, Гендель-Генриэтта (из дома Кугмеркеров) — из семьи мелких промышленников и торговцев лесом. У Бруно были старший брат Изидор и сестра Ганя.

В 1902 году Бруно Шульц поступает в дрогобычскую гимназию имени Франца-Иосифа, а в 1910-м на архитектурный факультет Высшей технической школы во Львове.

Бруно, как и его отец, часто болеет, а поэтому вынужден подлечиваться в соседнем Трускавце. Во время Первой мировой войны отец умирает, а младший Шульц продолжает архитектурные студии в Вене.

Вернувшись в Дрогобыч, он всерьез занимается живописью, становится «господином профессором» и учит рисовать гимназистов (на то время гимназия, избавившись от имени австрийского императора, получила имя польского короля Владислава Ягелла).

В 1922—1923 годах Шульц участвует в коллективных выставках графики в галерее «Захента» в Варшаве, Львове, Вильно, немецком курорте Кудова. В 1926 году он блестяще держит экзамен перед комиссией Краковской академии красных искусств.

На одной из выставок в Закопано (1927 год) Бруно Шульц знакомится с Владиславом Риффом. Исследователи считают, что благодаря этой нерядовой личности дрогобычанин стал писателем. Наиболее известными его произведениями являются «Цинамоновы магазины» и «Санаторий под Клепсидрой».

В 1931 году умирает его мать, а в 1932-м — брат Изидор.

Бруно Шульц пытается устроить личную жизнь. Но за намерение вступить в брак с католичкой Юзефой Шелинской его отлучают от религиозной общины.

11 сентября 1939 года в жизнь Бруно Шульца, как и в жизнь миллионов его сограждан, ворвалась война. В тот день в Дрогобыч вошли немецкие части и устроили первую расправу над евреями.

Немецкий террор сменился большевистским — и Шульц приспосабливается к новой жизни. Он рисует портрет исполинского Сталина на ратуши, который загадили мухи. Потом НКВД увидит в Шульце едва ли не украинского буржуазного националиста, когда тот, рисуя по заказу коммунистические лозунги, перебарщивает с желтыми и голубыми цветами.

Однако в это время Бруно Шульц не избегает и творческой жизни: участвует в выставках во Львове, сотрудничает с львовским журналом «Новые горизонты», с издательством иностранной литературы в Москве.

В Дрогобыч опять вернулись фашисты, Шульц, как и все евреи, попадает в гетто. Кажется, он осознавал свою обреченность — раздает знакомым собственные рукописи и рисунки.

Однако неожиданно его «покровителем» становится обершарфюрер СС Феликс Ляндау, шеф дрогобычского гестапо. Странной была эта «дружба», принимая во внимание еврейское происхождение Бруно Шульца. Кроме того, Ляндау занимал одно из центральных мест в программе уничтожения галицких евреев.

«Придворный художник» Шульц по приказу гестаповца разрисовывал внутренние поверхности стен в нескольких сооружениях, связанных с общественной жизнью гитлеровцев в Дрогобыче.

Перед своей гибелью (19 ноября 1942 года Бруно Шульца застрелил эсесовец Карл Гюнтер, на этом месте нынче находится популярная среди дрогобычан кофейня «У Фроси») он рисовал сказочных принцев и другие детские рисунки на стенах виллы шефа гестапо. Так воспитывался художественный вкус у пятилетнего Вольфа-Дитера и трехлетней Хельги, детей Ляндау...

Такая обычная биография Бруно Шульца, которая и не могла быть другой в те времена, хотя мы часто становимся прагматичными и даже циничными, чтобы действительно привыкать к такой себе обыкновенности.

На самом деле в «обычной» биографии Бруно Шульца все было необычным, и эта необыкновенность особенно ярко сказалась после смерти дрогобычанина.

НАХОДКА ГАЙСЛЕРА

В 2002 году по случаю юбилеев Бруно Шульца должен выйти на экраны документальный фильм немецкого кинорежиссера Беньямина Гайслера «Найти образы». К съемкам фильма он готовился около двух лет, а саму работу начал в Дрогобыче 5 февраля 2001 года.

Уже девятого февраля его ожидала настоящая удача — на стенах каморки частного жилища (той самой виллы бывшего шефа гестапо) под несколькими слоями позднейших побелок были найдены росписи.

О факте находки официально Гайслер поставил в известность посла Германии в Украине, министров культуры Украины, Германии и Польши. «Обиженным» на официальном уровне оказался Израиль, но тогда на это никто не обратил надлежащего внимания.

Искусствоведы-эксперты подтвердили, что росписи принадлежат кисти Бруно Шульца. Беньямин Гайслер и вся творческая группа фильма «Найти образы» не собиралась выпускать инициативу из своих рук. Они «забили» за собой эксклюзивное право на публикацию визуальных изображений фресок Бруно Шульца.

Поскольку поляки, как и евреи, считают Бруно Шульца «своим» (это только украинцы так не считают, хотя писатель и художник жил в Дрогобыче, и благодаря также этому город стал известным в мире), они приняли активное участие в этом процессе. В частности, право начать расчистку фресок предоставили реставратору Агнешке Кийовской из Варшавского национального музея.

По замыслу, в бывшей «вилле Ляндау» должен быть обустроен Центр международного сотрудничества, где была бы сохранена и отреставрирована мемориальная комната Бруно Шульца. Беньямин Гайслер заявил, что обратился в Фонд Круппа с просьбой предоставить 300 тысяч американских долларов на отселение пяти семей из «виллы Ляндау».

Кажется, ничто не предвещало беды. Но сработал так называемый еврейский фактор, о котором я уже говорил. ЕВРЕЙСКИЙ ФАКТОР

Когда на карте появилось Государство Израиль, оно взяло на себя миссию защищать права евреев во всем мире. Например, формально нарушая международные законы, израильтяне с территорий других стран похищали нацистских преступников, привозили их в Израиль и судили. Можно много говорить на эту тему, но суть сводится к одному: защита интересов Израиля во всем мире превыше всего, если это является защитой интересов евреев.

С такой государственной политикой Израиля можно соглашаться или нет, ее можно осуждать или приветствовать, но с ней нужно считаться и учитывать, планируя какие-то свои действия, могущие навредить евреям или Государству Израиль. Кроме того, если и были на межгосударственном уровне протесты по поводу таких незаконных действий Израиля, то они не приводили к каким- то серьезным последствиям, скажем, к международной изоляции, но в моральном плане лишь укрепляли иудейское государство.

Похищение фресок Бруно Шульца гражданами Израиля — это вопиющий факт надругательства над суверенитетом Украины и ... акт высокого морального подвига в глазах израильского сообщества. Фрески Бруно Шульца — это не тот случай, чтобы официальный Киев портил взаимоотношения с Тель-Авивом. Хотя молча проглоченная горькая пилюля еще раз засвидетельствовала политическую слабость нашего государства, с которым не считаются государства более сильные. Даже если Министерство иностранных дел Украины и подаст ноту протеста по этому поводу (с огромным опозданием, ибо на подобные вещи нужно реагировать мгновенно!), то это все равно не прибавит плюсов нашему государству.

ГДЕ ФРЕСКИ БРУНО ШУЛЬЦА?

Наиболее фантастической версией выглядит та, что они и до сих пор находятся на территории Украины. Израильтяне, пользуясь шумихой в польской, но не в украинской прессе, могли оставить фрески пока в Украине, чтобы все заинтересованные стороны поверили, что якобы фрески Бруно Шульца на самом деле уже покинули наше государство. Потом, когда ажиотаж вокруг этих событий поутихнет, их можно будет переправить в Израиль уже по-настоящему.

Однако правдоподобней кажется версия, что фрески Бруно Шульца уже все-таки находятся в Израиле, хотя еще не в музее «Яд Вашем», о чем пишет пресса. Это сделано с целью изучения ситуации: насколько бурным будет протест немцев и поляков (на украинцах уже давно поставили крест), чтобы не подставлять под прямой удар работников музея. А с Государством Израиль в целом Гайслеру или польскому министерству культуры воевать будет тяжело.

Тот факт, что в конце мая фрески Бруно Шульца были вывезены из Дрогобыча, спикер «Яд Вашем» Айрис Розенберг мотивирует тем, что они были в заброшенном состоянии, и в данных условиях в Украине могли быть вообще уничтожены.

Известный израильский законодатель и публицист Юрий Гупперт, который в 1950 году эмигрировал из Польши в Израиль, пишет в «Газете Выборчей», что «Израиль в определенном смысле является наследником достояния всех евреев целого мира». И далее: «В мире так сложилось, что учитывая Холокост евреев, Израиль является моральным и историческим репрезентантом и контитуатором иудаизма с международной точки зрения. Стенная роспись, снятая с виллы гитлеровца в Дрогобыче, составляет трагическую причину биографии Шульца, ее окончательного этапа, и является частью Холокоста. Погиб так, как погибали евреи в гетто. Поэтому, несмотря на то, что я вообще не являюсь некритичным в отношении «Яд Вашем», именно Музей Холокоста, а не какой-то другой, призван увековечить последние минуты жизни Бруно Шульца».

Как ни обидно мне, украинцу, об этом говорить, но в словах Айрис Розенберг и Юрия Гупперта есть значительная доля истины. Взять хотя бы тот факт, что в центре Дрогобыча находится хоральная еврейская синагога. В советские времена там был мебельный магазин, нынче — ...туалет, куда бегают торговки с соседнего базара. Власть палец о палец не ударила, чтобы прекратить надругательство не просто над памятником архитектуры, а над национальной святыней евреев. Поэтому можно ли было сомневаться в равнодушии дрогобычской власти к фрескам Бруно Шульца?

ПОЧЕМУ ФРЕСКИ ВЫВЕЗЛИ ИЗ ДРОГОБЫЧА

Нынче на все голоса критикуют дрогобычских вельмож, прямо или опосредствованно обвиняя их в том, что за взятку они позволили вывезти из Дрогобыча фрески Бруно Шульца.

Конечно, дрогобычские чиновники не прилетели к нам с Луны, и являются такими же коррумпированными, как все властители в Украине, — в большей или меньшей степени в зависимости от должности и остатков совести. Но я убежден, что если кто-то из дрогобычских вельмож и нагрел на этом руки, то теперь, в связи с международным скандалом и повышением «акций» Бруно Шульца, корит себя, что за содействие и молчание взял слишком мало.

Городской голова Дрогобыча Алексей Радзиевский на пресс-конференции утверждал, что об исчезновении фресок Бруно Шульца он узнал от своих подчиненных 25 мая. По его словам, он был введен в заблуждение, поскольку думал, что Гайслер, который сообщил о фресках в «Яд Вашем», и Марк Шраберман, который вывез фрески, действуют заодно.

Радзиевский сказал, что на него как на рядового гражданина «эти рисунки» (так городской голова назвал фрески Бруно Шульца) не произвели абсолютно никакого впечатления. И далее буквальная цитата от господина Радзиевского: «Это была мазня на стене, там вообще ничего нельзя было разобрать...». Комментарии, как говорят, излишни.

Но, городской голова Дрогобыча не был одиноким в своих «художественных» выводах. В интервью газете «Высокий Замок» (№119 от 2—3 июня 2001 года) на вопрос корреспондента Джемми Домбровской: «Что вы можете сказать о ценности этих фресок?», директор Львовской картинной галереи Борис Возницкий ответил буквально следующее:

— Я бы не сказал, что это мировые шедевры. Бруно Шульц был очень интересным и самобытным писателем. Художником известным он не был. У него интересная графика, на которой видно влияние испанского художника Гойи. Если говорить о его уровне, то я бы приравнял его к среднему современному львовскому художнику. Росписи были ценны тем, что они выполнены Бруно Шульцем в последние дни его жизни, перед самым расстрелом. Это больше мемориальный памятник, чем творческий. Но, бесспорно, он должен войти в национальное достояние Украины.

Уважаемый Борис Григорьевич был искренним в своих словах, но, хотел он того или нет, говоря о низкой художественной ценности фресок Бруно Шульца, он фактически развязал руки дельцам, которые осуществили выгодную сделку.

Владелец жилища господин Калюжный, с согласия которого фрески вывезли в Израиль, когда-то работал председателем Дрогобычского райисполкома. Городской голова Дрогобыча Алексей Радзиевский в свое время был первым секретарем Дрогобычского горкома компартии. Способны ли люди с советско-коммунистическим менталитетом и таким же советско-коммунистическим образом мышления оценить настоящую значимость для Дрогобыча (я уже не говорю для Украины) фресок Бруно Шульца?

ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ

Вывоз за границу творческих произведений, датированных до окончания Второй мировой войны (как в нашем случае), запрещается законом, а датированные после — только с разрешения Министерства культуры Украины.

По идее, Марк Шраберман, который вывез из Дрогобыча фрески Бруно Шульца, должен предстать перед нашим родным судопроизводством. Конечно, я сомневаюсь в этом и даже не исключаю, что он может еще раз появиться в жилище Калюжных, чтобы забрать оставшиеся фрески Бруно Шульца.

Владельцы квартиры, принимая во внимание их почтенный возраст, не будут наказаны, хотя незнание закона не освобождает от ответственности.

Если даже будет возбуждено уголовное дело, дрогобычские вельможи отделаются легким испугом, и в отношении их дело закроют в связи с отсутствием состава преступления. Тех, кто способствовал вывозу фресок через таможню, также не установят.

И последнее — самое печальное. Средний дрогобычанин в своей массе не знает ни о том, что были найдены фрески Бруно Шульца, ни о том, что они уже вывезены в Израиль. Те же, кто знает об этих фактах, восприняли их поразительно спокойно. И речь идет не о тотальном антисемитизме дрогобычан. Просто нынче они заняты более будничными вещами: как бы выжить в буквальном понимании этого слова. Поэтому жители Дрогобыча почти никак не отреагировали на факт пожара в Народном доме «Просвіти» или музея Ивана Франко в Нагуевичах.

Это грустно, но таковы дрогобычские реалии... Вопрос возвращения фресок Бруно Шульца в Дрогобыч остается открытым.

Анатолий ВЛАСЮК Борислав
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ