Приблизительно 70% населения Украины проживает в городах. Немало украинских туристических мест тоже расположены именно там. Да и не секрет, что иностранцы чаще всего посещают большие города, ведь имеют больше всего информации об их туристической привлекательности. Но есть у нас центры с почти нераскрытым туристическим потенциалом. Это — украинское село. Всемирная туристическая организация отнесла сельский зеленый туризм к приоритетным туристическим направлениям, которые должна развивать Украина. Это направление могло бы стать важной статьей доходов для части вновь созданных громад, ведь не требует значительных финансовых вливаний, объясняет председатель правления Союза сельского зеленого туризма Владимир ВАСИЛЬЕВ:
«На селе есть жилье, есть хозяйство: пасека, корова, курица, также есть природа вокруг — лес, река. Это тот ресурс, который должен использоваться, — говорит он. — Чтобы горожане, которые живут в урбанизированных больших городах, где нет чистого воздуха, натуральных продуктов, ехали в сельскую местность, где это есть. Чтобы пожили у хозяина, чтобы дети впервые увидели живую корову, узнали, где берется молоко, мед».
Как рассказывают эксперты, аренда жилья в «зеленой усадьбе» может приносить хозяину от 7000-9000 гривен в месяц. Если кроме этого организовать и сопутствующие услуги, то прибыль может достичь 20 000 гривен. В то же время далеко не все громады, имеющие туристический потенциал, осмеливаются его реализовывать. И на это есть ряд причин.
НЕХВАТКА ОПЫТА
К сельскому зеленому туризму относят аграрный туризм — знакомство с фермерским производством, экотуризм — посещение заповедных территорий и неприкосновенных человеком локаций, апитуризм — поездки к пчеловодам, ипотуризм — поездки на конные хозяйства и прочее.
Сельский зеленый туризм сейчас наиболее активно развивается в Карпатском регионе. Как только его обитатели поняли, что их территории интересны для туристов, начали открывать двери своих домов для посетителей. Хозяева сначала могли сдавать несколько свободных комнат в доме. Впоследствии наиболее успешные из них строили целые гостиницы.
Схема успешно работает свыше пятнадцати лет, но в других частях Украины ее применяют реже. Ведь часто громады даже не ознакомлены с тем, как именно стоит организовывать туристический бизнес на селе, сетует Владимир Васильев.
«Путем децентрализации создаются громады. Они должны использовать имеющийся потенциал: свободные жилые помещения, культуру, историю, — считает он. — При этом общества, которые решают развивать туризм, ищут деньги, чтобы построить гостиницу в селе. Но это не рентабельно. В то же время люди в громаде не знают до сих пор, что у них есть законная возможность открыть свой дом для посетителей. Просто найди свободную комнату и приведи в порядок».
По словам Владимира Васильева, сейчас в селе есть свободные жилые помещения, потому они могли бы успешно использоваться с туристической целью: «В сельской местности дома для обитания строились из расчета расширения семей, увеличения количества членов семьи. Но дети выросли, выехали учиться, работать. Поэтому свободные помещения можно было бы использовать для сдачи».
Основатель онлайн-платформы «Школа сельского туризма», Александр КОВАЛЬ видит и другую проблему — неумение продвигать собственный бренд. Ведь организовать зеленую усадьбу и просто ждать, что к тебе приедут люди, — это не путь к успешному бизнесу.
«Всегда есть процент людей, которые на выходные стремятся выехать из города в село. Львовские жители едут на выходные в Карпаты на авто и преодолевают 200-300 км в одну сторону. Когда есть желание, то расстояние — не препятствие. Но для этого усадьба должна нести какую-то идею, которая заинтересует посетителя. Давайте представим себе, что мы услышали, увидели и прочитали рекламный лозунг — «День открытых дверей в сельских усадьбах Черкасской области», или «25 усадеб Харьковщины проведут мастер-классы». Заинтересует ли нас, что за этим стоит? В чем заключается празднование? Удивимся ли количеству усадеб, посмотрим на географию расположения? То есть речь о том, что привлечь внимание можно, это не сложно, сложнее предложить содержание программы и удержать внимание, привлечь гостей», — подытоживает Александр Коваль.
ОТСУТСТВИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ
Обустроить местожительства и разрекламировать туристические прелести должным образом — это еще не все. Для того чтобы туристу было интересно, а главное — удобно находиться в обществе, необходимо учесть ряд инфраструктурных моментов, таких как хорошие тротуары, удобные подъезды к магазинам и другим ключевым объектам. Александр Коваль добавляет: «Отдельно следует подумать о месте стоянки, остановке автобусов, автомашин и общественного транспорта. Ведь когда есть высокий интерес со стороны гостей к определенным природным объектам или событиям, наподобие дня села или фестиваля, то транспорт паркуют где заблагорассудится, тем самым уничтожают или повреждают верхний слой почвы».
Владимир ВАСИЛЬЕВ: На селе есть жилье, есть хозяйство: пасека, корова, курица, также есть природа вокруг — лес, река. Это тот ресурс, который должен использоваться, — говорит он. — Чтобы горожане, которые живут в урбанизированных больших городах, где нет чистого воздуха, натуральных продуктов, ехали в сельскую местность, где это есть. Чтобы пожили у хозяина, чтобы дети впервые увидели живую корову, узнали, где берется молоко, мед
Также следует разместить информационные стенды в центре села и на автобусной остановке. На них изобразить карту территории с интересными объектами и, конечно, информацией о тех, кто предоставляет услуги обитания и питания. А также необходимо наладить вывоз мусора и уборку территории.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ
Правила ведения малого туристического бизнеса на селе регламентировали еще в 2003 году. Именно тогда был принят закон «О личном крестьянском хозяйстве». А в его первой статье прописали, что такое хозяйство может предоставлять услуги в сфере сельского зеленого туризма без создания юридического лица. Тогда Министерство финансов предоставило постановление, что такие хозяйства должны платить налог в размере 15% прибыли от туристической деятельности.
Правда, законопроект ввел некоторые ограничения. В частности, предоставлять услуги в сфере сельского туризма может владелец, который проживает с семьей в доме и имеет в этом же доме десять свободных койкомест, чтобы принять туристов. Если же больше — он должен регистрироваться как предприниматель. Это правило действовало до 2011 года. Тогда же, по предоставлению Министерства туризма Крыма, количество койкомест увеличили с десяти до тридцати, узаконив тем самым мини-гостиницы на морском побережье, которые предоставляли услуги туристам, но не были официально зарегистрированы.
По словам Владимира Васильева, это существенно затормозило развитие сельского туризма, ведь владельцы, которые честно сдавали несколько комнат в доме, оказались в невыгодных условиях, по сравнению с большими бизнесменами, которые переписали закон под себя: «Вы себе представляете владельца усадьбы в селе, у которого свободных 30 койкомест? Такого дома не может быть, это уже гостиница. С введением этой нормы начались недоразумения. Вблизи моря начали строить такие мини-гостиницы, не регистрируясь как физические лица-предприниматели и не платя налоги».
ГУСЯТИН — ВМЕСТО ТРУСКАВЦА
Зеленый туризм как еще одна статья доходов интересует многие сообщества. Но построить успешный бизнес удается единицам. Хороший пример организованного сельского туризма — Гусятинская объединенная территориальная громада на Тернопольщине. Когда-то на территории ОТГ находилось два санатория, которые пользовались водой из местных минеральных источников. В настоящее время санатории закрыты, а вот лечебная вода осталась, и именно вокруг нее гусятинцы решили строить собственный туристический бренд:
«Эта вода положительно влияет на функцию почек, способствует выведению азотных шлаков, кальция, натрия, калия, хлоридов и поврежденных белков. — рекламирует их туристическую прелесть исполняющая обязанности главы Гусятинского поселкового совета Леся ЧАЙКА. — Полезно влияет минеральная вода и на работу печени: усиливает желчевыводящую функцию, снижает количество холестерина, а также, по заключению специалистов, способна выводить радионуклиды».
В поселке уже создали «Гусятинскую бальнеологическую больницу». Для этого реставрировали здание старой водолечебницы, и там будут заниматься лечением с помощью минеральных вод, рассказывает Леся Чайка:
«Теперь мы закупили современное оборудование, обустроили номера разных категорий. Уже предоставляются такие услуги как: гидромассаж, душ Шарко, прессотерапия, электрофорез, магнитотерапия, ультразвуковая терапия, лазеротерапия, вакуумный массаж, ингаляции, грязелечение, озокеритолечение, электрокардиография, Hitop-терапия».
Как рассказывают в ОТГ, среди жителей существенно вырос интерес к зеленому туризму, а в селах уже функционируют «зеленые усадьбы». В настоящее время в громаде разрабатывают проект развития туризма, который предусматривает предоставление мест остановки туристов, обустройство территорий вокруг источников минеральных вод, исторических объектов, установление информационных таблиц, знаков и киосков, разработку новых туристических маршрутов, создание базы данных о туристической инфраструктуре громады и региона.
Для реализации этого проекта планируют привлечь около 350 тысяч гривен средств программы по поддержке децентрализации «ДОБРЕ» и 200 тысяч гривен из местного бюджета.
«ОДНИ НЕ ХОТЯТ, ДРУГИЕ — НЕ УМЕЮТ»
Пока на проблемы сельского зеленого туризма не обращают внимания ни правительственные, чиновники ни парламентарии... Ведь он не находится в подчинении ни одного министерства. Официально сфера туризма находится в ведении Министерства экономики, но там с этим вопросом не работают, ведь проблемы сельского хозяйства — это аграрная политика. В профильном же министерстве не имеют специалистов по туризму. Поэтому сельский зеленый туризм «завис» в воздухе.
В настоящее время в Верховной Раде на рассмотрении профильного комитета находится два законопроекта, цель которых — дополнительно регламентировать эту туристическую сферу. В Союзе сельского зеленого туризма надеются, что их сфера таки получит долгожданное внимание уже от нового парламента.