Сегодня стало модным выражение «гражданское общество», однако когда речь идет о третьем секторе в Украине, сложно однозначно определить его «место в пространстве». Помню, вернулся из-за границы мой знакомый — руководитель общественной организации, которая защищает интересы инвалидов. Во время своей поездки в США увидел, как на самом деле может работать третий сектор. Видел, какую материальную базу имеют тамошние общественные организации, какие кампании гражданского представительства они проводят. И главное — с ними там считаются! Ему же после поездки, которая на многое открыла глаза, опять пришлось возвращаться в непростую реальность. И опять обивать пороги кабинетов, чтобы решить даже элементарный вопрос с помещением для организации. Это тот случай, когда, знаете, вроде бы все чиновники и соглашаются, не отказывают, а дело не движется с места.
Другая моя знакомая, которая также работает в общественном секторе, побывала в Польше. Показывала снимки симпатичного особнячка, который принадлежит местной негосударственной организации, рассказывала о сотрудничестве НГО с органами местного самоуправления. И опять бросался в глаза контраст, почему-то опять не в нашу пользу. Скажем, относительно возможности привлекать средства из бюджета. «Сотрудничество с НГО — явление обычное для польской власти. И такие программы, как профилактика алкоголизма и борьба с ним, спортивное воспитание молодежи и другие, власть делегирует общественным организациям, выделяя средства из городского бюджета».
А у нас? «Сегодня у нас в области нигде средства из местных бюджетов под проекты общественных организаций фактически не выделяются, — говорит президент Сумского областного благотворительного фонда «Благовест» Николай Маркевич. — Хотя необходимая законодательная база для этого существует. В частности, Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» предусматривает создание на местах положений по конкурсному финансированию социальных проектов, авторами которых являются общественные организации. Для молодежных организаций действуют также другие нормативные акты, которые позволяют осуществлять финансирование из местного бюджета. Однако конкретных положений, которые регулировали бы принципы и механизмы этого финансирования, не разработано. Именно отрабатывание необходимого механизма их создания, по словам руководителя молодежных проектов фонда «Благовест» Виктора Бобыренко, откроет перед общественными организациями возможности для получения средств из местного бюджета, позволит им влиять на процесс формирования и принятия решений на уровне общин. Содействовать этому призван проект под названием «Новые механизмы финансирования организаций гражданского общества на благо общины», реализует который фонд «Благовест».
Позитивный, хотя еще и небольшой, опыт в этом отношении уже есть. Еще в 1999 году партнеры — Сумской областной комитет молодежных организаций и СОБФ «Благовест» добились отдельной строки в областном бюджете «На финансирование молодежных программ и проектов молодежных организаций». С тех пор из областного бюджета через управление по делам семьи и молодежи финансируются проекты молодежных организаций. Однако — только из областного, города же остаются в стороне. Скажем, бюджет города Сумы на реализацию молодежной политики предусматривает в текущем году 87 тысяч гривен. Но они расходуются преимущественно на развлекательные мероприятия, которые осуществляют на тендерной основе частные предприниматели. По мнению Виктора Бобыренко, происходит так потому, что не налажен альтернативный механизм финансирования, а органы местного самоуправления не имеют соответствующих знаний или желания, чтобы работать по-другому.
Поэтому цель проекта «Новые механизмы финансирования организаций гражданского общества на благо общины» — заполнить эту прогалину: показать общественным организациям новые возможности в привлечении средств, а органам местного самоуправления — непосредственно помочь в разработке положений, которые будут регулировать этот процесс. Проект осуществляется на Сумщине в пределах программы «Сеть гражданского действия в Украине» (UKEN), при финансовой поддержке Агентства США по Международному развитию и охватывает три райцентра: Ахтырку, Глухов, Лебедин. Для местных общественных организаций это возможность многому научиться. В частности — как разрабатывать проекты на получение финансирования.
Мы теперь понимаем, сколько возможностей нами потеряно, — делится голова глуховской молодежной общественной организации «Мужність» Олег Лата. — Ведь мы могли бы получать, скажем, грантовые средства от донорских организаций для осуществления многих проектов, полезных для общины. Однако мы понятия не имели, как на самом деле пишутся проекты, какой является процедура получения грантов. Слышали только краем уха, что это возможно...
Идей было много, но не так просто их реализовать. Не хватает знаний и опыта в сфере привлечения средств. Скажем, хотели в партнерстве с другими общественными организациями оборудовать на базе местной больницы современный оздоровительный центр: «Чтобы и наши люди могли на месте оздоровиться, отдохнуть, выкупаться в бассейне!». Провели огромную подготовительную работу, просчитали расходы, продумали сложный механизм, который предусматривал активное участие местных хозяйств в поддержке заведения: «Вплоть до того, как сельхозпредприятия поставляют продукцию, куда она реализуется, чтобы были средства на функционирование центра...» Но свести все это вместе, довести до завершения как проект, который могут финансово поддержать грантодатели, опять помешало отсутствие опыта и знаний.
Поэтому вместе с отсутствием самого механизма предоставления средств из местных бюджетов на поддержку социальных проектов негосударственных организаций существует еще одна достаточно серьезная проблема: НГО, во всяком случае в сельской местности, требуют, чтобы их научили грамотно разрабатывать эти самые проекты. Новые возможности, которые откроются там, где хотя бы частично удастся решить упомянутые проблемы, должны действительно содействовать развитию в Украине гражданского общества. Это в идеале. Но на предложение сотрудничать в пределах проекта «Новые механизмы финансирования организаций гражданского общества» мэрии Глухова, Ахтырки и Лебедина отозвались. Так, Лебединским городским советом уже принято положение о конкурсе социальных программ и проектов, которые будут финансироваться из городского бюджета. Насколько плодотворным будет дальнейшее сотрудничество, зависит и от самих НГО. Под лежачий камень, как говорится, вода не течет. Одно дело, когда общественные организации хотят работать, но им не хватает нужных знаний и навыков. Другое дело — когда нет и особого желания. Мне, во всяком случае, сложно понять ситуацию, когда в райцентр приезжают специалисты, чтобы провести бесплатный тренинг для НГО: или относительно написания проекта, проведения, или кампаний гражданского представительства, а желающих его пройти — единицы. Что же тут удивляться, когда и власть продолжает воспринимать третий сектор как что-то далеко не первостепенное, и даже не второстепенное, а потуги НГО — как игру, не стоящую особого внимания. В больших городах, правда, хватает успешных историй, которыми могут похвалиться негосударственные организации. Однако когда речь идет о провинции, пока что они являются, скорее, исключением из правила, чем правилом.