В 2019 году процент, который выделяется на украинскую науку из разных источников (наукоемкость ВВП), достиг рекордно низкой отметки — 0,43%. Для сравнения, согласно исследованию Центра экономической стратегии, в 2017 году наукоемкость ВВП Германии составляла 3,02%, а Польши — 1,03%. Как утверждает Юлия Безвершенко, генеральный директор директората науки и инноваций Министерства образования и науки Украины, обычно в европейском случае эти цифры более чем на половину состоят из расходов внегосударственных (то, что у нас называется спецфондом), фактически это инвестиции бизнеса в науку и образование в университете. По ее мнению, налаживание сотрудничества украинской науки с бизнесом — перспективный способ роста наукоемкости ВВП Украины. А одним из аспектов этого процесса является усиление взаимодействия университетов и предпринимателей. Это и стало темой нового исследования Центра экономической стратегии, презентация результатов которого недавно состоялась.
ПРЕИМУЩЕСТВА СОТРУДНИЧЕСТВА
Причин, побуждающих бизнес и университет к сотрудничеству, несколько. Для бизнеса это возможность получить новых высококвалифицированных работников и повысить уровень нынешних сотрудников (благодаря тренингам от преподавателей вуза), провести исследования (с помощью специалистов университетов и благодаря оборудованию, которое имеет высшее учебное заведение), улучшение бренда собственной компании (позиционирование себя как социального предпринимателя, который нацелен на смягчение или решение социальных проблем).
В то же время для университетов это увеличение человеческого капитала: благодаря лекциям от представителей бизнеса, стажировке в компании, сотрудничеству с бизнесом для создания учебных программ качество знаний студентов улучшается, и преподаватели имеют возможность обмена информацией со специалистами в их сфере. Кроме того, перспектива дальнейшего трудоустройства, которую обеспечивает такое сотрудничество, повышает уровень престижа высшего учебного заведения, а значит, способствует увеличению количества студентов. Важен для вузов также финансовый компонент, например, средства, выделенные на совместные исследования.
Есть и определенные юридические нюансы, способствующие сотрудничеству, в частности, в ближайшее время одним из индикаторов, по которым будут распределяться средства между университетами, будет трудоустройство студентов. А как рассказала во время обсуждения отчета Юлия Безвершенко, в государственной аттестации высших учебных заведений по научной деятельности среди показателей также объем привлеченного финансирования из спецфонда (т.е. в основном за счет услуг или другого сотрудничества с бизнесом).
ВАРИАНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С БИЗНЕСОМ
Согласно результатам исследования, наиболее распространенными типами сотрудничества в Украине являются: материальная помощь, консультационные услуги, отдельные совместные исследовательские проекты, ярмарки вакансий, конференции, конкурсы, отдельные программы стажировки, помощь в разработке учебных программ, отдельные лекции от представителей бизнеса. Зато разработка учебных курсов происходит значительно реже, а качественная стажировка или производственная практика на самом деле происходит не так часто (обычно она либо вообще не проводится (просто формальность), или проводится не на должном уровне).
Что касается дуального образования (при котором обучение лиц в заведениях образования сочетается с обучением на рабочих местах на предприятиях, в учреждениях и организациях для приобретения определенной квалификации), то хотя сейчас оно распространенр в основном в профессионально-технических учебных заведениях, ситуация постепенно меняется. Как пояснил еще один участник обсуждения результатов — Андрей Глибовец, доктор технических наук, доцент, декан факультета информатики НаУКМА, низкий уровень популярности дуального образования обусловлен, в частности, тем, что долгое время не было законодательной основы для такого сотрудничества. Впрочем, как заверил он, сейчас многие ректоры и деканы разрабатывают положение о дуальном образовании и планируют его внедрить преимущественно на уровне магистерских программ.
Еще один способ сотрудничества, который постепенно развивается в Украине — создание научных парков (это юридические лица, инициированные университетами или другими научно-исследовательскими организациями и предназначенные для проведения научно-исследовательских работ в сотрудничестве с государством и бизнесом). В отчете, со ссылкой на данные Министерства образования и науки, указано, что в Украине создано 32 научных парка. Однако в 2019 году только 15 из них имели текущие проекты (12 в 2018 году и 11 в 2017 году).
«Есть законодательная инициатива, благодаря которой будет возможно немного дерегулировать процесс создания научных парков, разблокировать привлечение иностранных и бизнес-средств к их созданию, позволить университетам создавать не один, а несколько научных парков по разным направлениям, — рассказала Юлия Безвершенко. — Если это удастся осуществить, то «мяч будет на поле университетов». Те университеты, которые уже имеют соответствующий человеческий потенциал к использованию таких возможностей, имеющие стратегическое видение от руководства, смогут такими возможностями воспользоваться. Но будем откровенны, что процент университетов, которые находятся на том уровне готовности, чтобы воспользоваться, — не очень высок».
«ВЫСОКОЕ» ПАРТНЕРСТВО ДЛЯ АКТИВНЫХ ВУЗОВ
Если говорить о количественных данных, то, как отмечает Олеся ВЕРЧЕНКО, PhD Университета Вирджинии, академичий директор Киевской школы экономики, по индексу сотрудничества университетов с бизнесом, который рассчитывает Всемирный банк, Украина занимает среднее место в своем регионе, а Егор Стадный, экс-заместитель министра образования и науки Украины, отметил, что сумма, которую получают университеты благодаря инвестициям и заказам от бизнеса, тоже является значительной.
Большие возможности сотрудничества подтвердила и Ольга Осередчук, ответственная за сотрудничество с университетами одной из ведущих ІТ-компаний Украины. Она заверила, что у них, например, разработаны различные уровни сотрудничества, партнерства с различными университетами. С менее активными вузами взаимодействие осуществляется благодаря встречам, ярмаркам карьеры, а с более активными налаживают четвертый уровень сотрудничества — совместные исследования и дуальное образование.
Не следует рассматривать бизнес как панацею для спасения украинской науки. Нужно понимать, что чаще всего исследования, которые заказывает и в какие инвестирует бизнес, являются краткосрочными, нацеленными на быстрый результат. Очень редко говорится о поддержке фундаментальных исследований. Поэтому, как отмечает Юлия Безвершенко, это является функцией государства. Так же, как и обеспечение инфраструктуры (оборудование, содержание помещений) для их осуществления. «В этом году мы готовим концепцию, это, скорее всего, будет государственная программа по развитию исследовательской инфраструктуры. И можно надеяться, что если будет постоянное финансирование этой программы в течение хотя бы трех-пяти лет, то более или менее будет расти сеть высших учебных заведений и научных учреждений, которые будут иметь инфраструктуру», — отмечает Юлия Безвершенко. Это долгосрочная инвестиция, но она закладывает основу для развития украинской науки в целом. Поэтому усиление сотрудничества с бизнесом имеет потенциал улучшить ситуацию с научными исследованиями в Украине, но вовсе не снимает ответственности с государства
В общем ситуация выглядит неплохо, но есть определенные детали, которые нужно учитывать. Во-первых, различия в сотрудничестве государственных вузов и частных. С одной стороны, частные вузы имеют больше свободы действий — привлечение средств от бизнеса не является бюрократизированным процессом. В то же время им, в отличие от государственных вузов, средства нужны не только на новые проекты, но и на обеспечение собственного функционирования. А получить деньги на электроэнергию, как указывает София Опацкая, проректор по научно-педагогической работе УКУ, гораздо труднее, чем на открытие новой программы. Во-вторых, значительные различия в сотрудничестве зависят от сферы науки: прикладным специальностям гораздо легче наладить сотрудничество с бизнесом, в отличие от, например, теоретических и фундаментальных исследований.
ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ
Исследования Центра экономической стратегии основываются на интервью с экспертами, вместе с тем, для полной картины необходимо учитывать и количественный показатель. В частности, он позволит ответить, сколько университетов в Украине сотрудничают с бизнесом. Это десяток крупнейших университетов в нескольких городах или имеем разветвленную сеть такого сотрудничества?
К тому же стоит учитывать и то, что существует конкуренция за заказ от бизнеса между учебными центрами и корпоративными университетами (хотя, как утверждают эксперты, их роль уменьшается, и сейчас все больше выбирается сотрудничество с университетами), а также аналитическими центрами, НПО и частными исследовательскими компаниями. Как преподаватели университетов, основной деятельностью которых до сих пор является преподавание, а не исследования, должны конкурировать с представителями этих организаций, деятельность которых сфокусирована исключительно на исследовательской составляющей?
Кроме того, как быть с недостатками сотрудничества бизнеса и университетов, которые были определены в отчете. В частности, что студенты начинают работать в компаниях полный рабочий день еще до выпуска из университета, тратя все меньше времени на обучение. А также, что преподаватели и ученые тоже могут оставить университет и перейти в частный сектор, чтобы получать более высокую заработную плату.
НУЖНА КАЧЕСТВЕННАЯ КОММУНИКАЦИЯ
Приведенные вопросы подводят к теме, что нужно изменить в системе взаимодействия университетов и бизнеса, которая также была рассмотрена во время презентации. Во-первых, неоднократно упоминалось, что государственным вузам необходимо предоставить как минимум финансовую автономию, что облегчило бы налаживание сотрудничества (и это предусмотрено в законе о высшем образовании). Во-вторых, на законодательном уровне хорошо бы уменьшить бюрократию в этом процессе, а также обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности, чтобы, например, бизнес точно знал, кому именно будут принадлежать права на совместные с университетом исследования.
Что касается государственных вузов, Егор Стадный также упомянул о необходимости правильной организации процесса: «У меня был диалог в одном университете, где хорошая химия, и подготовка, и исследования. Мне сказали: «Нам лучше положить 10 млн гривен еще раз на депозит, чем закупить оборудование, несмотря на то, что вы нам обещаете, что на этом оборудовании мы получим заказов столько, что значительно превысит проценты по депозитам».
Еще один аспект — коммуникация. Если добавить преподавателям университетов еще и менеджерские функции, к хорошему результату это не приведет, считает София Опацкая. Нанимать специалистов из бизнеса, по ее словам, тоже плохой вариант, потому что они соглашаются на работу лишь на несколько лет, а развитие такого сотрудничества — длительный процесс. Один из способов решить эту проблему — подготовка таких специалистов (не обязательно как специальность, это могут быть дисциплины, сертификатные программы). Другой способ, озвученный во время презентации, — централизованный, а именно: создание платформы, где содержалась бы информация об университетах, специалистах, которые там работают, и то, какие услуги они могут предложить бизнесу, а также какое оборудование или, шире, инфраструктура есть в вузе. Еще один способ — проведение форумов для университетов и бизнеса, где вузы могли бы презентовать свой потенциал, а бизнес рассказать о своих потребностях.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ — ЗАДАЧА ГОСУДАРСТВА
Впрочем, во всех случаях возникает еще один вопрос, который поднял Егор Стадный: «Кажется, где аккредитация образовательных программ, а где бизнес. Честно говоря, очень рядом. Потому что всем хочется быстро и надежно получать информацию, где у нас хорошие выпускники, образовательные программы. Потому что мало того, что университет расскажет о себе на сайте, было бы очень хорошо иметь независимого арбитра, который сможет предоставить знак качества. На сегодня этот независимый арбитр у нас только рождается, а его хотят уже прищемить — имею в виду Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования».
Этот аспект также связан с вопросом доверия — основой любого сотрудничества. Ведь часто взаимодействие строится на личных контактах. Самый простой путь для достижения этой цели — развитая сеть выпускников, привлечение прежде всего их к сотрудничеству. София Опацкая рассказала о еще одном способе — создании бизнес-школ, которые становятся мостиком для партнерства.
Вместе с тем не следует рассматривать бизнес как панацею для спасения украинской науки. Нужно понимать, что чаще всего исследования, которые заказывает и в какие инвестирует бизнес, являются краткосрочными, нацеленными на быстрый результат. Очень редко говорится о поддержке фундаментальных исследований. Поэтому, как отмечает Юлия Безвершенко, это является функцией государства. Так же, как и обеспечение инфраструктуры (оборудование, содержание помещений) для их осуществления. «В этом году мы готовим концепцию, это, скорее всего, будет государственная программа по развитию исследовательской инфраструктуры. И можно надеяться, что если будет постоянное финансирование этой программы в течение хотя бы трех-пяти лет, то более или менее будет расти сеть высших учебных заведений и научных учреждений, которые будут иметь инфраструктуру», — отмечает Юлия Безвершенко. Это долгосрочная инвестиция, но она закладывает основу для развития украинской науки в целом. Поэтому усиление сотрудничества с бизнесом имеет потенциал улучшить ситуацию с научными исследованиями в Украине, но вовсе не снимает ответственности с государства.