Закон относительно стандарта «Евро-5» взбудоражил украинцев, которые приобрели или хотят купить европейские машины, избегая плат за их растаможивание. Но немногие говорят о других «потерпевших» в результате действия закона «О внесении изменений в Закон Украины «О некоторых вопросах ввоза на таможенную территорию Украины и регистрации транспортных средств» относительно усиления адаптационной способности и поэтапного введения в Украине международных экологических требований к транспортным средствам». Это автомобили «скорой помощи», пожарные машины и другие виды специального транспорта, которые Украина могла бы получить в качестве гуманитарной помощи. Сейчас часть таких машин, за которые волонтеры за рубежом уже заплатили деньги и привезли к нашей границе, вынуждены возвращать назад. А это «скорые» для районных больниц, машины для потребностей военных частей.
Напомним, что закон об экологических стандартах для автомобилей не позволяет растаможивать транспорт, если он не соответствует стандарту «Евро-5». Согласно ему, все изготовленные после 2009 года машины, ввезенные в Украину из-за границы, должны быть с экологически безвредными двигателями. Автомобили «скорой помощи», которые приобрела для Украины наша диаспора в Нидерландах, соответствуют стандарту «Евро-3». Сейчас члены диаспоры готовят документы для реэкспорта.
АНТИГУМАНИТАРНАЯ БЮРОКРАТИЯ
«Нам выпишут документы для реэкспорта, и все, должны вывозить. Но много ли таких машин в Украине? Нет. Почему не позволяют подарить? Ждут новые. Но их не будет, потому что в Европе тоже такие ездят. Мы покупали эти машины «скорой помощи» со двора больницы. Все в идеальном состоянии. Как можно Украине позволить их вернуть, когда существует такая потребность в этих машинах?» — возмущается в комментарии «Дню» Вера Зваан, представительница фонда «Украинцы в Нидерландах».
Ранее журналист и блогер Сергей Иванов описывал на своей странице в Facebook подробности этой ситуации. Речь шла о том, что фонд «Украинцы в Нидерландах» не смог ввезти в Украину автомобиль «скорой помощи» Mercedes-Benz Sprinter, признанный гуманитарной помощью. На заметку блогера отозвались народный депутат Иван Винник и министр инфраструктуры Владимир Омелян. Министерство инфраструктуры отослало в Государственную регуляторную службу проект приказа, который должен был изменить общие нормы ввоза для специализированных санитарных автомобилей, признанных гуманитарной помощью.
«Если этот приказ пройдет Государственную регуляторную службу, то ввозить «скорые», которые не соответствуют стандарту «Евро-5», для фронта и больниц станет намного проще», — писал Сергей Иванов. Но через несколько дней сообщил, что ничего из этого не вышло. «На совещании у премьера сказали, что сейчас на таможнях стоят 350 автомобилей, которые диаспора хочет подарить Украине, но не может, поскольку они не соответствуют «Евро-5». Хорошо, что «бобики» и телеги, на которых в селах добираются до больниц, соответствуют всем требованиям украинской бюрократии. Интересно, кто еще с таким отношением захочет нам помогать, если мы не можем принять помощь от своих, которые за собственные средства пытаются поддержать Родину?» — риторически спрашивал Сергей Иванов.
ВОЛОНТЕРЫ — ПРОТИВ ЕВРОЗАКОНА
Об этой ситуации ранее сообщал и мэр Глухова Мишель Терещенко. Глуховская районная больница тоже ждала автомобиль «скорой помощи» от фонда «Украинцы в Нидерландах», с апреля длился процесс растаможивания. Хотя на то время закон об экологических стандартах для импортных машин еще не действовал. «Поскольку все разрешенные сроки пребывания груза закончились, волонтеры должны забрать «скорую», но ее из Сум не выпускают. Требуют 500 тысяч гривен залога, иначе — конфискация. Это скандал. Коленопреклоненно прошу народных депутатов Украины и высокопоставленных должностных лиц немедленно вмешаться и помочь», — призывал в Facebook Мишель Терещенко.
Исполнительный директор благотворительного фонда «Свої» Оксана Сухорукова привела еще один пример: в октябре прошлого года правительство Китайской Народной Республики планировало подарить нашему Министерству здравоохранения 50 автомобилей «скорой помощи». Министерство социальной политики признало их гуманитарным грузом, но эти машины имеют стандарты «Евро-3» и «Евро-4». Следовательно, по новому законодательству мы не можем их растаможить и принять.
«Именно из-за таких ситуаций мы затрагиваем вопрос снятия требования «Евро-5» для автомобилей «скорой помощи», признанных гуманитарной помощью. Но для этого нужно готовить другой законопроект или вносить правку в действующий закон. Это очень долго», — добавляет Вера Зваан.
АСОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ
Это не только долго, считает Оксана Сухорукова, но и невыгодно некоторым политическим силам. Ведь, например, раньше растаможивать гуманитарную помощь мешало Министерство социальной политики — из-за своих интересов. «День» рассказывал, что Минсоц по непонятным причинам блокирует процессы растаможивания гуманитарных грузов, долго готовит соответствующие документы или требует дополнительную документацию от доноров или волонтеров, которые принимают помощь (например, в материале «На параллельных рельсах» №41-42 за 10—11 марта этого года). И сейчас вместо решения проблемы имеем обострение ситуации с гуманитарными грузами.
В апреле Министерство социальной политики утвердило приказ «Об утверждении Перечня документов, которые подаются для признания грузов (товаров), средств, в том числе в зарубежной валюте, выполненных работ, предоставленных услуг гуманитарной помощью». В соответствии с ним доноры и лица, которые принимают гуманитарную помощь, должны предоставлять свои персональные данные. Как утверждает Оксана Сухорукова, это нарушает законы о гуманитарной помощи и о защите персональных данных.
«Чтобы объяснить всю эту ситуацию, приведу пример. Донецкая и Луганская области дают Минсоцу информацию о потребностях в гуманитарной помощи, у нас есть ответ министерства, что оно не может влиять на решение этой ситуации. И все, — рассказывает Оксана Сухорукова. — Основная задача министерства — реагировать на социальные потребности, определять, есть ли потребность в гуманитарной помощи в том или ином регионе. Но чиновники не владеют ситуацией, они смотрят только на пакет документов — чтобы он соответствовал их приказам. И ведомство ничего не хочет менять. Минсоц не удовлетворяет социальные потребности, а только потакает бизнес-интересам».
Из-за таких бюрократических трудностей многие волонтерские организации перестают заниматься гуманитарной помощью. Для добрых дел очень важен результат.