Сегодня «Пиф» — это не только база для проведения стерилизации, но также и место поиска новых хозяев для беспризорных собак. Он был основан в 2005 году, поэтому еще до реконструкции он уже опекался ориентировочно шестью сотнями животных. В этом году на его базе построен один из лучших в Украине и, как говорят меценаты, в странах СНГ приютов для собак в рамках проекта «Уличный пес» фонда Рината Ахметова «Развитие Украины». В строительство и реконструкцию приюта было вложено свыше 9,3 миллиона гривен.
НЕ ПРОСТО «КРАСИВАЯ КАРТИНКА»
«В 2011 году Донецкий горсовет принял муниципальную программу, цель которой — сокращение количества беспризорных собак на улицах города гуманными методами. Для этого необходим был приют для содержания в достойных условиях до тысячи животных. Причем, создавая его, нужно было учитывать разные факторы: чтобы это была не просто «красивая картинка», но и функциональная, экономная и удобная в эксплуатации система», — рассказывает Анжелика САЛАЩЕНКО, менеджер проекта.
В настоящее время на территории приюта оборудован административный корпус, где есть раздевалки, кухня, душевые для 50 волонтеров и персонала, ветеринарный блок, оснащенный необходимым оборудованием для стерилизации и лечения, два операционных корпуса, три стационара, есть кухня для приготовления еды животным, которые находятся на стационаре-карантине. Местные супермаркеты безвозмездно передают в приют списанные продукты: крупы, мясные изделия. Вреда здоровью животных такое питание не причиняет. Сухим кормом их не кормят.
Построена карантинная зона, где собак некоторое время держат перед стерилизацией, есть площадка для выгула со специальными тренажерами (гуляют со всеми по очереди), а также вольеры, которые условно можно разделить на три блока: первый для животных, которые содержатся по муниципальной программе, во втором созданы условия для домашних или собак после операции, третий — для адаптированных к агрессивной среде четырехлапых.
В «муниципальных» вольерах временно проживают те животные, которых для приюта отлавливает коммунальное предприятие «Животные в городе». Уже в «Пифе» их вакцинируют, стерилизуют и выпускают по точным адресам, где они были выловлены. На каждом вольере есть табличка, где отмечено, с какого района собака. Внутри достаточно места для 4-5 особей, несколько мисок, будки. Убирают за животными ежедневно.
Еще одна зона с более комфортными условиями — для домашних воспитанников, которые остались по определенным причинам без хозяев, и животных после операции. «Дом» оснащен полом с подогревом и расположен в помещении. Для привыкших к холоду собак — вольеры на улице. Важно, что на каждого животного здесь заводится специальная карточка, где фиксируется история лечения и при каких обстоятельствах собака попала в приют.
Также для приюта приобретен специальный автомобиль с необходимым оборудованием, который позволяет перевозить травмированных животных в безопасных условиях. Сотрудники «Пифа» на средства фонда имели возможность обменяться опытом как с коллегами со всей Украины, посещая приюты Харькова, Львова, Киева, Одессы, так и за рубежом — в Австрии, Польше, Швейцарии, Германии.
«В будущем «Пиф» планирует оказывать помощь домашним животным по социальным ценам для их владельцев», — заверяет Анжелика Салащенко.
«ЭВТАНАЗИЯ — В КРАЙНЕМ СЛУЧАЕ»
В отличие от Центра содержания беспризорных животных в Харькове, о «плюсах» и «минусы» которого в свое время писал «День» (см. № 101 от 14 июня 2012 года), «Пиф» — это приют ограниченного приема. То есть на его территории может находиться около тысячи животных, и их не усыпляют: «У нас живут собаки еще с самого открытия заведения. Если наши воспитанники не находят новых владельцев, их не усыпляют, то есть они остаются здесь на всю жизнь. Эвтаназию применяют только к неизлечимо больным, если надежд на выздоровление совсем нет», — заверяет Ольга ЖАБИНСКАЯ, главный ветеринарный врач приюта.
Директор донецкого благотворительного фонда «Пиф» Виктория ВАСИЛЬЕВА дополняет: «Я скажу неправду, если буду утверждать, что мы никогда не занимались эвтаназией. Но это случается в крайних случаях. У нас есть собака по кличке Лайфа, которая попала в приют без трех лап и одного пальца на четвертой. Кто-то проводом привязал животное к дереву. Мы не знали, что с ней делать, думали, что гуманнее ее усыпить, но когда она, виляя хвостом, подползла к нам на сломанных лапах, поняли, что Лайфа — боец, и сделали операцию по формированию кукс. Она со временем научилась на них передвигаться, а назвали мы ее Лайфа, потому что в переводе с английского — это «жизнь».
По муниципальной программе ОСВ (отлавливание, стерилизация, вакцинация, чипование, клипсование и выпуск животного в ареал обитания) на территории корпуса было простерилизовано 6300 собак, а 2500 животных получили бесплатную ветеринарную помощь. Результат — за один год количество беспризорных животных на улицах Донецка снизилось на 30%. «Пиф» также активно сотрудничает почти со всеми зоозащитными организациями города.
«Вообще у нас все, как в большом общежитии: у каждого воспитанника свой характер, свои «тараканы в голове». Прежде чем мы их «расселяем» по вольерам, собаки проходят наблюдение у кинолога, который определяет, насколько животные могут ужиться вместе, насколько они агрессивны», — рассказывает Виктория Васильева.
Собак активно забирают представители организаций из Санкт-Петербурга, Германии. Примечательно, что немецкие волонтеры чаще всего берут собак-инвалидов, потому что там считается благородным делом присматривать за больными животными, а украинцы почти всегда берут здоровых и породистых. В среднем за год семью находят 300—350 собак.
НЕ БЕЗ «НО»
Но прежде чем попасть в приют, животные должны пройти определенный «кастинг». Первичный отбор большинство собак проходит в коммунальном предприятии «Животные в городе», которое имеет карантинную площадку — 105 вольеров для 600 животных, кухню и ветеринарный центр.
Волонтер КП «Животные в городе» Ирина БЕЛОВА рассказывает: «Практически всех собак после прохождения первичного осмотра ветеринарами и кинологами мы отправляем в приют «Пиф», а часть остается для того, чтобы мы создали им «пиар» и самостоятельно пристроили в новые семьи. До этого момента за ними ухаживают, убирают, варят еду, которую отдают местные супермаркеты».
Специалисты КП, занимающиеся отловом собак, выезжают в город по графику или по вызову. Если собаку сложно поймать петлей, то ей вводится седативный препарат, от которого расслабляются мышцы, т.е. собака находится под наркозом, а это большой стресс для животного. Полгода в донецких условиях работники КП испытывали препарат «Литарзин», который позволяет обездвижить собаку за 1,5-2 минуты. Грустная статистика: примерно 10% животных при этом погибают.
Усыпляют собак редко, но такой вариант не исключается. Эвтаназии подлежат или животные, которые после осмотра кинолога признаны слишком агрессивными и опасными для окружающих, или смертельно больные, или некоторые щенки до трех месяцев.
«По поводу приютов неограниченного и ограниченного доступа, то это палка о двух концах. С одной стороны, усыплять животное спустя некоторое время, если его не забирают в семью, — это жестоко, с другой — выпускать в город собак тоже опасно, потому что часть из них замерзнет зимой, а некоторых ждет смерть от руки человека», — рассуждает Ирина Белова.
Поэтому система отлавливания, лечения и содержания четырехлапых — в стадии разработки. Насколько бы гуманными не были средства, но все равно не все животные становятся теми «счастливчиками», которые находят заботливую семью или место «под солнцем» в приюте европейского уровня. Только мы можем изменить судьбу хотя бы одной собаки.
Приют «Пиф» и его обитатели ждут новых хозяев и волонтеров. Тел. (050) 549-33-99.