В Украине ежегодно происходит 200—220 тысяч ДТП, треть — с потерпевшими. В прошлом году на дорогах Украины погибло более 4,7 тысяч человек, около 19 тысяч получили травмы. Работники ГАИ сообщили, что «на протяжении последних шести месяцев количество погибших в ДТП увеличилось на 10%».
«Аварийность и травматизм напрямую связаны с автомобилизацией страны. По сравнению с 1970 годом, она выросла более чем в 5 раз. В Украине закон «О дорожном движении» был принят в 1993 году. Правила дорожного движения, которыми мы пользуемся, — с 1973 года, их современная редакция действует с 2001 года. Я считаю, что наша нормативная база настолько морально и технически устарела, что пользоваться ею просто опасно, — говорит председатель Всеукраинской общественной коалиции «За безопасность на дорогах» Вадим ВОЛОДАРСКИЙ. — По тем правилам дорожного движения, которые у нас есть, сложно учить начинающих, по ним трудно ориентироваться водителям, и не случайно существует практика, что к правилам есть комментарии-уточнения, которых намного больше, чем самих правил. Все нуждается в модернизации и реструктуризации. Поэтому в правила дорожного движения мы предлагаем внести дополняющие изменения, уточняющие изменения и существенные принципиальные изменения. Их довольно много. Например, мы предлагаем ввести термин «агрессивное управление». Вероятно, каждый водитель чувствовал на себе открытую опасность от кого-либо из участников дорожного движения. Агрессивный водитель — это очень опасно, но до сих пор никто не сформулировал критерии. Мы поработали и определились с этими критериями. Я думаю, введя такой термин, мы предотвратим множество ДТП».
И работники ГАИ, и водители считают, что для улучшения безопасности на дорогах нужно менять всю сферу — от правил дорожного движения и состояния дорожного покрытия до системы подготовки водителей. Подписание Ассоциации с ЕС дало толчок для более быстрого реформирования — следует осуществить несколько обязательных нововведений. Работники ГАИ считают, что автоматическая фиксация нарушений правил дорожного движения — одно из наиболее актуальных.
«Общественность заинтересована в урегулирование этого вопроса, чтобы исключить субъективный фактор в общении инспектора с участником дорожного движения и чтобы реализовать принцип неотвратимости наказания и равенства всех перед законом. Сегодня достаточно правовых механизмов для противодействия совершению правонарушений. Однако основной вопрос — повысить социальную ответственность граждан, повысить уровень их воспитания и усилить профилактику ДТП. С другой стороны — технически оснастить подразделения Госавтоинспекции: чтобы возникало меньше конфликтных ситуаций и было меньше субъективизма в выявлении нарушений», — рассказывает первый заместитель начальника Департамента ГАИ Сергей БУДИН.
Следующие вопросы, которые нуждаются в усовершенствовании — повышение профессиональной подготовки работников ГАИ, улучшение их технического оснащения, а также повышение требований к подготовке водителей. Кроме того специалисты надеются, что подписав Соглашение с ЕС, Украина возьмет на себя обязательства по реализации отдельных директив ЕС, в частности, в сфере транспорта. Например, решит вопрос, который касается обязательного введения проверки технического состояния транспортных средств. В процессе реализации соглашения будут подготовлены нормативные акты, в которых пропишут как механизм, по которому будет проводиться именно проверка авто, так и механизм контроля над тем, кто должен осуществлять эту проверку. Сегодня работники ГАИ могут привести много фактов, когда транспортные средства коммерческого назначения (маршрутки, автобусы), которые подлежат обязательному техническому контролю, так его и не проходят.