Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Большинству журналистов нужен «экскурсовод» в украинской истории»

14 декабря, 2007 - 00:00
УРОК ПАМЯТИ / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Все-таки интерес к исторической тематике перекочевывает на телевидение из печатных изданий (имею в виду прежде всего «День» с его постоянными рубриками «Украина Incognita», «История и Я» и серией книг «Библиотека газеты «День»).

Эстафета передачи исторических представлений и знаний следующим поколениям неким образом определяет будущее нации. В качестве примера приведу случай, о котором рассказал друг. Недавно, посетив выставку, посвященную Голодомору, в Украинском доме, в книге отзывов одна девочка написала: «Так вам, украинцам, и надо»... Подпись — ученица 7-А класса киевской школы №219... Содержание требует комментариев. Во-первых, кем же чувствует себя эта юная особа в Украине? Во-вторых, как преподают историю в школе? И, в-третьих, каково в целом состояние нашего общества?

Одной из причин политического и морального нигилизма и невежества является отсутствие правдивого взгляда на историю. Причин, которые это формируют, уж слишком много. Поэтому для общества очень важное значение имеет слово и позиция масс-медиа. «День» обратился к нашим экспертам с таким риторическим вопросом: «Зачем нужно журналисту основательное знание истории?».

Сергей АРХИПЧУК, режиссер:

— Сейчас читаю книгу «Шпана з Євбазу» о 1941—1943 годах. Там есть фрагмент, когда мальчик, все время бегая на ярмарку, постоянно встречает человека. И этот человек угощает мальчика и водит его по Киеву, рассказывая историю домов, памятников архитектуры, улиц. И для мальчика Киев открывается совсем по-другому. Мне кажется, что большинству украинских журналистов необходим такой «экскурсовод» в украинской истории. Потому что их нигилизм и оторванность очевидны не только в отношении истории, а часто во всем. Например, как-то на одном из каналов прозвучало: Донецкий театр оперетты и балета... Хорошо, если это была оговорка. Это касается и географических названий, спряжения... Это свидетельствует о том, что общий уровень культуры журналиста часто не отвечает, так сказать, чести мундира. Одним словом, «якби ми вчились так, як треба, то й мудрiсть би була своя...».

Мы живем в ситуации, когда очень важен карьерный рост, борьба за место под солнцем. Это проявляется во всем даже слишком. Кто-то из философов назвал ХХ век эпохой эгоизма и эгоистов. А ХХI век может быть эпохой эгоизма и эгоистов в квадрате или даже кубе. Потому что эгоизм и дерзость нередко заменяют знание, компетентность, понимание и глубину. Поэтому хорошо, конечно, что и дальше появляется больше исторических материалов на телевидении и в прессе. Это, можно сказать, своеобразный ликбез для народа. Если взять совсем недавнюю украинскую историю, то в том, что, например, образовалось УПА, значительную роль сыграли библиотеки, избы-читальни, самодеятельные театральные кружки. В отсутствии радио и телевидения эти факторы, кроме школ и гимназий, были магистральными в формировании будущего убежденного патриота. Следовательно, самообразование необходимо всем, а журналисту — в первую очередь.

Игорь СЛИСАРЕНКО, тележурналист, «5 канал»:

«Кто управляет прошлым, тот управляет будущим; кто управляет современным, тот управляет прошлым». Этот партийный лозунг оруэловского общества будущего, которое автор пророчески описал еще в 1946 году, сегодня стал руководством к действию. Вспомните, как в 2004 году президент США организовал пышное действо с чествованием 60-й годовщины высадки союзнических войск в Нормандии, рассчитывая убедить мир, что именно США этот мир должен благодарить за разгром нацизма, даже более, американская война в Ираке и в Афганистане морально оправдана. «Бессовестно, — написал тогда один американский профессор-историк, — Буш и Голливуд пытаются втемяшить в голову, что войну выиграл американский солдат Раян, а не Иваны»...

Ярый противник российского президента Путина экс-омбудсмен Сергей Ковалев в свежем номере «Нью- Йорк Бук Ревью» все же отдает российскому лидеру должное за его государственническую линию в толковании недавней русской истории. «Если брежневская политика делала ударение на трагизме событий войны, то при Путине доминирующей стал тезис о величественной русской победе во Второй мировой», — пишет Ковалев. Должен признать, что Путин действительно объединил россиян официальной историей без деления на «плохих» и «хороших» в зависимости от цветов в революциях и гражданской войне. Даже готов был посетить могилы воинов армии генерала Власова в Праге. Сам Путин недавно говорил с учителями о том, как следует преподавать историю, прежде всего, «не танцевать польку-бабочку» на иностранные гранты. На стороне Путина и маскультура с патриотической масс-продукцией, олицетворяемая группой «Любэ», Федором Бондарчуком и Гошей Куценко...

Наши политики только и делают, что раскалывают народ на почве истории: или ты «за красных», или ты «за бандеровцев», или ты «националист», потому что признаешь Голодомор геноцидом, или же «интернационалист», если придерживаешься тезиса «о чрезмерном изъятии хлеба»... Масс-медиа вспоминают об отечественной истории только к очередной круглой дате и при условии, что эту дату сопровождает протокольный выход к камерам высших должностных лиц. Мозги репортеров или засорены опусами публицистов-либералов со стенаниями о покаянии за советское прошлое, или вообще не перегружены знаниями («редактор поручил сделать сюжет»).

Премьер-министр без настоятельной необходимости вообще пытается не касаться ключевых моментов украинской истории (высказался ли он хотя бы раз по Голодомору или УПА?). Президент и благими намерениями и, к сожалению, спонтанными и не просчитанными предварительно шагами (часто один вперед, а два — назад), из- за отсутствия плана действий только множит сопротивление противников. Мы уже не требуем признания Голодомора геноцидом в мире, потому что капитулировали вследствие сопротивления России, США, Британии и Израиля. Президент уже привычно жалуется, что до сих пор не создан ни один качественный художественный фильм о Голодоморе и войне. Еще четыре года назад американская суперзвезда Мэл Гибсон в одном из интервью удивлялся, что мир не знает о Голодоморе в Украине. Его и до сих пор не пригласили в Украину, хотя несколько высоких должностных лиц, когда я рассказывал им об этом, криком кричали, что это сделают. Его фильм «Храброе сердце» в свое время — без преувеличения — поднял дух шотландцев и вызвал уважение к ним во всем мире. Мне кажется, что, узнав в Украине больше о Голодоморе, этот режиссер обязательно создал бы фильм и тем самым пробудил бы и наше национальное самочувствие, и национальную гордость...

Игорь МИРОШНИЧЕНКО, тележурналист, ICTV:

— Мы как нация должны быть едиными. Если, например, Израиль не признает украинский Голодомор геноцидом, то для нас это — не очень принципиально. По моему мнению, для нас более принципиально, что не все украинцы готовы признать Голодомор геноцидом... Поэтому вопросы «Как изучать историю в школах и университетах?», «Как отмечать исторические даты и события на общественном уровне?» прежде всего адресуются государству. Вопросы о том, как отмечать исторические даты и события на общественном уровне, адресуются и журналистам. Если просмотреть отечественные телеканалы, видно, что их заполнили преимущественно развлекательные программы. Как правило, они не информируют, не воспитывают общество, а паразитируют на отсутствии у его большей части вкуса. Конечно, есть интересные информационно-познавательные программы, но они преимущественно идут поздно вечером или ночью. Это — очковтирательство для Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания, мол, как будто-то процент таких программ сохраняется...

Пока есть государство, которое переживает трудности. Но все зависит от нас самих и каждый должен начинать с себя. Когда-то, посмотрев сюжет об общественной организации «Не будь байдужим!», у меня возникла идея изготовить визитки с надписью «Я не даю чаевых официантам, которые разговаривают на русском языке». Неоднократно наблюдал, что официанты, начиная с приветствия на украинском языке, быстро переходят на русский, если клиент начинает говорить на этом языке. Я не против. Но редко бывает наоборот, хотя часто они владеют украинским языком. Это — привычка? Комплекс второсортности? То и другое. Поэтому я не просто не даю чаевых, ничего не объясняя. Я оставляю визитку, которая объясняет мою позицию. Видел, как как-то обслуживающий персонал ресторана, разглядывая ее, собрал целый консилиум... А тем официантам, которые со мной разговаривают на украинском, подчеркнуто благодарю, таким образом поощряя их словами и чаевыми...

Олег КЛИМЧУК, редактор, Первый Национальный канал:

— Журналист должен распространять знания, которые отвечают историческим фактам, тогда будет формироваться грамотное мнение в отношении того или иного события. Но в нашем сегодняшнем обществе делать это довольно сложно. Это упирается во многие факты. Взять, например, Министерство образования. Когда читаешь школьные учебники по истории, создается впечатление, что они пишутся не в Украине... Мой ребенок сейчас учится в 7 классе. Они изучали историю Украины немного в 5 классе. В 6-м сказали, что не будут, а продолжат в 7-м. Но в этом году опять нет такого предмета, мол, появится в следующем году. Как такое возможно? А это обычная общеобразовательная школа, даже с претензией — колледжем называется.

Следовательно, возвращаясь к вопросу об учебниках по истории, скажу, что политические силы левой ориентации пытаются влиять на их содержание. А, по моему мнению, идеология коммунизма должна быть запрещена в Украине, как запрещена в других странах. Кроме того, мы, украинцы, пережили ее на практике... О Голодоморе мне рассказали дед и бабка (я родом из Западной Украины). Они вспоминали, как собирали помощь, грузили мешки, везли на станцию и отправляли в советскую Украину. Помощь возвращалась назад, мол, никакого голода там нет. Кстати, в современных учебниках не написано, сколько людей забрала эта трагедия. Статистика — часть у нас, часть в Москве... Тема — малоизученная. Конечно, спекуляций на этой почве также может быть много, но журналист должен работать с первоисточниками, работать с очевидцами, потом прибавить к этому несколько комментариев, например, историков, и тогда мы будем иметь более-менее объективное отражение того, что произошло.

Я время от времени смотрю телевизионные материалы на историческую тематику и читаю газету «День», где, на мой взгляд, истории заслуженно уделяется значительное внимание. Так вот, некоторые новостийные материалы в телевизионных выпусках — очень поверхностны. У нас и в других редакциях работают журналисты — прошлогодние, позапрошлогодние выпускники. У меня создалось впечатление, что они не только истории не знают, половина из них грамотно писать не умеет. Журналисты не знают своей Родины! Реальный случай — корреспондента отправляют на Волынь — и он водит по карте пальцем и ищет город... Волынь... Нужно что-то менять в системе образования.

В прошлом году, когда были дни памяти жертв Голодомора и политических репрессий, наши журналисты поехали на Полтавщину. Они нашли уникальное село, где еще живут бабушки и дедушки — очевидцы того лихолетья. Они рассказывали, мол, тот-то выгонял их из хаты, забирал еду... И что с ним было? Ничего. Мало того, теперь его дочка руководит в сельсовете... Т.е. в понимании людей ничего не изменилось. То, что произошло, не было осуждено. А человеческая память намного больше, чем память исторических эпох. И внуки этих детей, их правнуки будут помнить, что те, кто это делал, не понесли наказания. А значит, — это может повториться тем или иным образом, потому что — безнаказанность.

Подготовила Надежда ТЫСЯЧНАЯ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ