Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Борьба нарративов

Как украинским школьникам рассказывают о войне на Донбассе
10 апреля, 2020 - 13:01
УЖЕ ПОЧТИ 20 ЛЕТ «ДЕНЬ» ПО СОБСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЕ ВЫПУСКАЕТ БИБЛИОТЕКУ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ «УКРАЇНА INCOGNITA». ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОГО ОСМЫСЛЕНИЯ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ НЕОБХОДИМО ГЛУБОКО ОБДУМАТЬ СОБЫТИЯ БОЛЕЕ ДРЕВНИХ ВРЕМЕН, ВЕДЬ ЧАСТО ИМЕННО ТАМ - КОРНИ НЫНЕШНИХ БЕД И КРИЗИСОВ. ИМЕННО ТАКИМ ПОНИМАНИЕМ «ВООРУЖАЕТ» БИБЛИОТЕКА «ДНЯ» /ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО/ «ДЕНЬ»

«История Отечества», «Обществознание», «Уроки гражданственности Донбасса» - такие дисциплины изучают школьники, проживающие на оккупированных территориях, в так называемой ДНР. Образец их табеля успеваемости недавно обнародовал экс-заместитель главы Национальной полиции, а ныне - ректор Одесского государственного университета внутренних дел Вячеслав Аброськин. С каждым годом молодое поколение оккупированных районов все дальше отходит от украинских реалий и приближается к иллюзорной картинке «молодой республики». Со своими «законами», «культурой» и наспех переписанной «историей Донбасса». Шесть лет - это не много для взрослого человека, но огромный период в воспитании ребенка. Только вдумайтесь: дети, родившиеся уже после начала войны, в этом году могут пойти в школу. Те, кто учился в младшей школе, вскоре станут выпускниками. В самый важный школьный период целого поколения украинских детей им навязывали фейковые ценности фейковых республики, приправленные вымышленной «величественной историей». Захочет ли кто-нибудь из этих детей поступать в украинские вузы? Сможет ли Украина после этого вообще бороться за их умы? Вопросы без ответов.

В борьбе нарративов в системе образования Украина не беспомощна. Вопросы Революции Достоинства и вооруженного конфликта на Донбассе начали поднимать на уроках истории в наших школах еще с 2014-го, а сейчас эти темы даже внесли в новые учебники. Как украинские школьники изучают войну на Востоке и почему, даже учитывая наличие комплексных программ, не все могут получить объективную информацию?

ИЗМЕНЕНИЯ В ИСТОРИИ И НЕ ТОЛЬКО...

В соответствии с нормативными документами Министерства образования, программы могут пересматриваться раз в пять лет. Поскольку такие программы, как «История Украины» и «Всемирная история», время от времени остро нуждаются в доработке, то их пересматривают несколько чаще. Иногда это вызвано весомыми общественно-политическими событиями, иногда - изменением политической конъюнктуры. В 2010 году, когда министром образования стал Дмитрий Табачник, первое, что он постановил, - это пересмотреть программу по «Истории Украины». Тогда из нее убрали упоминания о Степане Бандере и Романе Шухевиче, а Голодомор перестали трактовать как геноцид.

После Революции Достоинства, в 2014 году, программа по «Истории Украины» снова изменилась. В нее вернули то, что заставил убрать пан Табачник, а также включили Революцию Достоинства, Небесную сотню, гибридную войну, волонтерское движение, впоследствии - и «киборгов». Вопрос конфликта на востоке Украины внесли также и в программу по «Всемирной истории».

«В 2018-2019 годах мы снова пересматривали программу, - рассказывает главная специалистка Директората школьного образования МОН Раиса ЕВТУШЕНКО. - Больше обращали внимание на то, чтобы она имела компетентный подход, меняли структуру. Но больших изменений с точки зрения содержания не было».

Революцию Достоинства и противостояние с Россией внесли и в программу по истории для пятого класса. Но только историей изучения конфликта на Востоке не ограничились, рассказывает Раиса Евтушенко: «Эти вопросы рассматриваются в контексте курса «Захист України» (ранее дисциплина называлась «Захист Вітчизни»). Также в десятом классе изучается дисциплина «Громадянська освіта». В учебнике по этому предмету такие темы тоже есть. Вопрос Революции Достоинства рассматривается в контексте того, как гражданское общество может бороться за свои права. Плюс есть курсы по выбору, например «Ми – громадяни».

УЧЕБНИКИ – В ПЕЧАТЬ

Хотя изучение тем конфликта с Россией внесли в программу еще в 2014 году, но в учебниках соответствующие материалы появились не сразу. Литературу для школьников печатают по определенному плану, поэтому одиннадцатиклассники должны были получить новые книги только в прошлом, 2019-м, году. Поэтому украинские историки готовили дополнительные методические материалы, чтобы ученики могли изучать конфликт на Донбассе в развитии.

К примеру, в том же 2014 году вышло пособие «Науково-методичні матеріали для вчителів та учнів «Революція Гідності у 2013-2014 роках та агресія Росії проти України». Среди его авторов ученые: Павел Полянский, Александр Палий, Оксана Черевко и Владимир Головко. В 2016 году, когда возникла необходимость расширить подачу материала, а новых учебников все еще не было, появилось пособие «Постскриптум», автор которого - историк и экс-заместитель министра образования Павел Полянский.

Хотя сам автор был непосредственным участником революции, о ней он приводил разные точки зрения и отметил, что не все украинское общество поддерживало протесты. Вместе с тем, относительно событий на Востоке автор употреблял более критические определения. Несмотря на общепринятое понятие «агрессия», он характеризовал этот вооруженный конфликт как «российско-украинскую войну». При этом в книге нет акцента на персоналиях, особенно со стороны боевиков. Еще во время презентации автор подчеркивал, что ситуативные вожаки сепаратистов не заслужили того, чтобы остаться в истории.

Полноценные учебники по «Истории Украины», где бы говорилось о вооруженном конфликте на Востоке, появились, как и планировалось, в прошлом, 2019-м, году. На конкурсе учебников выбрали восемь образцов: шесть - для стандартного уровня изучения и два - для профильных заведений. Все они перед публикацией прошли несколько этапов рассмотрения:

«Прежде чем мы давали разрешение на печать этих учебников, их пересмотрели наши независимые эксперты, - рассказывает Раиса Евтушенко. - После этого мы также давали их на рецензирование в Украинский институт национальной памяти, в Национальный музей Голодомора-геноцида, а также в Научно-исследовательский центр военной истории Национального университета обороны Украины имени Ивана Черняховского. Параграфы, касающиеся агрессии России против Украины, Донбасса, читали военные, которые знают этот материал в совершенстве. Все замечания, которые они предоставили, мы направили авторам учебников. Соответственно, авторы это все исправили».

Специфика изложения материала в новых учебниках такая же, как и в методических материалах, по которым школы работали раньше. К изложению авторы подходят без лишних эмоций. Вместе с тем, вооруженный конфликт на Востоке называют российско-украинской войной, а на главарях боевиков внимания не акцентируют.

«Я считаю, что наши учебники достаточно взвешенные. Также мы придерживаемся того, чтобы они соответствовали современному состоянию исторической науки. У нас есть разные авторы, какие-то учебники сильнее, какие-то - слабее», - добавляет пани Раиса.

Нынешние одиннадцатиклассники - первые, кто учится по новым учебникам. Но из-за карантина до изучения войны и революции они так и не дошли.

«ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА»

Хотя в новых учебниках уже содержится вопрос конфликта, в Министерстве продолжают работать над совершенствованием подачи этой темы. В частности, в марте этого года должны были представить пособие «Історія одного міста: як викладати окреме питання щодо збройної агресії РФ на сході України». Создали его по материалам мониторингов Украинского Хельсинского союза по правам человека. Среди авторов: руководитель центра документирования УХСПЧ Алексей Бида, руководительница неформального образования «Образовательного дома прав человека» Александра Козорог, методист Института повышения квалификации Львова Ирина Костюк.

«Центр документирования Украинского Хельсинского союза по правам человека в течение последних трех лет делает аналитические отчеты о городах, которые сначала попали под оккупацию, а затем были освобождены, - рассказывает руководитель образовательного направления УХСПЧ Валентина ПОТАПОВА. - Это Попасная, Марьинка, Северодонецк и др. Это фиксирование событий на Востоке. Но этот анализ предназначен только для экспертных групп, преимущественно международных организаций. Вместе с МОН у нас возникла идея сделать эти аналитические отчеты методическими рекомендациями, как именно можно работать с экспертными отчетами в современной школе».

Авторы исследования заметили, что вопрос международного гуманитарного права в конфликтах практически отсутствует в школьной программе. В то же время, по их мнению, школьникам важно оперировать такими понятиями. Чтобы не перегружать учебники - создали отдельный методический инструмент.

«Учителю дается правозащитный материал, на какие нормы международного гуманитарного права следует опираться в оценке конфликта на Востоке, - рассказывает пани Валентина. - Главное в этих методических рекомендациях, с моей точки зрения, то, что есть примеры уроков. На примерах демонстрируется, как работать с документальными свидетельствами, с весьма щекотливыми нюансами. Когда мы говорим о защите прав человека и международном гуманитарном праве, там нет понятий «наши» и «чужие». Для международного гуманитарного права важно, чтобы в условиях вооруженного конфликта не нарушались права человека. У нас есть один фрагмент урока с источником, в котором говорится о нарушениях прав человека со стороны батальонов украинских армейцев, а не только о нарушениях со стороны незаконных вооруженных формирований «ДНР - ЛНР». Эти нарушения получили соответствующую правовую оценку, некоторые батальоны отвели с передовой. А мы пытаемся объективно посмотреть на ситуацию».

В УХСПЧ видят широкие возможности для использования своего пособия. Это не только уроки истории для 11 класса, но и «Захист України», «Громадянська освіта» в части универсальности прав человека в условиях военного конфликта. Кроме того, руководство можно применять при подготовке воспитательных мероприятий, например ко Дню Защитника Украины.

Сейчас авторы ожидают грифа Министерства образования. Если пособие утвердят сейчас, его можно будет использовать уже в следующем учебном году.

 СКВОЗЬ ПРИЗМУ ВИДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ...

Хотя тема конфликта давно внесена в учебные программы и для ее освещения в настоящее время есть достаточно материалов, но ситуация с изучением российско-украинской войны не совсем однозначна. Прежде всего, к этой теме практически не обращаются во время внешнего независимого оценивания, что, в свою очередь, и школьников побуждает обращать на нее меньше внимания.

Заместитель директора лицея «Универсум» Марк БОБРОВСКИЙ рассказывает, что в освещении вопроса конфликта многое зависит от личной позиции учителя, который преподает предмет.

«Учителя рассказывают материал детям в соответствии со своим видением. А учителя - разные. Есть те, кто разъясняет конфликт, отмечает, что агрессор - именно Российская Федерация, она была инициатором этого конфликта и главным подстрекателем. Здесь замечательные аналогии с 2008 годом и войной в Грузии. Но, к сожалению, есть учителя, которые настроены не так объективно в этом. Они вкладывают в головы детей несколько искаженную картинку. Сейчас сделать что-то с этим очень сложно. Нет механизмов, которые препятствовали бы тому или иному педагогу прибегать к таким вещам. Поэтому пока учитель преподносит информацию о конфликте на Востоке только в соответствии со своим видением и совестью».

По мнению Марка Бобровского, с этим вопросом должны работать Институты последипломного образования. Именно им следует направлять учителей, предоставлять им более четкую и последовательную методику подачи этого материала.

P.S. Стоит напомнить, что уже почти 20 лет «День» по собственной инициативе выпускает библиотеку исторической литературы «Україна Incognita». Не обошла редакция и важных событий современного периода - напечатав публицистическую трилогию «Новітня історія для «чайників». Впрочем, для качественного осмысления и подачи ученикам новейшей истории просто необходимо глубоко обдумать события более древних времен, ведь именно там кроются корни нынешних бед и кризисов. Именно таким пониманием «вооружает» Библиотека «Дня». И очень хорошо, что многие меценаты и наши партнеры понимают это и покупают наши книги для школ и библиотек своих сел, городов и районов.

Для желающих распространять качественные знания напоминаем координаты отдела реализации «Дня» - тел.: (044) 303-96-23, e-mail [email protected].

Елена БЕРЕЖНЮК
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ