Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Борьба за место в истории. Горячая фаза

Почему украинской общественности важно обратить внимание на тезисы III Всероссийского съезда преподавателей истории и обществоведения
15 апреля, 2016 - 11:25
БИБЛИОТЕКА ГАЗЕТЫ «ДЕНЬ» — СИМБИОЗ РАБОТЫ УЧЕНЫХ И ЖУРНАЛИСТОВ В ОСВЕЩЕНИИ ИСТИННОЙ УКРАИНСКОЙ ИСТОРИИ. В ЧАСТНОСТИ, «СИЛА М’ЯКОГО ЗНАКА, АБО ПОВЕРНЕННЯ РУСЬКОЇ ПРАВДИ» — О ТОМ, ПОЧЕМУ КОРРЕКТНЫМ БУДЕТ ОПРЕДЕЛЕНИЕ «ДРЕВНЕРУСЬСКОЕ ГОСУДАРСТВО», С МЯГКИМ ЗНАКОМ — ОТ СЛОВА «РУСЬ», А НЕ «РОССИЯ» / ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Перефразируя знаменитую мысль Льва Толстого, «все тоталитарные режимы похожи друг на друга, каждое демократическое правительство внедряет свои планы по-своему». А тоталитарные режимы похожи, между прочим, еще и тем, что все они очень хотят «опустить сверху» обществу единственно правильную, политически выверенную модель истории — и чтобы без уклонений, «шаг влево» или «шаг вправо» карается огнем на поражение. А что же представляет собой эта политическая правильная модель? Имперскую агрессию, несуразно оформленную как «историческая концепция» величия.

Сегодняшняя путинская Россия отнюдь не является исключением — скорее, подтверждает это правило. Даже несмотря на то, что с высоких академических и политических трибун там постоянно звучат заверения в уважении к «свободной мысли» ученых и преподавателей истории. Конечно, это не должно никого обманывать. Это — фиговый листок, прикрывающий реальное, очень жесткое наступление на эту свободу мысли. Яркий пример — III Всероссийский съезд преподавателей истории и обществознания, который состоялся 5    апреля в Москве. Там выступали достаточно известные и знаковые для современного российского политического и научного истеблишмента фигуры, например, председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин (это тот, кто на днях заявил, что война между Россией и Украиной, если бы «действительно началась», «продолжалась бы два-три максимум четыре дня». Здесь как раз уместно вспомнить слова того же Льва Толстого, адресованные Леониду Андрееву:»Он пугает, а мне не страшно») или же сопредседатель Российского исторического общества академик Александр Чубарьян. Первый из них стал метать «гром и молнии» на головы украинцев и наших политиков, мол «политики на (!) Украины выискивают выгодные для них примеры раскола (очевидно, со «старшим братом», который сейчас заливает Украину кровью. — И. С.), искажают и замалчивают факты единения Украины и России. Там воюют с собственным прошлым, даже в географических названиях, а народ Украины заставляют (?! — И.С.) полюбить предателей и палачей». Вот так. А академик Чубарьян сделал экскурс в древнюю, как считают в путинской России, «общую» с Украиной историю. Он сказал следующее: «Сейчас неожиданно стала очень острой дискуссия вокруг происхождения древнерусского государства. Это связано не только с тем, что происходит в Киеве, а там выпущены недавно книги, где Киевская Русь не называется древнерусским государством, а называется только украинским государством (может, «Сила м’якого знака» и «Повернення в Царгород» имеются в виду? Похоже на то! — И.С.). И это, по мнению российского историка, является «совершенно явным, я бы сказал, насилием над историей». Ведь единственно правильная дефиниция государства Владимира Святого и Ярослава Мудрого — это уже даже не «Киевская Русь», как раньше, а «древнерусское государство». Почему — нетрудно понять. Как нетрудно понять и то, что преподаватели истории воспринимают подобные выступления как директивные. Но, пан академик, просим заметить: корректным будет определение «давньоруська держава», с мягким знаком, от слова «Русь», а не «Россия».

Хорошо, с этим все ясно (новые, «выверенные» учебники по истории в РФ уже внедрены). А что делать в такой ситуации украинским ученым, учителям истории, неравнодушным гражданам? Стоит вспомнить строки Павла Тычины: «Нам- своє робить!». И помнить при этом некоторые очень важные вещи. Во-первых, если задать себе вопрос: «должны ли украинские историки и преподаватели этой дисциплины стоять на государственных позициях?» — ответ очевиден: не только должны — это их обязанность! Ведь, как мы много раз писали в «Дне», в современном мире борьба ведется не только и не столько за ресурсы и территории, как за место в истории: национальную идентичность, сохранение «духовного кода» народа, за выбор исторической стратегии развития. Концепция «русского мира» — это главная составляющая информационной войны Кремля против Украины. И если талантливые историки и учителя смогут убедительно объяснить это, мы станем значительно сильнее. И о роли государства нельзя не упомянуть. Мы, кажется, забыли, порой бездумно повторяя ультралиберальные призывы: «как можно меньше государства», что демократическое, правовое государство (именно такое!) — это великое достояние человеческой цивилизации. И путь украинцев к такому государству, наш путь к государственной независимости длился многие века и оплачен большой кровью и жертвами. Все это необходимо предельно четко, ни на йоту не отходя от исторической правды, какой бы жестокой она ни была, выделить в наших школьных учебниках. Так, чтобы запоминалось на всю жизнь. Притом, что нам абсолютно не нужен официально одобренный «единственно правильный» учебник. И, во-вторых, очевидно, такие учебники должны стать результатом совместных, дружных, гармоничных усилий ученых, учителей, общественности и конечно государства. Газета «День» и дальше будет делать для этого все необходимое.

Как украинской общественности, педагогам и ученым реагировать на повышение «градуса имперскости» в российских учебниках? Об этом «День» поговорил с экспертами-практиками.

«У РОССИЯН — ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО, А У НАС — РУСЬ-УКРАИНА ИЛИ КИЕВСКОЕ ГОСУДАРСТВО»

Андрей МЕЛЬНИК, учитель истории Луцкой гимназии №21 имени Михаила Кравчука:

— Что тут может сказать украинский учитель истории? Изменено название «общей» колыбели трех братских народов на Древнерусское государство в российских учебниках? Так это их проблемы. С 2015 года у нас тоже есть определенные, правда, на мой взгляд, более косметические изменения в содержании учебников истории. Например, в учебнике Истории Украины для 7 класса Н. М. Гупана, 2015 года издания, отсутствует название Киевская Русь, зато есть понятие Русь-Украина и Киевское государство. Следовательно, у россиян — Древнерусское государство, а у нас Русь-Украина или Киевское государство. Отмечу, что сегодня в этом направлении уже немало сделано, но этого, очевидно, недостаточно. И речь не идет о каком-то искажении истории, речь о том, что у нас была и есть собственная украинская история, которую мы в значительной степени продолжаем изучать, опираясь еще на советские клише.

Давно говорил (и иногда за это получал «на орехи»), что не было у нас никакой Великой Отечественной войны 1941—1945 годов, что воины УПА          — это наши герои, которые забыты и унижены, — только теперь, после событий на Востоке нашего государства, понимание прошлого начинает понемногу меняться. Что говорить, когда мой собственный дед, кстати, учитель истории, первый выпуск исторического факультета нынешнего СНУ имени Леси Украинки, который воевал в составе Советской Армии в 1944—1945 годах, имел совсем другое мнение об этой войне, которое не имел возможности озвучить своим ученикам.

А что наш восточный сосед скажет по этому поводу? А там все в стандарте: 5 апреля 2016 года в Большом Кремлевском дворце состоялось 37-ое заседание Российского организационного комитета «Победа». Его работу возглавил Владимир Путин. Главным вопросом повестки дня стала подготовка к проведению празднования 71-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Бог в помощь, соседи, мы уже знаем, что и без Украины эту войну выиграла бы Россия. Разумеется. Но мы знаем и о Конотопской битве 1659    года, где полегло 100 000 московского войска, знаем мифы об Александре Невском и Куликовской битве, знаем теперь и правду о Голодоморе 1932—1933 годов, и о многом другом мы теперь знаем. И знают мои ученики. Оценивают так, как считают нужным, но знают. И не забудут. После последних событий на Востоке — точно не забудут. Возможно, и простят. Но вряд ли забудут. И межнациональная вражда тут ни к чему. У них нет ненависти. Но есть знание исторической правды. Еще не до конца. Но они умеют думать и анализировать, делать собственные выводы. И украинский учитель истории не навязывает своим детям «единственно правильную точку зрения». Поэтому меня не очень волнует, что пишут россияне в своих учебниках по истории.

«МЫ ДО СИХ ПОР НЕДООЦЕНИВАЕМ ИСТОРИЮ КАК БАЗИС...»

Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ, доктор исторических наук, профессор, заведующий отделом истории Украины 20—30-х гг. ХХ века Института истории Украины НАНУ:

— Я в настоящее время как раз пишу статью, где рассказываю о программе, которая утверждалась Центральным Комитетом Компартии Украины, а готовилась на подъеме перестройки и музейными работниками, и учеными Академии наук — всеми гуманитариями. Это была «Программа развития исторических исследований, улучшения изучения и пропаганды истории УССР на 1991—2000 годы». Партия вскоре распалась, но эта программа абсолютно спонтанно, без всякого принуждения, выполнялась и много чего было выполнено и до 2000    года, и в настоящее время. Но я смотрю на то, как сейчас наши преподаватели в вузе неисторического (подчеркиваю!) профиля борются за то, чтобы история Украины оставалась в вузах и как министерство этому опирается. Исходя из того, что, мол, история Украины преподается в средних школах, зачем повторять. В действительности это не повтор, а обобщение на более широком уровне, доступном пониманию студентов. То есть мы и до сих пор недооцениваем историю не как науку или учебный предмет, мы недооцениваем историю как тот базис, на котором строится и государство, и наше представление о месте своего народа на протяжении веков и на той территории, где он родился и живет.

Относительно того, что «древнерусская история — это общее наследие трех народов». Сейчас Путин вернулся к дореволюционным взглядам и начал заявлять, что есть единый народ, а нет отдельных россиян, украинцев и белорусов. Таким образом, они хотят присвоить наше наследие — и нашу территорию, и нас самих, и главное — наше сознание. Но возрождение дореволюционного империализма уже не действует. Не так давно с газетой «День» общалась Светлана Алексиевич. Хочу процитировать ее интервью: «Ни одна империя не распадалась без крови. И не трудно догадаться, что самый главный противник России на постсоветском пространстве — Киев. Вся история России построена на «ее холмах». Если забрать Киевскую Русь у россиян, то останется одна только Орда. А кто с этим согласится из них?» Следовательно, здесь дело не в Путине, к сожалению. Лечить это можно, конечно, но на это нужны если не века, то, во всяком случае, десятилетия. Это трагедия для украинского народа. Я полностью соглашаюсь с Любомиром Гузарем, который уже давно высказался, что это и благословение Божье — наша война на востоке. Невзирая на то, что там ежедневно погибают человеческие жизни, с другой стороны, мы этим самым отмежевываем себя от России. Следовательно, нам нужно не о российских учителях беспокоиться, а о наших.

Игорь СЮНДЮКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ