С апреля этого года Полтавская область реализует пилотный проект по реформированию вторичного и третичного звена медицинских услуг. Теперь эти два уровня объединены в стационарную помощь. Койкоместа и койкодни — в прошлом. Заведение получает средства за пролеченного пациента, и чем качественнее это сделано, тем больше бонусов получает больница, как финансовых, так и репутационных. Полтавские пациенты за несколько месяцев «пилота» поняли, какие заведения создали лучшие условия для лечения, и отдают преимущество именно им. Соответственно, Национальная служба здоровья Украины финансирует такие медзаведения больше, чем аутсайдеров. Как полтавские больницы научились бороться за пациента, недавно рассказали местные чиновники, давая советы, к чему следует уже сейчас готовиться другим регионам.
ПОДГОТОВКА
С 2020 года реформа стационарной помощи начнется во всех областях Украины. Правда, не в январе, как планировалось раньше, а в апреле. Как недавно заметила новая глава Минздрава Зоряна Скалецкая, независимо от старта реформы результаты полтавского эксперимента обязательно учтут.
«День» общался с медиками Полтавщины в начале пилотного проекта (детали в номере за 16 апреля э.г.). Позитивное настроение и боевая готовность — ключевые тезисы, которые тогда отмечали врачи, так как к «пилоту» готовились заранее. Сначала меняли статус больниц на коммунальные некоммерческие предприятия, заключали договоры с Национальной службой здоровья Украины, потом взялись за переобучение персонала и информатизацию заведений.
Еще раньше, за два года до пилота, при поддержке международного проекта HFG (USAID), на Полтавщине провели анализ расходов в 70 больницах, чтобы изучить эффективность деятельности стационарного сектора области. Полтавские чиновники советуют другим регионам так же провести финансовый аудит. Исследование охватило свыше 1,2 млн случаев госпитализации, были проанализированы данные о категориях пролеченных больных, возрастных группах, к которым они относятся, а также сложности этих случаев. Оказалось, что 30% больных, которые находились в стационарах, не нуждались в этом. То есть их можно было лечить амбулаторно или дома, а это уровень первичной медицинской помощи и забота семейного врача.
ТАРИФНАЯ СЕТКА
Важный успех полтавского «пилота» — готовая тарифная сетка. Если для эксперимента тарифы за предоставленные услуги формировались, как говорят, с колес, то теперь у Национальной службы здоровья Украины есть конкретные цифры. Глава НСЗУ Олег ПЕТРЕНКО озвучил, что с 2020 года служба будет платить заведениям 8500 гривен за роды, 19500 гривен — за лечение одного инсульта, 15800 гривен — за лечение инфаркта. Отметим, это цифры, которые Нацслужба перечисляет больнице, которая пролечила пациента с определенным диагнозом. Если вдруг эти средства будут требовать от пациентов, Олег Петренко советует обращаться на горячую линию «16-77».
В настоящий момент полтавские больницы получают средства от НСЗУ по схеме 60/40, где 60% — это медицинская субвенция. А остальные — плата за случаи лечения. «Все медицинские стационарные учреждения еженедельно передают данные в НСЗУ о количестве и структуре пролеченных случаев. Оплата за каждый частный случай госпитализации рассчитывается по формуле: средняя стоимость случая, умноженная на корректирующие коэффициенты, — в зависимости от диагноза, класса болезней, уровня стационара и т.п. Национальная служба здоровья Украины анализирует эти данные. Под ее пристальным взглядом каждую потраченную копейку видно, как под микроскопом, — отметил директор департамента здравоохранения Полтавской ОГА Виктор ЛЫСАК. — И это хорошо, потому что мы стремились, чтобы человек понимал, как деньги, оплаченные им в качестве налогов, тратятся на здравоохранение».
«Чтобы готовить к изменениям госпитальный сектор, нужно действовать последовательно, — добавляет Виктор Лысак. — В каждом заведении должна быть команда, готовая к переменам. Человеческие ресурсы — это важнейший потенциал, без непрерывной учебы результата не будет. Сейчас в области 56 заведений заключили соглашение с НСЗУ через электронные системы. Из них 46 заведений — это бывшие районные больницы, стационары, перинатальные центры и 10 заведений областного подчинения. Мы сейчас на стадии завершения преобразований. Заведения компьютеризированы на 100%. Каждое учреждение имеет свой финансовый план, это совсем другой подход к работе медицинского заведения. Мы разработали обмен информацией между коммунальными некоммерческими предприятиями и НСЗУ о каждом пролеченном случае и создали базу аналитических данных на базе наших центров. Нужно понимать, что мы работаем в пределах медицинской субвенции, а каждую копейку используем прозрачно. При этом видим, кого и как лечим».
ОДНА ЦЕНА — РАЗНОЕ КАЧЕСТВО
Чтобы было понятнее, как перемены работают в больницах, чиновники приводят пример. Две больницы разного уровня получили пациента с похожим диагнозом. Если больница пролечила пациента и выдала отчет НСЗУ, служба платит обоим заведениям условно по 10 тысяч гривен. Дальше экономисты и статисты заведения считают расходы на лечение этого пациента. В одной больнице выходит сумма 9,5 тысячи, а в другой — 11 тысяч гривен.
«Значит, есть определенные минусы в работе больницы. То есть НСЗУ платит одни и те же средства за сложные случаи. Но заведениям нужно проанализировать, почему кто-то имеет от этого плюс, а кто-то получает минус, — отмечает заместитель директора ДЗ «Центр медицинской статистики Минздрава Украины» Сергей ДЯЧЕНКО. — Чтобы быть готовым к другой системе финансирования, нужно разработать модель сотрудничества между заведениями и плательщиком, научиться рассчитывать стоимость оказания медицинской помощи, проанализировать финансовые риски, чтобы выявить преимущества и недостатки в каждом отделении больницы».
У медицинских учреждений таким образом появляются дополнительно заработанные средства. Как ими распорядиться — решают главные врачи. Можно увеличить зарплаты персонала, нарастить закупки лекарств, материалов, продуктов питания или же положить деньги на депозит в банке для приобретения нового оборудования или ремонта.
«В некоторых больницах доходы выросли на 46%. Потому что люди поняли, что нужно идти в больницы более подготовленные, где власть больше занималась подготовкой заведений, — продолжил Сергей Дяченко. — Теперь нет понятия «койкодень», срок лечения снижается, пациентов выписывают тогда, когда нужно. Больницам нужно отказываться от необоснованных госпитализаций. Те, кто особо не занимался своим развитием, теряют пациентов, уменьшают уровень госпитализации, при этом почти не уменьшают продолжительность лечения. Это задание власти — заниматься подготовкой заведений к реформе. Некоторые регионы уже провели анализ работы своих заведений и готовят методические рекомендации для изменений».