Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Борис ГУДЗЯК об ответственности капитала

Львовский дискуссионный клуб провел встречу, на которой о проблемах бизнеса говорили не только бизнесмены
22 февраля, 2011 - 20:24
БОРИС ГУДЗЯК
ОДНА ИЗ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ, КОТОРАЯ СЕГОДНЯ СПОСОБНА ВЫВЕСТИ УКРАИНЦЕВ НА УЛИЦЫ И «МАЙДАНЫ», — БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ (МИТИНГ В КИЕВЕ КО ДНЮ СОБОРНОСТИ УКРАИНЫ) / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

В последнее время вопрос нравственности и этичности бизнеса в мире стоит довольно остро. Нынешний Международный экономический форум в Давосе засвидетельствовал: к людям в деловых кругах после кризиса начало приходить понимание — методы, по которым они работали раньше, больше не действуют. Многие бизнесмены, в прошлом добивавшиеся успеха не совсем этическими путями, теперь боятся делать такие шаги, констатируют эксперты. «Меняется мировая парадигма», — отметила недавно в интервью «Дню» директор Фонда «Эффективное управление» Наталья Изосимова.

Для украинского же бизнеса понятия этики, достоинства и нравственности особенно актуальны. Коррупция, рейдерство, тень — позорные вещи, которые вот уже около двух десятков лет за время независимости Украины мешают нашей экономической системе очиститься от «грязи» и выполнять роль социального донора, а не только источника обогащения.

В свое время ректор Украинского католического университета (УКУ) доктор Борис Гудзяк довольно точно определил бизнес как инструмент поиска общественного блага, подчеркнув, что предпринимательство — это не только источник прибыли, реализация желаний, таланта и возможностей, но, прежде всего, большая социальная ответственность. А недавно в рамках первой встречи дискуссионного клуба «Бизнес Credo», организованной Львовской бизнес-школой (LVBS), отец Гудзяк вместе с представителями украинского бизнеса и политикума искал ответ на вопрос «Сколько стоит достоинство?».

«Тема достоинства вечна, ведь она отвечает на вопрос «Кто мы и кем нам следует быть?». Творчество, кризисы и напряжение — неотъемлемые атрибуты бизнеса — обостряют этот вопрос, — подчеркнул ректор УКУ, объясняя выбор темы для дискуссии. — В последнее время мне часто приходится говорить о достоинстве в разных контекстах и перед разными аудиториями. Понимание достоинства интересно не столько философскими абстракциями, сколько конкретным его измерением в современном украинском обществе».

Во встрече, модератором и ведущей которой выступила руководитель компании PRP Group в Украине, России, Азербайджане и других странах СНГ Наталия Попович, приняли участие около 150 представителей украинского бизнеса, преимущественно владельцы и топ-менеджеры отечественных компаний, политики и общественные деятели.

«Это был повод поговорить о проблемах и перспективах бизнеса через другую перспективу: перспективу священника, глубоко духовного человека, но при этом успешного управленца, который построил и продолжает строить мощную структуру», — отметила директор Львовской бизнес-школы София Опацкая. Должно быть, именно поэтому вопросы, возникающие в ходе разговора, меньше касались повседневных бизнесовых реалий, например, эффективности процессов, прибыли, рентабельности предприятия, а больше отражали духовные поиски владельцев и руководителей. Человеческое достоинство и его конкретное измерение в украинском бизнесе, нонконформизм и умение плыть против течения, проблемы взяточничества и разочарования, благотворительности и откупа — вопросы, ответы на которые гости первой встречи «Бизнес Credo» хотели услышать от ректора УКУ.

Наиболее интересные и острые моменты из более чем двухчасового диспута «День» решил представить на своих страницах.

ВЗЯТКИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ БИЗНЕС-КУЛЬТУРЫ

«В краткосрочной перспективе коррупция — наиболее легкий способ справиться с бюрократией и преградами в украинских реалиях, — отметил отец Борис Гудзяк, отвечая на вопрос: возможна ли индульгенция на взяточничество при украинских обстоятельствах. — Но если говорить о более долгосрочной цели, этот процесс разрушителен. Ведь тогда труд, жертва, творчество, инновации, хороший менеджмент, являющиеся базовыми ценностями бизнеса, игнорируются внешним фактором. Система же, построенная на взятках, обречена на патологию».

Впрочем, когда в системе тотальной коррупции для крупного бизнеса еще есть возможность отказаться от игры по правилам взятки, то для мелкого предпринимателя такого выбора нет: либо он играет по правилам, либо закрывается, апеллировал зал. Так можно ли назвать взятку грехом в тотально коррумпированной системе, если это едва ли не единственный рычаг, которым предприниматель может оперировать против мощной бюрократической системы?

Однозначно называть преступниками тех, кто пытается, давая взятку, решить свои вопросы, нельзя, убежден ректор, особенно если «на компромисс с принципом идет отец многодетного семейства, частное дело которого — единственный источник дохода семьи». «Теоретически ответ очень прост, — говорит ректор УКУ, — никакой компромисс с принципами не является нравственным. Однако жизнь — это не теория, и есть конкретные ситуации, конкретные отношения, надежды, цели... которые многое оправдывают».

Многие украинские бизнесмены — мастера по плаванию против течения, однако и у них есть соблазн конформизма, говорит отец Борис Гудзяк, ведь иногда сила самого течения и отсутствие средств ему противостоять и руководить желаемым курсом может отбивать охоту. Впрочем, объясняет священник, часто наше решение быть конформистами связано с внутренним чувством обреченности, мы думаем, что нет иного выхода, и отказываемся от смелого, творческого решения. Чтобы отважиться на решение плыть против течения, ректор УКУ советует обращаться к более широкой перспективе, реально открывающей, что может быть совсем по-другому. «Если у нас есть жизненная мудрость, есть опыт разных неожиданных поворотов, мы не обречены быть конформистами. Без надежды на будущее сложно быть порядочным и открытым», — убежден ректор УКУ.

«ПОЖЕРТВОВАНИЕ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ИНВЕСТИЦИЕЙ»

Вопрос социальной ответственности, приобретающий все большую актуальность для украинских компаний, многие из которых подписывают хартию Организации Объединенный Наций, ректор УКУ считает неразрывно связанным с благотворительностью. Понятие же последней довольно часто балансирует на грани человеческого достоинства, говорит священник.

«Благотворительные организации часто стоят перед вопросом, можно ли принимать пожертвования от украинских олигархов, — рассказывает отец Гудзяк. — Перед УКУ тоже возникает такой вопрос. Ведь всего лишь 15% нашего бюджета покрывается студентами, а остальное — средства жертвователей. Мы начали строительство университетского городка, и нам необходимы четыре-пять миллионов ежегодно на стройку. Я убежден, что пожертвования стоит принимать. Директор вашингтонского KennanInstitute Блэр Рубл недавно мне сказал: «Для меня не так важно, от кого поступают средства, а что мы с ними делаем». И я согласен с ним».

Впрочем, отмечает священник, в украинских реалиях не следует забывать, что пожертвование не может купить прощения. Однако покаяние, являющееся предпосылкой для прощения, может проявляться через пожертвование. Но можно ли любые средства считать пожертвованием? «Неправильно, если происходит моральный торг или пожертвование является инвестицией. Тогда оно (пожертвование. — Авт.) теряет свою сущность», — убежден священник.

Украина еще должна пройти определенный путь, чтобы осознать влияние и ответственность капитала, говорит ректор УКУ. «По моему убеждению, социальная ответственность и благотворительность — это не что иное, как проявление любви к ближнему, и я уверен, что украинцы не менее других способны любить людей. Ни у кого нет монополии на добродетели, равно как и на пороки», — резюмирует отец Гудзяк.

«УКРАИНЦАМ НУЖНО ВЕРИТЬ В СВОИХ «МОИСЕЕВ»

В кризисные времена ректор УКУ советует украинцам «верить своим мессиям». «Я историк и именно в истории часто ищу ответы на свои злободневные вопросы», — делится своим опытом отец Гудзяк. Проблемы Украины, по его мнению, связаны с постгеноцидным синдромом: ведь в течение долгих десятилетий человеческое доверие и открытое общение между людьми уничтожались тоталитарной советской системой, а риск и жертва становились невозможными. Опыт насилия остается в памяти, такие трансформации невозможно пережить легко, без последствий и влияния на дальнейшую жизнь — это не рациональные, а глубоко духовные, психологические и эмоциональные процессы, от которых люди, которых они так или иначе коснулись, чувствуют себя искалеченными, говорит ректор УКУ, и это непременно влияет на все аспекты жизни, в том числе и на бизнес. Впрочем, отмечает отец Гудзяк, следует помнить: Господь нас таки вывел из «дома неволи». «И вопрос — в течение своего 40-летнего хождения по пустыне будем ли мы теми голосами, громко сетующими на шаги, которые ставят «моисеи» среди нас, либо высмеивающими их, или все же мы скажем, что видели, как падают кандалы, и другие шаги мы тоже преодолеем?» — спрашивает священник.

Кризис 2008 года после периода оптимизма и больших надежд принес в мир предпринимательства вирус разочарования, говорит отец. И если добавить к этому еще и ощущение сужения свободы, прежде всего внутренней, которое все чаще появляется у украинских предпринимателей, особенно мелких и средних, убежден ректор УКУ, то ситуация выглядит почти безнадежной. В таких случаях, по его мнению, нужно обращать внимание на более долговременные процессы и не тратить свою энергию на эпифеномены. «Жизнь будет счастливее и эффективнее, когда мы смиримся с тем, что не можем все контролировать, — убежден отец Гудзяк, — нельзя допускать, чтобы внешние вызовы порабощали наш внутренний мир».

После двухчасового диспута участники поделились с «Днем» впечатлениями от встречи и своими размышлениями по поводу того, сколько же все-таки стоит достоинство в украинской бизнес-среде и кого из украинских бизнесменов можно ставить в пример детям.

Богдан КУПИЧ, вице-президент по развитию бизнеса компании «Квазар-Микро»:

— Сколько стоит достоинство — важная тема для обсуждения в украинском бизнес-сообществе в связи с возможностью поднятия таких вопросов: является ли бизнес только материальным? Являются ли этика, мораль и достоинство важными характеристиками для бизнесменов? Можно ли ставить украинский бизнес в пример предприимчивой молодежи? Об этом стоит говорить, об этом нужно говорить.

Юрий ЕХАНУРОВ, экс-премьер-министр Украины:

— Если говорить в мировом контексте, у украинского бизнеса совсем короткая история, и поэтому хотелось бы, чтобы украинские бизнесмены брали пример с представителей западного бизнеса. Там уже поняли, что следует, кроме законов бизнеса, соблюдать нравственные законы. В этой системе координат нужно хорошо понимать, что хорошо, а что нет. Чтобы когда ты посмотришь в зеркало, тебе не было противно смотреть на себя.

Леся ОРОБЕЦ, народный депутат Украины:

— Большинство мегауспешных предпринимателей на украинском рынке начинали в стране, в которой не было по сути ни права, ни этических правил поведения. Поэтому говорить о том, что они преступники, олигархи, не совсем правильно. Они — дети своего времени. Впрочем, ставить их в пример своим детям не очень хочется, так как есть надежда, что, по крайней мере, наши дети будут жить в условиях правового государства, где бизнес будет иметь четкие правила и четкие показатели успеха, которыми является не попадание «его» людей в парламент, повышение продаж или доли на рынке.

Чем труднее время, чем кризиснее момент, тем острее стоит проблема достоинства человеческой личности. В условиях хорошего роста экономики немногие задумываются над тем, что есть понятия, более ценные, чем деньги. Впрочем, когда бюджеты урезаются, очень легко и очень соблазнительно забыть хотя бы на минуту о том внутреннем стержне, который не позволяет пойти на неэтичные шаги.

Если играть в тактику, всегда есть соблазн сделать что-нибудь такое, что сделает твой путь быстрее, чем маршрут строго по этическим путям. Впрочем, если играть в стратегию, приходит понимание: неэтичный шаг, на который ты пойдешь сейчас, рано или поздно к тебе вернется. И эти законы действуют как в бизнесе, так и в политике.

Из моего собственного опыта скажу, что очень часто достоинство к людям возвращается тогда, когда ты начинаешь относиться к ним, как к достойным людям. Выглядит так, что даже самые закоренелые коррупционеры кормят историю для внуков, в которой бы они были добрыми, хорошими реформаторами и благотворителями. И очень часто общественные лоббисты, продвигающие свои общественно-позитивные решения, давая возможность тем закоренелым коррупционерам почувствовать себя благотворителями, творят чудеса.

Алла ДУБРОВЫК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ