Создание бренда Украины — вызов, над которым работают многочисленные специалисты из разных сфер и институтов. В то же время это задача, которая может объединить для своего решения не только взрослых, но и детей, причем не только тех, которые проживают в Украине. Конкурс «Бренд Украина: создаем вместе», организованный Международным институтом образования, культуры и связей с диаспорой (МИОК) и Украинской школой в ОАЭ «София», при партнерстве Всемирной федерации украинских женских организаций, Всемирного координационного воспитательно-образовательного совета Всемирного конгресса украинцев — замечательный пример такой синергии ради общей цели. 94 участника (21 команда) из 11 стран мира (Германия, США, Португалия, Япония, ОАЭ, Великобритания, Молдова, Венгрия, Канада, Бельгия, Кипр) прислали свои проекты, в которых описали, что знают их сверстники о нашем государстве, и предложили способ, который, по их мнению, будет наиболее эффективным, чтобы познакомить иностранцев с Украиной. Недавно были объявлены имена участников трех команд-победителей конкурса.
НАМНОГО БОЛЬШЕ, ЧЕМ СОЗДАНИЕ БРЕНДА
«В лавине информации рядовой пользователь, который мало знает об Украине, просто теряется, и действительно очень важно, чтобы наше государство имело свой бренд. Не искусственно придуманный, а такой, который подчеркивает ее органические черты, которые смогут быть интересны миру и продвигать интересы к Украине. Есть исследования, что бренд играет большую роль, в частности для экономического развития, так как привлекает туристов, которые могут быть разными — бизнесмены, ученые... Каждый имеет свой круг интересов, так возникают контакты. И через эти контакты рождаются проекты, которые способствуют развитию страны», — объясняет Олег ПАСКА, директор департамента образования и науки Львовской областной госадминистрации.
В то же время создание бренда Украины — очень амбициозный вызов. «Когда школа из ОАЭ, в частности Татьяна Спиваковская, нам предложила организовать такой конкурс, первая реакция была — «нет». Почему? Потому что в Украине известные специалисты пытались создать этот бренд, и я слышала на конференциях, что им это не совсем удается. А это дети, рожденные за границей или уехавшие с родителями недавно; которые учатся в школах стран своего проживания и ходят в украинские субботние и воскресные школы только раз в неделю и, наверное, не имеют очень глубоких знаний об Украине, будут творить бренд. К нашему глубокому удивлению, на первый этап согласились 40 команд. А когда мы обратились к ведущим специалистам в Украине, известным людям, чтобы они вошли в жюри конкурса, ни один не отказался», — рассказывает директор МИОК Ирина КЛЮЧКОВСКАЯ. Ведь действительно, хоть проекты детские, но оценивали их специалисты из разных сфер: Мирослава Барчук, Павел Гудимов, Андрей Гундер, Лариса Дир, Анна Кантер, Евгения Петрова, Ирина Ключковская, Владимир Шейко.
Одна из причин такой поддержки конкурса заключается, пожалуй, в том, что он о значительно больше, чем создание бренда. Прежде всего речь идет о том, что дети из разных уголков мира смогли сплотиться ради цели, которая их вдохновляет. Как отметил Максим КОЗИЦКИЙ, председатель Львовской областной государственной администрации, которая поддержала конкурс, «это возможность показать миру, что украинцы живут не только в Украине, но объединены по всему миру». Первая задача конкурса — исследование аудитории — побудило участников поговорить со своими сверстниками об Украине, что, возможно, стало поводом для иностранцев подробнее ознакомиться с историей нашего государства, познать культуру.
Вторая составляющая — создание бренда — стала импульсом к исследованию различных аспектов Украины, чтобы выбрать именно тот, который сможет выгодно представить наше государство для молодежи из других стран. Об этом свидетельствуют слова координатора команды, которая заняла третье место, Светланы Бакуменко: «Наша команда провела десятки часов только за совместным обсуждением и работой над проектом, и это не считая часов самостоятельной работы». «Убежден, что те знания об Украине, которые в своих средах получили участники конкурса, готовя собственные проекты, станут для них ориентирами на пути их дальнейшего открытия Украины миру. Будем уверены, что те работы, которые представили команды-участницы, сыграют не последнюю роль в разрушении многих стереотипов относительно Украины», — отмечает ректор Национального университета «Львовская политехника» Юрий БОБАЛО.
Да, эти проекты не созданы профессиональными дипломатами, однако уже давно известно, что каждый украинец, который находится за границей, является амбасадором нашей страны, как метко напомнил основатель и куратор артцентра «Я галерея» Павел Гудимов: «Важной коммуникативной частью этого конкурса является работа с теми аббасадорами Украины, кто живет за границей, с теми украинцами, которые хотят, несмотря на глобализацию, оставаться и идентифицировать себя украинцами».
Упомянутый аспект противостояния последствиям глобализации тоже является чрезвычайно важной составляющей этого конкурса, поскольку, как известно, процессы ассимиляции ускоряются с каждым годом. «Не ошибусь, если скажу, что все, кто работает с детьми и молодежью в зарубежье, кроме участия в учебном процессе, работают над тем, как не потерять украинскую молодежь, которая имеет все возможности быстро адаптироваться в обществах страны проживания, — отмечает Оксана ЛЕВИЦКАЯ, председатель Всемирного координационного воспитательно-образовательной совета Всемирного конгресса украинцев. — Они работают над тем, как сохранить преемственность привлечения молодежи к украинским организациям и воспитанием граждан с сознательной позицией и лидеров, которые в своей взрослой жизни будут пропагандировать и отстаивать Украину в мире». Как свидетельствуют эти проекты, украинская молодежь имеет много идей для продвижения нашего государства в мире.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ И СОВРЕМЕННАЯ
Позиционировать Украину как IТ-государство решила команда из немецкого города Карлсруэ, которая заняла третье место. Ее участниками являются Тереза Тихонюк, Анна Пивовар, Олег Артеменко, Давид Сенников. Тереза Тихонюк рассказывает: «Мы выбрали нашей аудиторией молодежь, поскольку мы их лучше понимаем. А самое важное, что они скоро повзрослеют, будут иметь свое дело, будут искать бизнес-партнеров, и мы хотим, чтобы они видели Украину как такую ??страну, где они могут найти этих партнеров». Ученики создали слоганы (Ukraine United, Ukraine: the country of wonders) и логотипы, которые представляли связь Украины и ее достижения в IТ-отрасли, а также плакаты и презентации с самыми известными украинскими стартапами и IТ-компаниями.
Представляется, что эти плакаты были бы уместны и для самих украинцев, ведь если о Grammarly или PetCube более или менее известно, то сведения о GitLab — сайте и системе управления репозиториями кода для Git, Bitfury — многопрофильной блокчейн-компании, SolarGaps — стартапе, который разработал первые в мире жалюзи с солнечными элементами, и многие другие компании для многих станут открытием. Свои материалы участники принимают как инфографику, которую можно использовать для продвижения Украины в соцсетях. Плакаты и презентации они планируют перевести на английский и немецкий языки, чтобы показывать их в школах и на международных днях в городе. «Мы хотим, чтобы наше государство воспринимали как технологическое и современноке», — отметила Анна Пивовар.
КАК ГЕРМИОНА РАССКАЗЫВАЕТ О ГРЕЧАНИКЕ
Второе место заняла команда (Алиса Корпош, Стефан Голод, Ева Голод, Александра Арлачова, София Арлачова; координатор — Лина Максимук) школы украиноведения имени Леси Украинки в Ноттингеме (Великобритания). «Наша команда решила выбрать для конкурса «Бренд Украина: создаем вместе» тему еды. Тема на самом деле гораздо сложнее, чем кажется. Потому что информации в интернете очень много, а это значит, что уже есть много мифов и фейков об украинской кухне. В этом мы убедились, готовясь к конкурсу. Также нам хотелось показать миру, что Украина — это не только борщ, голубцы и вареники. Опрос, который мы провели среди своих друзей, знакомых и в школах, показал, что наше поколение больше бы хотело узнать об Украине через ее еду. Великобритания вообще очень открыта к кухням мира, и в школах на школьные обеды часто подают блюда индийской, итальянской, польской и русской кухни. Украинской кухни среди них, к сожалению, нет. Именно поэтому мы решили запустить веб-страницу с англоязычными рецептами украинских блюд, вкусных и простых в приготовлении даже для наших сверстников. Мы надеемся, что эти рецепты пригодятся для приготовления ланчбоксов и когда-то станут частью школьного меню», — представила идею проекта Алиса Корпош.
Дети подготовили проект сайта UCOOK и создали логотип, где одна из букв «о» в названии является свеклой. «Бурячок на лого — один из знаковых овощей в Украине. Это очень полезный овощ, но не очень популярен за рубежом, потому многие просто не знают, что и как с ним готовить, — объясняет Алиса Корпош. — UCOOK означает еду Украины (Ukraine), еду уникальную (unique) и еду, которую ты можешь приготовить сам (you cook). Мы отобрали несколько рецептов и фото с сайта Евгения Клопотенко. Однако наша работа продолжается, ведь сайт мы планируем сделать настоящим».
Кроме того, команда создала рекламу этого сайта, которая будет близка, наверное, каждому ребенку. Использовав конструктор «Хогвартс», участники сняли видео, на котором игрушечный Рон рассказывает, что мама снова дала ему бутерброд с солониной, и спрашивает Гермиону, что ест она. Она отвечает, что ест Гречаник, и рассказывает всем студентам Хогвартса, что это за блюдо и что подобные рецепты можно найти на UCOOK.
ТЕМАТИЧЕСКИЕ АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ ЛАГЕРЯ ОТДЫХА
А победителем конкурса стала команда участников из ОАЭ и Украины (Кристина Сомофф (Шарджа, ОАЭ), Павел Павловский (Киев, Украина), Виктор Датченко (г. Абу-Даби), Руслана Терещенко (Киев, Украина); координатор — Ирэна Датченко). Попутно отметим, что участники из диаспоры могли объединяться со своими друзьями или знакомыми из Украины — таким образом усиливая связи с Родиной.
Кристина Сомофф рассказала: «Наша идея — тематические англоязычные лагеря отдыха, где можно будет не только насладиться украинской природой, но и получить новые умения, развить таланты. Летом я была в лагере Cinema Kids в Киеве, и мне очень понравилось. Все дети любят делать ролики и видеоклипы, а в этом лагере учат, как это делать профессионально. И я мечтала, как было бы хорошо, если бы мои друзья из Эмиратов были со мной, это было бы очень интересно и полезно для них... Уверена, они полюбили бы мою страну так, как люблю ее я». Виктор Датченко поделился своим опытом пребывания в лагере «Казацкая крепость», где ходят в вышиванках и шароварах, готовят еду в лесу, ездят верхом, изучают искусство древнего боя... Он уверен, что это заинтересовало многих его друзей.
Как для настоящего бизнес-проекта, дети отметили преимущества таких лагерей. Во-первых, в ОАЭ летом очень жарко, а зимой нет снега, поэтому само наличие четырех сезонов в Украине может стать важным преимуществом. Это также возможность показать Украину с разных сторон — благодаря экскурсиям, поездкам, различным видам деятельности (что дало бы возможность привлечь украинских специалистов по разным видам спорта и танцев). В такие лагеря могли бы приезжать сверстники со всего мира. Участники предложили несколько типов лагерей: культурно-исторические; экотуризм (посещение уникальных природных объектов и заповедников), тематические лагеря (для тех, кто, например, хочет научиться создавать качественные видео, танцевать, овладеть боевым искусством).
КОНКУРС КАК ИМПУЛЬС
Татьяна Спиваковская, заместитель директора украинской школы в ОАЭ «София», справедливо заметила: «На самом деле работа только начинается. Ибо мы можем обменяться интересными, креативными идеями и начать их потихоньку воплощать в жизнь.Каждый в своей стране, школе, среди своих друзей-иностранцев». Можно сказать наверняка, что проект уже стал импульсом к популяризации Украины. Оксана Левицкая рассказала: «Этот проект вдохновил других, даже тех, кто не принимал участия в конкурсе. В частности, хочу поделиться одним примером. Из-за насыщенности учебного материала на курсах украиноведения ученики Родной школы Оквил не могли податься на конкурс. Но идея бренда Украины была воплощена таким образом, что выпускники этого года представляли свои презентации на эту тему как завершающий проект. Мы поделились этими презентациями через «Фейсбук»-страницу «Школьный совет Конгресса украинцев Канады». В Toronto Catholic District School Board сентябрь объявлен месяцем украинского наследия, и мы получили запрос подать презентации учеников об Украине на английском языке для распространения этих материалов среди англоязычных учащихся в канадских школах в Торонто, над чем работаем в настоящее время».
Посмотреть проекты участников конкурса можно на сайте МИОК.