Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Будь моим ребенком!

«Работы хватит всем»: как в Украине работает механизм усыновления
12 октября, 2017 - 11:25
ФОТО ИЗ АРХИВА "Дня"

В Украине — 71 тысяча детей-сирот. У большинства из них есть опекуны или попечители, а почти 14 тысяч живет в приемных семьях или детдомах семейного типа. Шесть тысяч воспитанников интернатов имеют этот статус и ждут новую семью или выпуск из заведения и совершеннолетие. Такую статистику озвучил Уполномоченный Президента Украины по правам ребенка Николай КУЛЕБА в эфире «5 канала».

Защитники прав детей убеждены: семья — лучшая среда для развития ребенка независимо от возраста, состояния здоровья или особенностей поведения. Это особенно актуально для детей-сирот. Приоритетным для них является усыновление, поскольку ребенок приходит в новую семью на правах родного. «День» узнал, через какие процедуры должны пройти будущие родители и почему некоторые потенциальные усыновители ищут ребенка годами.

СНАЧАЛА — ПОУЧИТЬСЯ

«Тот, кто решил принять в свою семью ребенка, должен сначала оценить собственные ресурсы, — акцентирует Любовь ЛОРИАШВИЛИ, психолог Киевского городского центра социальных служб для семьи, детей и молодежи. — Потенциальные родители должны решить, готовы ли они отказаться от чего-то ради ребенка, уделять ему много времени, воспринимать его со всеми особенностями, сложностями поведения и предыдущей историей. Нужно осознать и то, что любви и согласия сразу может и не быть».

Путь ко встрече с сыном или дочерью начинается в службе по делам детей по месту жительства. Там специалисты помогут определиться с семейной формой, которая подходит человеку наиболее всего. Здесь играют роль и желание, и материальные обстоятельства. Возможно, человек остановится на усыновлении или все-таки почувствует в себе силы стать «профессиональным» отцом или матерью в приемной семье или детском доме семейного типа. «Мы в соцслужбе воспринимаем таких родителей, как коллег, которые выполняют свою работу круглосуточно, без выходных, отпусков и больничных», — говорит Любовь.

Следующий шаг — сбор пакета документов, который длится около месяца. В него входят копии паспортов и свидетельства о браке, справки о доходах, состоянии здоровья, несудимости, а также подтверждение права собственности или пользования жильем. Затем соцработник посещает семью, чтобы оценить ее быт, и описывает свои впечатления в акте об обследовании жилищных условий, который приобщают к делу.

Любовь ЛОРИАШВИЛИ: Тот, кто решил принять в свою семью ребенка, должен сначала оценить собственные ресурсы.  Потенциальные родители должны решить, готовы ли они отказаться от чего-то ради ребенка, уделять ему много времени, воспринимать его со всеми особенностями, сложностями поведения и предыдущей историей. Нужно осознать и то, что любви и согласия сразу может и не быть.

Перед началом поиска желающие принять ребенка в семью могут пройти специальные курсы. В Киеве ежемесячно обучение начинает одна группа. Большинство слушателей — будущие усыновители, которые стремятся лучше понять особенности и потребности ребенка, стремятся научиться с ним взаимодействовать и реагировать на сложности в поведении.

Курс включает десять занятий — по одному в неделю. Тренеры готовят семьи к переменам и кризисным моментам, разрушают мифы о воспитании, учат правильно адаптировать детей к новой среде и перенастраиваться самим, формировать крепкие, но гибкие семейные связи. Несколько блоков посвящены собственно ребенку, его развитию и потребностям, потерям, которые он пережил. На последних занятиях соцработники рассказывают о том, где и как можно получить помощь или специальные услуги.

На итоговом занятии те, кто успешно справился с программой, получают справку о прохождении курсов. Впереди их ожидает самый сложный этап — поиск своего ребенка.

ВИДЕТЬ РЕБЕНКА, А НЕ ДИАГНОЗ

По словам Николая Кулебы, ежегодно новую семью обретают около двух сотен детей. В очереди на усыновление на данный момент стоят 1800 семей, некоторые из них ждут более трех лет. При этом статус сироты до сих пор имеет шесть тысяч детей. Где ошибка в этой арифметике?

Объяснение простое и грустное одновременно: у будущих усыновителей слишком узкие рамки поиска. «Часто человек не готов видеть реальных детей. Его интересуют, например, только девочки до шести лет славянской внешности без задержек в развитии, — отмечает Любовь Лориашвили. — Усыновители часто не видят плюсы у подростков, забывают, что маленький ребенок требует намного больше внимания, иногда сложно понять, чего он хочет. Взрослых пугает инвалидность ребенка или серьезные болезни. При этом у них часто тоже есть проблемы со здоровьем, но во время поиска это почему-то забывается».

Мария Айлен — один из тех усыновителей, кто не испугался десятков листов медицинской документации и непонятных диагнозов. «Свою дочь я нашла в первый же вечер. Когда ехала через пол-Украины «на смотрины», еще не была уверена, но уже до личной встречи, слушая, как директор зачитывает медицинскую книжку, почувствовала: моя, — вспоминает Мария. — Дочь имеет инвалидность, ее заболевание серьезное, нуждается в ежедневном приеме лекарств в течение всей жизни и контроле у врача. Но я обдумала этот вариант заблаговременно и была готова увидеть ребенка, а не диагноз. Моя девочка — абсолютно золотой ребенок. Каждый день нам есть чему радоваться и чем увлекаться, ее болезнь не мешает нам быть счастливыми. Однако до меня она провела в заведении год, в течение которого никто к ней не приходил. Мне страшно думать, сколько еще таких детей остаются там на месяцы и годы, потому что потенциальных родителей отпугивают диагнозами».

Команда фонда «Измени одну жизнь» решила помочь таким малышам найти своих родителей. Они объездили много интернатов и сняли двух— или трехминутные ролики о детях-сиротах со всей Украины. Каждая съемка начиналась с разговора психолога с мальчиком или девочкой о хобби и индивидуальных чертах характера. Потом оператор просил ребенка рассказать о себе и сделать что-то в кадре. Голос за кадром озвучивает некоторые моменты из разговора с психологом. В итоге ребенок получает своеобразную видеовизитку, которая размещается в интернете и на телевидении.

«В службе по делам детей человек видит только маленькую фотографию ребенка и кучу справок. И если там написано, что у малыша серьезные болезни или инвалидность, то часто эта папка откладывается в сторону. Наш видеоролик о ребенке, который будущие родители увидят на приеме у специалиста или по телевидению, позволит им самостоятельно оценить глубину проблемы и принять решение», — комментирует Леонид ЛЕБЕДЕВ, директор фонда «Измени одну жизнь». Наряду с роликом люди видят контакты местных соцслужб, в которые нужно обратиться, чтобы усыновить этого ребенка. Кроме того, команда «Измени одну жизнь» консультирует тех, кто еще в поиске, и семьи, которые уже приняли малыша. Сейчас в базе фонда более трех тысяч анкет. За три года его деятельности свои семьи обрели три сотни детей.

КРИЗИСЫ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Когда человек сделал выбор, его направляют в службу по делам детей, которая контролирует заведение пребывания ребенка. Тамошние специалисты должны быть присутствуют во время первого контакта. За визитом наблюдают и работники заведения — директор, главный врач, воспитатель и тому подобное. Это создает дополнительное давление на человека. Шквал эмоций и услышанные «страшилки» о болезнях, характере и наследственности могут сбить визитера с толку и заставить отказаться от якобы «не его» малыша.

Любовь Лориашвили советует при первом контакте сосредоточиться на главном — ребенке. Нужно пообщаться с ним, поиграть, но в любом случае не обрушивать сразу слишком много внимания и любви и не засыпать подарками или сладостями. Если пазл сложился, то после решения суда ребенок может переезжать в новый дом.

Однако это не конец истории, ведь члены семьи еще должны пройти адаптацию и построить крепкие отношения. В центрах при соцслужбах есть специалисты по вопросам сиротства, которые консультируют семьи, помогают им справиться с трудностями или кризисами. Приемные семьи и детдома семейного типа сопровождает социальный педагог. В Киеве есть две бесплатных группы, где такие родители встречаются и делятся опытом друг с другом.

Иногда родители и дети не могут преодолеть собственные барьеры и найти понимание. Во многих случаях кризисы случаются через восемь-девять месяцев после попадания ребенка в семью. Он начинает безобразничать, испытывать рамки любви и терпения родителей. Масла в огонь доливают те, кто изначально не поддерживал усыновление. Если человек вовремя придет со своими сомнениями к соцработникам или психологам, они попытаются спасти ситуацию. Однако получается не всегда.

К сожалению, ни о больших трагедиях маленьких людей, ни о сухой статистике таких «разводов» почти не говорят. Впрочем, в целом тема сиротства и поиска новых родителей сейчас приобретает огласку. «Социальные службы готовы сотрудничать с разными организациями и поддерживать их инициативы для детей-сирот, — заверяет Любовь Лориашвили. — В этой теме не может быть конкуренции. Работы хватит всем — как по устраиванию детей в семьи, так и по последующему сопровождению и поддержке».

Дарья ТРАПЕЗНИКОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ