Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Будет ли 25-й порт Украины — частным?

Строительство порта на озере Донузлав оценивается в $ 2,4 млрд.
6 августа, 2003 - 00:00

Сейчас в Украине 24 морских порта. Морские перевозки переживают бурный рост и, как предполагают специалисты, темпы их роста будут увеличиваться в связи реконструкцией и развитием промышленности, курортов, туризма. Так, в первом полугодии 2003 года весь транспортный комплекс Крыма увеличил грузооборот на 40%, сообщает Управление статистики. Он составил 4415 млн. тонно-километров. Значительная часть этих грузов доставлена морскими путями. В 2002 году морской транспорт Крыма в целом по сравнению с 2001 годом увеличил грузоперевозки на 45% — то есть до 685 тыс. тонн, перевозку пассажиров — на 28% (до 946 тыс. человек). В 2002 году крымские морские грузоперевозки составили 7,8% украинских, перевозки пассажиров — 17,5%. В Крыму морскими грузовыми перевозками занимаются 5 предприятий, пассажирскими — 8.

По разным причинам порты сейчас не отвечают необходимым требованиям: во-первых, во многих из них глубина недостаточна для приема современных лайнеров, не отвечает потребностям и длина причальных стенок — современные суда требуют и более длинных стенок, и большей глубины причалов.

Наиболее развита портовая структура в Севастополе. Всего здесь более 20 километров причалов. Большинство их используется военными ВМС Украины и Черноморского флота России. Гражданский Севастопольский торговый порт имеет два пассажирских причала в центре города, где принимает туристические и круизные суда, а также ряд катерных и паромных причалов в портопунктах на внутригородских морских маршрутах. Перевозки грузов и пассажиров здесь, как и везде, растут год от года. В 2002 году по сравнению с 2001 годом Севастопольский морской порт увеличил перевозки платных пассажиров на 10%, а кроме того, в январе — июне 2003 г. повысил показатель общего объема перевезенных пассажиров на 20% (до 2752,5 тыс. человек). За это же время Севастопольский морской торговый порт значительно увеличил по сравнению с аналогичным периодом прошлого года переработку грузов (до 144,9 тысяч тонн) и количество судозаходов в Севастопольский порт в январе — июне возросло на 98% (до 800,5).

Специалисты считают, что буквально через несколько лет Украина ощутит дефицит портовых мощностей как для перевозки пассажиров, так и для транспортировки грузов. Ощутит, если не будет принято действенных мер. Одна из них — строительство новых морских портов, в частности, на озере Донузлав в западном Крыму. Это очень удобное место — чистое и глубокое море, близость всех морских транспортных путей: в порты Одессы, в Россию, Болгарию, Румынию, Турцию и другие страны Средиземноморья. Идея строительства здесь порта вынашивается еще с первой половины прошлого века, однако место это облюбовали военные. На озере была создана Крымская военно-морская база противолодочной авиации, которая сейчас расформирована, а ВМС Украины эксплуатируют только небольшую часть уже существующей инфраструктуры и совсем незначительную часть потенциальных ресурсов озера. Совет министров Крыма вновь поставил вопрос о строительстве на Донузлаве наиболее современного морского порта с мировыми характеристиками.

Естественная глубина Донузлава — до 28 метров. При этом слой около 5 метров толщиной на дне озера составляют песчаные наносы (здесь раньше и добывали песок для строительства), что позволяет легко углубить фарватер до 40 метров для прохода крупнотоннажных судов и оборудовать удобную закрытую защищенную акваторию. Длина береговой линии озера — 70 километров, что достаточно для строительства не одного порта. С 1994 года на озере не проводятся дноуглубительные работы, в результате чего дно слишком заилено. При необходимой для прохождения грузовых судов глубине в 15 — 21 метр сейчас глубина озера составляет от 8 до 9 метров. На южном берегу расположена военно-морская база Южного морского района ВМС Украины с двумя причальными стенками, глубина у причалов здесь только 7 метров.

Недавно в Симферополе состоялось заседание координационного совета по разработке проекта Донузлавского порта. Как сообщает Крымское агентство новостей, вице-премьер-министр АРК Геннадий Бабенко сообщил, что по экспертным оценкам строительство крупного грузового порта на озере Донузлав — с нефтебазой, нефтепроводом, терминалами для перевалки зерна и других грузов, подведением железнодорожных путей — обойдется приблизительно в $ 2,4 млрд. По словам Геннадия Бабенко, сегодня есть два проекта застройки Донузлава. Крымский проект предусматривает строительство порта с нефтетерминалом на 4 млн. тонн на северном берегу озера и прокладку железнодорожной ветки от села Воинка (между Красноперекопском и Джанкоем) прямо к «выходу» из Крыма через Перекоп. Второй проект, разрабатываемый Министерством транспорта Украины, наоборот, предусматривает строительство порта на южном берегу озера и прокладку железной дороги Евпатория — Мирный, а значит выход из Крыма через Евпаторию, а потом только — через Перекоп.

Дело в том, что мнения крымских специалистов также разделились. Совет министров и большая группа предпринимателей поддерживают проект частного порта. Еще в апреле 2003 года спикер крымского парламента Борис Дейч заявил, что поддерживает проект Минтранса Украины по строительству на Донузлаве второго после Ильичевска крупнейшего порта в Украине. Какое решение будет принято?

До 10 августа 2003 года в Крыму планируется провести межведомственное совещание по вопросу строительства порта с участием Президента Украины Леонида Кучмы, который сейчас находится в Крыму на «рабочем отдыхе», и представителей Минтранса Украины. На совещании Президенту предложат сделать выбор между частным и государственным капиталом. Дело в том, что это главное различие двух проектов — источник инвестиций и будущий собственник порта. Минтранс страны намерен строить государственный порт на бюджетные средства с передачей его гособъединению «Укрморпорт». В то же время Крым уже начал привлечение частных капиталов для строительства первого в Украине частного порта по своему проекту. Большой интерес к инвестициям в строительство порта, по словам министра промышленности, транспорта и связи автономии Азиза Абдуллаева, проявили такие крупные нефтяные компании, как «Лукойл» и «Юкос». Однако пока заказчиком проекта выступает ООО «Порт Донузлав» (Черноморский район). Как сообщил журналистам его гендиректор Сергей Рущак, компания обладает достаточными финансовыми ресурсами, чтобы освоить весь объем работ.

Никита КАСЬЯНЕНКО, Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ