Больше недели в Украине на уровне правительства ведутся дискуссии относительно работников — от запрещения выезда украинцев на заработки до организации чартерных перелетов в европейские страны. А заявление премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля о запрещении вызывало большую общественную дискуссию, где звучали разные мнения (в частности и на сайте «Дня», см. например блог Ирины Мацепуры «О рынке труда» https://day.kyiv.ua/uk/blog/suspilstvo/pro-rynok-praci). Правозащитники увидели в этом рудименты советской системы. По данным Национального банка Украины, переводы от украинских трудовых мигрантов — очень весомая доля валюты, которая поступает в страну. Так, в 2019 году они составили 12 млрд долларов США, по оценкам МВФ — приблизительно 16 млрд долларов США. Это — 8% от ВВП государства. По разным оценкам, в этом году эти цифры не достигнут половины от данных в прошлом году.
«Государство готово было осуществить нарушение прав человека, и нет гарантий, что это не повторится. Но было еще перед независимостью Украины — такое отношение к людям. Заверяю, что последствия таких запрещений могут быть абсолютно плачевными, потому что могут привести не только к массовому выезду на заработки, но и к тому, что люди не захотят жить в такой стране», — убежден глава правления Украинского хельсинского союза по правам человека, директор Харьковской правозащитной группы Евгений ЗАХАРОВ. Его поддерживает правозащитник Максим БУТКЕВИЧ, который заявляет, что «довольно противоречивые месседжи власти не соотносятся с правами и свободами гражданина. Это может привести к искам граждан в Европейский суд».
Сегодня власть говорит, что ведет переговоры с несколькими европейским странами, чтобы украинцев организованными группами перевозить на сезонные работы. В частности, в Финляндию. «В первую очередь идет речь о безопасности граждан и об обеспечении прав и интересов граждан. Проблема актуальна для всех сфер, и каждое правительство ищет баланс как максимально, с одной стороны, не допустить новых вспышек коронавирусной инфекции, а с другой стороны максимально облегчить жизнь граждан — в рамках этих ограничений, — сказала советник вице-премьер-министра по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Дарья ГАЙДАЙ. — Именно поэтому по поручению премьер-министра был создан координационный механизм, который возглавил вице-премьер Владимир Пристайко для того, чтобы, во-первых, скоординироваться с правительствами государств, которые приглашают украинских сезонных рабочих к себе. С другой стороны — скоординироваться со всеми властными ведомствами — Минздравом, МИД — для того, чтобы максимально обеспечить организованный переезд и соблюдение всех необходимых мер безопасности. Потому что мы говорим не об одном-двух самолетах, а идет речь о тысячах людей — как было озвучено на встрече с представителями Финляндии. В их случае идет речь о 11 тысячах лиц. Другие страны тоже озвучили о запланированных рейсах перевоза. Идет речь о массовом процессе, и потому необходима максимальная координация. Это является предметом разговоров с иностранными правительствами. В настоящее время прорабатываем обращение правительств Австрии, Норвегии, Британии».
По ее словам, «организованный подход» уменьшит риски распространения заболевания Covid-19 среди работников, и в целом. Потому что именно неорганизованное передвижение, когда люди выезжают на короткий срок, представляет опасность. Эксперты отмечают, что сегодня в мире, по данным ООН, мигранты составляют 3,5% населения мира, динамика усиливается, и Украине следует обратить особенное внимание на формирование миграционной политики, защиту наших граждан.
К сожалению, по прогнозам экспертов, трудовая миграция будет усиливаться, если в Украине не будет создан благоприятный бизнес-климат для малых предпринимателей.
«29 марта правительство пересмотрело макроэкономический прогноз на 2020 год. Согласно нему, уровень ВВП будет составлять ориентировочно 4 триллиона гривен, средний курс гривни к доллару — 29,5. Такой уровень ВВП был в стране в 2010 и 2014-х годах, то есть украинская экономика ходит «по кругу». Надеяться на экономический рост невозможно, — отметил президент Всеукраинской ассоциации компаний по международному трудоустройству Василий ВОСКОБОЙНИК. — Если Украина хочет оставить работников дома, то нужно либерализировать украинскую экономику: предоставить максимальную свободу и льготы тем, кто сам для себя организует рабочие места, то есть создать условия для малого бизнеса, частных предпринимателей и трудовых мигрантов. Люди страдают от неэффективной государственной политики».
Он отметил, что в Ассоциации создали законопроект №2365 «О защите трудовых мигрантов и борьбе с мошенничеством при трудоустройстве за рубежом», в котором предлагается отменить лицензирование компаний-посредников, как инструмент коррупции и законодательно запретить компаниям-посредникам брать с украинцев деньги за трудоустройство за рубежом.
В Национальном банке прогнозируют, что если трудовые мигранты не будут трудоустроены, то уровень безработицы в Украине достигнет неслыханных масштабов. «В настоящее время у нас безработица — на уровне 9%, хотя более оперативные данные Государственной службы занятости свидетельствуют о росте, — отмечает кандидат экономических наук, эксперт по денежно-кредитной политике Секретариата Совета Национального банка Украины Евгений СТЕПАНЮК. — Если допустить, что в Украину вернулось приблизительно два миллиона граждан, которые временно были заняты за рубежом, и что они не будут здесь трудоустроены, то безработица может вырасти до 18% — это будет рекорд в истории Украины. Надеюсь, что этого не случится. Как минимум не нужно создавать препятствия для людей, которые хотят найти работу за рубежом. Сегодня создать то количество рабочих мест, о котором заявляют в правительстве, в наших условиях практически невозможно. Ведь, в основном, речь будет идти о низкооплачиваемой работе, на которую немногие согласятся».
По его словам, правительство должно сфокусироваться на сохранении тех рабочих мест, которые в настоящее время есть в Украине. Относительно создания новых рабочих мест — то, по словам Евгения Степанюка, государству следует предоставлять доступные банковские ресурсы (кредиты) предприятиям, которые могут создавать эти рабочие места.