От Министерства образования и науки практически ничего не слышно о школьной реформе — «Новой украинской школе». О ее реализации и итогах пилота, который начался в 2016 году (сейчас четвероклассники завершают обучение по новому формату), не рассказывает ни министерская пресс-служба, ни и.о. министра Сергей Шкарлет.
Хотя именно сейчас должна начаться переподготовка учителей старшей школы, написание новых программ, печать учебников и финансирование школ на закупку необходимого оборудования (хотя это вечная проблема). Но если начальная школа в рамках НУШ перед стартом имела огромную подготовительную процедуру, о которой постоянно рассказывало ведомство, то в какое учебное пространство попадут нынешние четвероклассники, участвующие в пилоте, — полная неизвестность.
«МЫ НЕ ЗНАЕМ, НАСКОЛЬКО КОМФОРТНО БУДЕТ «НУШЕНЯТАМ» В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ»
Правда, на днях Сергей Шкарлет таки вспомнил о НУШ. Во время онлайн-беседы с Послом ЕС, главой Представительства Европейского Союза в Украине господином Матти Маасикасом Шкарлет заверил в неизменности курса реформ, которые активно реализуются в Украине и поддерживаются Евросоюзом. Также отметил: «Правительство продолжает реализацию реформы «Новая украинская школа». 30 сентября утвержден новый Государственный стандарт базового среднего образования, который заложил основу для эффективного перехода к реализации Новой украинской школы на уровне базового среднего образования, которая состоится в 2022 году». Но до сих пор в МОН не начали готовить плавный переход НУШ в старшую школу, фактически, воображаемого мостика из реформированной младшей школы в измененную старшую — нет.
«Сейчас трудно кого-то винить в этом, поскольку сейчас идет переходный этап, когда сменилось руководство в министерстве, многие оставили ведомство, которые были идейными вдохновителями этой реформы. Кроме того, существует ограничение на встречи из-за ковида, — рассказывает о проблемах тренер НУШ, учительница начальных классов киевской общеобразовательной школы I-III ступеней №294 Ольга МИРОШНИКОВА. — Но то, что меня беспокоит, мы не видим перспектив именно для учащихся пилотных классов, которые будут переходить в 5-й класс. Осталось всего полгода. Это вопрос, который волнует в первую очередь родителей. Они интересуются, как дальше будет, будет ли возможность придерживаться тех идеалов в образовании, которые сформировались у детей за четыре года. А это традиции, другое отношение к детям, другие отношения между родителями и школой.
Сейчас родителей это сильно волнует, потому что переход в 5-й класс — это и так непростое дело. Появляется много учителей, у детей многое меняется в жизни, если дети столкнутся с непониманием со стороны педагогов, снова начнется вот это отпрашивание в туалет, хотя мы давно преодолели этот рубеж, не должны дети для базовой потребности ждать разрешения, то есть это банальные вещи, к которым они привыкли. Меня волнует, что учителя будут их наказывать за это или просто не разрешать. Или за разговоры на уроке будет стоять весь класс. Меня это пугает. Если бы это был один человек, я бы могла поговорить, сообщить, подготовить, а так я же не подготовлю всю старшую школу. Тем более, некоторые дети переходят в другие учреждения. Мы не знаем, насколько комфортно будет нашим «нушенятам» в средней школе».
Эти заботы сейчас должны быть главными хлопотами Минобразования. Как уже упоминалось, правительство утвердило стандарт для среднего образования, и это, скорее, рамка, канва, на которую надо наложить качественные краски. «Сейчас есть информация только о создании рабочей группы, которая будет заниматься разработкой программ на основе утвержденного стандарта, — говорит Ольга Мирошникова. — Это говорит о том, что, скорее всего, дети-пилотники не смогут по этим программам работать. Просто за полгода их не сделают. То есть дети перейдут в среднюю школу нереформированную, продолжения пилота нет, я хочу надеяться, что через год это таки будет готово».
ЧТО ДОЛЖНО БЫТЬ СДЕЛАНО УЖЕ?
К слову, в МОН от предыдущего руководства осталась дорожная карта реализации реформы «Новой украинской школы» на всех уровнях среднего образования. Ознакомиться с ней можно и на сайте веб-ресурса НУШ.
Первая фаза подготовки — уже позади, к 2018 году планировалось завершить переобучение учителей начальной школы, оборудовать классы, подготовить учебники и программы. В течение 2020-го должны были появиться учебники по новому стандарту для 3-го и 5-го классов. Среди планов — другая система финансирования повышения квалификации учителей, ликвидация районных отделов образования после завершения формирования всех объединенных территориальных громад (с этим почти справились), появление в школах наблюдательных или попечительских советов.
В следующем году план НУШ предусматривает выпуск учебников по новому стандарту для 4-го и 6-го класса, а также — внедрение на национальном уровне учебных программ по новому государственному стандарту начального образования для 4-го класса.
Не менее важные планы предусматривались аж на 2022-й — учебники для 7-го класса, конкурсный отбор директоров академических лицеев, материально-техническое обеспечение (лабораторное оборудование и т.д.), а еще — второй цикл мониторингового исследования состояния сформированности читательской и математической компетентности выпускников начальной школы.
Но одних планов недостаточно. Стоит напомнить, почему вообще возникла идея и потребность в НУШ. Нынешние дети просто так зубрить учебник не будут, им это не интересно и кажется ненужным. Их надо мотивировать, учить дискутировать, исследовать, показывать на примерах, зачем им знания геометрии или химии в повседневной жизни. Сознательно в 8 или 16 лет школьники таких выводов не сделают. Новые учителя, программы, оборудование, интегрированные уроки — вот это все в комплексе должно дать современным школьникам образовательную, математическую, читательскую и инновационную компетентности, на которых делает акцент современное образование. И именно этих навыков требует современный мир. Чтобы изменения происходили, их воплощать надо по заранее намеченному плану, желательно без сбоев.
«ИЗ МИНИСТЕРСТВА ВЫЖИВАЮТ ПРОГРЕССИВНЫХ»
Сейчас же воплощать эти планы некому. В МОН объявили, что началось обучение трех тысяч учителей английского языка 5—9-х классов к преподаванию по новым образовательным стандартам. А где остальные подобные переобучения? Не только же английский будут учить школьники.
«Если мы в свое время проходили тренинги, сейчас этого всего нет. Учителя даже понятия не имеют, что это такое НУШ, — отмечает Ольга Мирошникова. — Это же не книгу надо изучить, надо сместить вектор — внутренний, перестроиться. Это надо почувствовать, возможно, даже попробовать. Этой подготовки кадров нет вообще. Очень много работы посвящается профессиональным компетенциям, повышению квалификации, говорят о профессиональном стандарте учителя, это хорошо, но о реформе все забыли. Ведь НУШ — это не уроки, это другое отношение, это другой подход, это исследовательские задачи, когда у каждого в руках не книга, а магнитики, с которыми можно по классу ходить и проверять, что именно магнитится, а что нет. НУШ — это не о предметах. Но чтобы сделать Новую украинскую школу, нужны кадры».
Но кадров не хватает и в самом министерстве. Оттуда увольняются специалисты, которые как раз отвечали за реформы. На днях о своем увольнении из ведомства написала в «Фейсбуке» Елена Панич — уходит с поста государственного эксперта директората высшего образования и образования взрослых. Ранее уволился Егор Стадный, заместитель министра, который отвечал за реформу высшего образования.
«Шкарлет сейчас выживает из министерства прогрессивных людей, которые были набраны в директорат за счет европейских партнеров, — добавляет соучредитель общественных организаций «Родительский контроль» и «СМАРТ ОБРАЗОВАНИЕ» Оксана МАКАРЕНКО. — Чтобы реформа двигалась, недостаточно принять закон или концепцию, надо, чтобы внутри системы были люди, которые двигают эту реформу вперед. Во времена Гриневич вокруг МОН были сплочены все прогрессивные сообщества родителей, учителей, экспертов, международных партнеров, то есть Украина стала тогда площадкой для создания не просто реформы как ремонта, а площадкой для всех инноваторов, которые могли спроектировать образование будущего, учитывая вызовы. Поскольку политические процессы не имеют таких традиций, как продолжать дело предшественников, то НУШ как будто и не отменяют, но непонятно, как ее продолжать.
Во-вторых, во главе министерства в самый неподходящий момент оказался бюрократ, который ведет себя, как идеологический сторонник Дмитрия Табачника. Шкарлет рассматривает школьное образование как дополнение к высшему. Я знаю инсайдерскую информацию, что внутри МОН постоянно идут разговоры, чтобы вернуться к 10-летке, мол, зачем изобретать велосипед, давайте вернемся к советской системе или запихнем пятилеток в школу. 12-й год, по сути, был взят из бакалаврата, приобщен к 12-летке, чтобы выровнять наши рамки квалификации и чтобы дети получили профессиональное профильное образование. Сейчас они борются за то, чтобы сохранить статус-кво, который есть в вузах, чтобы в дальнейшем просто раздавать дипломы всем, кто сможет заплатить деньги университету, сохранить таким образом филиалы, маленькие университеты, чтобы каждый ректор имел себе работу. Это больше всего возмущает».
«БЕЗ ПОДДЕРЖКИ РЕФОРМЫ БУДЕТ НУЛЕВАЯ МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ»
Вместе с тем еще есть время, чтобы подготовиться к нушевскому пилотному 5-му классу. На это даже закладывают средства в бюджете-2021 — запланирована субвенция «Новая украинская школа» в сумме 1,4 млрд грн. Главное — все своевременно и качественно организовать.
«По моему мнению, еще ничего не потеряно и ничего катастрофического не случилось. Нет еще критического разрыва, что потеряли знания детей, — считает Оксана Макаренко. — Пробьются те, кто имеет хороших учителей, поддержку родителей, которые вкладывают в образование детей. Младшая школа таки завершит реформу, это не ухудшит состояние образования, это будет хороший фундамент для детей, попавших в эту реформу. Был мониторинг качества образования, который показал, что знаниевый компонент у этих детей не меньше, иногда и лучше, но они дополнительно хорошо чувствуют себя, умеют работать в группе, имеют лучшую мотивацию к обучению. То есть много плюсов, которые никак не опорочат детей. А вот удастся ли реформировать старшую школу, при условии, что новый стандарт уже принят, — это вызов. Учителей надо подготовить с психологической точки зрения, чтобы они могли развивать предприимчивость, финансовую грамотность, инновационность, обучение через проектную деятельность, чтобы дети получили современные навыки, за которые потом взрослые люди платят бешеные деньги, чтобы быть востребованными на рынке труда. Сейчас важно всем сплотиться, чтобы во главе министерства не было случайных людей».
Вместе с тем многие школы выбрали себе идеалы НУШ как основной вектор развития. Некоторые из педагогов готовы к изменениям и переформатированию учебного процесса и без указаний сверху. Оксана Макаренко добавляет, что это инертное желание, которое возникло на старте НУШ, но насколько этой инерции хватит?
«Без поддержки реформы от МОН будет абсолютно нулевая мотивация к обучению у детей, — считает Ольга Мирошникова. — Мы готовы к тому, что многие родители начнут пользоваться альтернативными формами обучения, они будут оставлять школу из-за недоверия к этой системе. Мы задавали этот вопрос в начале года, на что нам отвечали, что учителя же должны все это понимать. Мы предлагали свои услуги. В основном учителя младших классов — это тренеры НУШ. Ознакомительные, установочные сессии мы могли бы провести. Часть старших классов вообще ожидала, что это все отменят. Но реформа как будто не отменена. При этом все остается очень неопределенным».