Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Была бы колыбель — будут дети!»

19 августа, 2000 - 00:00

К ак настоящий галичанин, я не могу не начать свой ответ с национальных символов. Я формировался в мире, в котором сочетание двух цветов — синего и желтого — было полным официальным табу. Стереотипы, как известно, очень живучие, а поэтому меня всегда приятно поражают и умиляют те кадры телерепортажей (например, о футбольных матчах), на которых волнистое море государственных знамен Украины свидетельствует о том, что украинский народ признал их за свои, это не просто «галицкая интрига», вроде бы навязанная красно-синей Украине. Такое новейшее утверждение табуизованых когда-то национальных символов является для меня несомненным позитивным приобретением нового времени.

Конечно, абсолютно правильный галичанин на моем месте первым приобретением назвал бы существование самого государства «Украина». И действительно, это явление имеет для меня абсолютную ценность — независимо от того, насколько состоятельным является само государство. Мне припоминаются слова кого-то из поэтов-шестидесятников: «Была бы колыбель — будут дети!» Наличие колыбели является необходимой предпосылкой гражданского становления украинской нации. Само наличие таких постов, как хотя бы «Президент Украины», качественно меняет ситуацию, ставит ножку управленческого «циркуля» в кружочек под названием «Киев», вынуждает даже частично смотреть на события под украинским углом зрения. И я уверен, что Президент Леонид Кучма — человек, очевидно, русской культуры — увидел некоторые вещи в другом свете только после того, когда занял этот важный государственный пост. Однако понятно, что многолетние привычки за один день не изменишь, а поэтому киевоцентризм позиции среди «власть имущих» еще долго будет только потенцией, которая только будет ждать свою реализацию. Но ведь согласитесь: еще девять лет тому не было даже этого.

Следующую вещь назвать я колеблюсь — не потому, что позитивность ее сомнительная, а только потому, что дается она нам наиболее тяжелым путем. Я имею в виду тяжелое прощание с патерналистской формой государства и всеми ее психологическими последствиями. Вспомните незабываемую формулу: «Прошла зима, наступило лето — спасибо партии за это!» Благодарить партию нужно было за все, что тебе удалось достичь в жизни. Соответственно, от партии-государства и ожидали всего. Главное, что требовалось от человека, — это покорно занять свое место перед транспортером, с помощью которого раздавались общественные блага, благодарно принять свою судьбу и не посягать при этом на большую судьбу вышестоящих. Этот мир идеологически контролированной «доместикации» отошел в прошлое. Идеальным случаем было бы, когда бы теперь государство содействовало человеку в том, чтобы и выжило само. Вместо этого в Украине реализовалась ситуация наихудшая со всех возможных: у нас и транспортер поломался, и двери замкнули, чтобы скот сам на пашу не вырвался. Но, некоторые смельчаки — пусть и одиночные — вырвались. И в том, что их уже не тянет к «благословенному» транспортеру, — большое приобретение этого девятилетия. Ведь, как известно, за одного битого двух небитых дают.

Я был бы очевидно необъективным, если бы не отметил несравненно высший уровень свободы, усвоенный в течение этого девятилетия. Однако такая фраза, без соответствующих предостережений, также может оказаться избыточно оптимистической, а после того — необъективной. Во-первых, во всем чувствуется, что в стране не одно управленческое звено серьезно работает над тем, как бы уже добытую свободу незаметно у людей отобрать. Во-вторых, другие властные структуры, видится, немало работают над тем, как бы этой свободой — не отбирая ее — легче манипулировать. В-третьих, немало самих носителей этой свободы сегодня слишком легко ее отрекаются. И это последнее меня удивляет больше всего, разве людям не очевидно, что наши нынешние общественные болезни прогрессируют именно поэтому, что мы не хотим закрепить и реализовать свою свободу?!

И наконец, последнее (хотя, ясное дело, не исчерпывающее). Прошлое девятилитие независимости приучило нас к тому, что религия является по меньшей мере нормальным спутником нашей жизни. В течение этого периода мы ровно же почувствовали, что церковный ландшафт Украины, хотя пока что и далекий от окончательной сформированности, все же приобретает более естественные для нас признаки. Сегодня рано еще говорить о то, что мы готовы решить наши церковные проблемы, выходя из украинских приоритетов. Должно еще миновать определенное время, чтобы мы испытали все модели, предложенные другими. Сегодня мы больше доверяем геополитическим или административным приоритетам в разрешении церковных проблем. Очевидно, должно миновать еще десять лет, чтобы мы убедились: наиболее надежными будут те наши решения, в основу которых будет положено достоинство человека. Прошлое девятилетие знаменательно еще тем, что «сильные христианского мира» уже заприметили: христианский потенциал Украины является тем тусклым облаком космической «пыли», которое само пока что не дает света, но существенно влияет на гравитационные поля целой христианской ойкумены. Очевидно,необходимо еще десятилетие, чтобы понять: если ты хочешь, чтобы с тобой в мире считались, нужно научиться светить самому.

Мирослав МАРИНОВИЧ, директор Института религии и общества Львовской богословской академии, член общественного совета Украино-американского бюро защиты прав человека
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ