Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Были ли «россияне»?

«День» разбирался в конфликте, произошедшем с херсонскими моряками, на которых пожаловались за национальную символику на теплоходе
28 августа, 2013 - 11:15
ФОТО: СТРАНИЦА НАТАЛЬИ ВОЗАЛОВСКОЙ В FACEBOOK

Накануне Дня Независимости в Херсоне произошел случай, который после праздника облетел «горячей» новостью всю страну. Председатель Ассоциации сельских и поселковых советов Херсонской области Наталья Возаловская написала статью под названием «Врагу не сдается наш гордый «Арарат». В ней речь идет о том, что несколько дней назад трое россиян, зайдя на борт пассажирского теплохода «Арарат» в Херсонском порту, негативно отреагировали на украинскую национальную символику и баннер ВО «Свобода», которые они заметили на палубе. Российские гости якобы потребовали немедленно снять символику, которая, по их словам, разжигает вражду между народами. Как пишет автор, на этом инцидент не закончился. Пассажиры пригрозили команде увольнением через свои влиятельные связи. На следующий день начальник пассажирских перевозок Нижнеднепровского представительства предприятия «Администрация речных портов» Анатолий Донец на повышенных тонах пообщался с капитаном теплохода Сергеем Колесником и матросом Иваном Сиротой. По тексту Возаловской, Донец забрал баннер «Свободы» и трезубец как «вещественные доказательства» и требовал от команды писать заявления на увольнение по собственному желанию. А еще добавил, что на палубе должен висеть портрет Ленина, а не националистов.

Уже на следующий день после публикации материала в Facebook интернет запестрел заглавиями типа «В Херсоне россияне требовали снять герб и флаг Украины с теплохода». Популярные издания, такие как «Украинская правда» и Gazeta.ua, распространили новость, которую кое-кто уже начал называть международным скандалом. Действительно, у сознательного украинца сразу возникает возмущение: с каких это пор государственная символика Украины и флаг парламентской партии, которую поддерживают миллионы украинцев, воспрепятствовали нормальным отношениям между разными народами? И почему иностранцы позволяют вести себя так вызывающе по отношению к хозяевам?..

Единственное, чего маловато в этой истории, — фактов. Разумеется, можно поверить пани Наталье, которой, по ее же словам, пожаловался капитан Сергей Колесник. Однако эту версию точно так же словесно будет отрицать Анатолий Донец. Кроме того, говорить, что на борту были именно россияне — нельзя. Как рассказал «Дню» матрос теплохода Иван Сирота, пассажиры говорили на чистом русском, потому он подумал, что они из Москвы. «Конечно, паспортов я их не видел, но был уверен, что они москвичи», — отметил моряк. Зато Анатолий Донец, комментируя ситуацию, почти полностью отрицает информацию Возаловской.

— Колесник скрыл от руководства этот конфликт. Нас вызывали в городской совет, сказали, что есть жалобы на грубое обращение с пассажирами со стороны команды теплохода. Мы вызвали капитана и матроса, попросили их написать объяснительную записку, они отказались, — рассказывает «Дню» Анатолий Донец. — Мне не нравится, что эту ситуацию «раздули», ведь конфликт не стоит такого внимания. Никаких россиян там не было, это обычные пенсионеры. Трезубец я не сдирал и о Ленине ничего не говорил. Относительно плаката «Свободы» я считаю, что палуба теплохода — не место для партийной символики, потому я его и снял. Я знаю, что они националисты, но это их личное дело, не нужно выносить это на люди. Не все понимают. А вот к команде «Арарата» у меня и раньше были претензии по работе. В целом они странно себя ведут, часто конфликтуют... Будем дальше разбираться, я просто так это не оставлю, буду подавать в суд.

Впрочем, факт требования о заявлении на увольнение Донец таки не отрицал. «Да, заявление я просил написать», — добавил начальник. И это при том, что, как говорит Донец, «у нас некому работать, никто не хочет сюда идти». Фактически за проявление своих политических симпатий людей пытались запугать заявлениями без даты и подписи, которые можно было бы использовать при очередной жалобе на портрет Бандеры на палубе. Говоря об основаниях, при которых на городском транспорте нельзя размещать символику политических партий, Анатолий Донец ссылался на решение исполнительного комитета Херсонского городского совета, регулирующее размещение материалов предвыборной агитации. Очевидно, речь идет о решении, которое исполкомы местных советов традиционно принимают за 100 дней до выборов. Как объяснил «Дню» руководитель Причерноморского центра политических и социальных исследований Александр Мошнягул, упомянутое решение касается только предвыборной кампании и не запрещает гражданам размещать символику политсил в другой период.

Впрочем, команда судна не заинтересована заострять конфликт.

— Мы работали и работаем как всегда. У меня 30 лет капитанского стажа, у матроса — тоже не один десяток. Дачники относятся к нам очень хорошо, у меня даже есть письма благодарности от пассажиров, — говорит капитан «Арарата» Сергей Колесник. — Только вот начальство считает, что эти письма нам писали за деньги. Мы не хотим проблем, однако если к нам опять будут безосновательные претензии, будем как-то защищаться. Мы не нарушили никаких законов. Открыто поддерживать партию — не преступление. Если кому-то это не нравится, то это их выбор. За это не увольняют с работы. Правда, после того, как инцидент получил огласку, Донец никаких претензий нам не высказывает.

Свою позицию относительно конфликта «Дню» выразила и Наталья Возаловская. «Ситуация с пассажирским теплоходом распространилась, как пожар. Сегодня уже слышу комментарии от администрации, что у них все хорошо, и не было россиян, и вообще начали обвинять команду во всех грехах. Но ситуация была такая, как я описала. Ко мне обратились члены команды теплохода, чтобы проконсультироваться, как им действовать в этой ситуации. Я посоветовалась с коллегами, юристами, и решили пока донести это до общественности. Я встретилась с командой, посмотрела, где что висело, пообщалась с пассажирами и другими работниками порта и только тогда написала статью. Я поддержала членов команды, ведь это не первый случай в моей жизни, когда россияне указывали нам на наше место. В Херсоне в маршрутках, в автобусах междугородного значения на лобовом стекле водители повесили флажки Партии регионов и флажки России с надписью «Херсон». Не было ни одного случая, чтобы кто-то где-то писал или кого-то уволили за такое безобразие», — отметила автор материала.

Эта преисполненная эмоций история заставляет задуматься над двумя вопросами. Первый — ответственность авторов за распространяемую информацию, ведь требования проверять факты в материалах, публикуемых в СМИ, никто не отменял. Поэтому перед тем как жаловаться на «разжигание вражды», очевидно, стоит убедиться, не разжигаешь ли ты сам ее (поневоле?). И второй вопрос — целесообразность использования любой партийной и политической символики на транспорте. От транспорта мы ожидаем скорости, надежности и комфорта. А для политической и партийной символики — другое место и время.

Иван АНТИПЕНКО, «День», Херсон
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ